Буклеты для родителей "Артикуляционная гимнастика для малышей"; "Игры со звуками и словами"
консультация по логопедии

Заваленкова Надежда Петровна

Предварительный просмотр:

Можно ли помочь маленькому

человечку в становлении правильной, чистой речи? Вполне. И сделать это в состоянии не только логопеды и воспитатели, но и родители.

Одним из самых доступных средств ее решения является

артикуляционная гимнастика.

Занятия артикуляционной гимнастикой целесообразно начинать в самом

раннем дошкольном возрасте, так как именно с этого периода возможно воздействовать на мышцы

артикуляционного аппарата ребенка, то есть добиваться их мягкости, эластичности и подвижности и тем самым предупредить возникновение неправильного звукопроизношения.

Как же организовать обучение, чтобы оно было воспринято с радостью и

интересом даже детьми младшего возраста?

Посадите ребенка в удобном месте. Можно приготовить для

каждого упражнения яркую мягкую игрушку или куклу. Уточните с

малышом, где находится язычок и

его кончик, где губки, зубки, щечки.

Познакомьте малыша с органами артикуляционного аппарата: губы, зубы, язык, щѐки.

При проведении артикуляционной гимнастики, особенно на начальном


этапе, взрослый выполняет упражнения вместе с ребенком. Каждое повторяется несколько раз. Благоприятный эмоциональный фон, столь

необходимый на занятиях, достигается похвалой и поощрением малыша.

Предлагаю Вам игру

« ВЕСЕЛЫЙ ЗООПАРК»

«Рыбка» Рыбка ротик открывает,C:\Users\ДОМ\Desktop\817.jpg

Говорить она желает. (Ребенок широко открывает и закрывает рот).

«Добрый тигренок» Наш тигренок не кусается, Наш тигренок улыбается.C:\Users\ДОМ\Desktop\cute_tiger_sitting_coloring_page.gif

(Ребенок растягивает губы в широкой улыбке,

обнажая сомкнутые зубы).

«Слоник»

Тянет слоник хоботок, Так он воду достает. (Ребенок вытягивает губы трубочкой).C:\Users\ДОМ\Desktop\s1200 (1).jpg

«Киска»C:\Users\ДОМ\Desktop\kotyata7.gif

Тише, киске не легко, Она лакает молоко. (Ребенок, открыв рот, выполняет движения

языком вперед-назад).


«Любопытный гусь»

Шейку вытянул гусак, Вот так, вот так.C:\Users\ДОМ\Desktop\raskraski-gus-12.jpg

(Ребенок вытягивает вперед узкий кончик языка).

«Обезьянка» Обезьянка - озорница Может целый деньC:\Users\ДОМ\Desktop\in-coloring-picture-of-monkey.jpg

дразнится.

(Ребенок, улыбаясь, произносит «пя-пя-пя»,

зажимая губами широкий кончик языка).

«Лошадка»C:\Users\ДОМ\Desktop\6e378959665e71b266af3e938f24d807.jpg

К нам лошадка скачет!

Что же это значит.

(Ребенок щелкает языком, широко открыв рот).C:\Users\ДОМ\Desktop\7f0f7036a052.jpg

«Попугай» Попугай волнистый мой Вечно крутит головой.

(Ребенок, открыв рот, выполняет движения языком вправо-влево).

«Мишка - сладкоежка»

Мишка очень любит мед, Он его сейчас слизнет. (Ребенок, открыв рот, облизывает верхнююC:\Users\ДОМ\Desktop\medved13.gif

и нижнюю губу).

«Жираф» У жирафа голова Достает до потолка.C:\Users\ДОМ\Desktop\zhiraf1.gif

(Ребенок, широко открыв рот, достает кончиком языка до верхнего неба).


«Ежик» А у ежика иголки Ох, как колки!

Ох, как колки!C:\Users\ДОМ\Desktop\jezek.jpg

(Ребенок

дотрагивается кончиком языка до внутренних сторон правой и левой щеки).

«Усталый лосенок»

ЛосенокC:\Users\ДОМ\Desktop\riLxnjei8.jpg

высунул язык,

Он долго бегать не привык.


МБДОУ г. Иркутска детский сад №95

Буклет для родителей

«Лягушка»

На обед себе лягушка Ловит комара и мушку.C:\Users\ДОМ\Desktop\raskraska-ljagushka-56.jpg

(Ребёнок кончиком языка, стараясь поднять его как можно выше, касается

верхней губы).

«Озорной щенок» А щенок по кличке Шарик Все гонял воздушныйC:\Users\ДОМ\Desktop\1452899187_schenok-bezhit-za-sharikom_1_raskrasku.com.jpg

шарик.

Толстой лапой Шарик топнул,

И воздушный шарик лопнул.

(Ребенок надувает и сдувает щеки).


(Ребенок, открыв рот,

улыбаясь, показывает широкий, расслабленный язык).

Уважаемые воспитатели!

Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней

заинтересованности и успехов.


Составитель: учитель-логопед Заваленкова Н.П.C:\Users\ДОМ\Desktop\hello_html_2ec27101.jpg

г. Иркутск



Предварительный просмотр:

СЛОВАРИК:

Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направление.

Фонема– звук, умение различать каждый звук в слове.

Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах (д, о, м), понимать

смысл слов.

Фонематическое восприятие – умственные действия по различению фонем и установление звуковой структуры слова: кит

к` - мяг., согл. звук,

и – глас. звук,

т – твёр., согл. звук;

первый звук – к`, второй – и, третий – т.

Дети 5-7 лет могут:

1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).

2. Делить слова по слогам.

3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).

4. Придумывать слова на заданный звук, слог.

5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).

6.Анализировать звуковой состав слова.

7. Давать характеристику звуков:

– гласный звук, обозначаем красной фишкой;

–  твёрдый звук, согласный, обозначаем синей фишкой;

– мягкий звук, согласный, обозначаем зелёной фишкой.

8.Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол. В предложении 4 слова.

Первое слово – карандаш;

Второе слово – упал;

Третье слово – под (короткое слово);

Четвёртое слово – стол.

9. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».

Что даёт в развитии фонематического слуха и восприятия у ребёнка дошкольного возраста:

* Помогает ребёнка подготовительной к школе группе подготовит «базу» к непосредственно –образовательной деятельности «Подготовка детей к обучению грамоте».

*  Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассников:

–  Замены звонких согласных  парными глухими и наоборот («томик»  вместо «домик»,

«удюг» вместо «утюг»).

– Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

– Замена свистящих звуков [С],[З],[Ц]  шипящими [Ш],[Ж],[Щ],[Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля»).

–  Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р],[Р`],[Л],[Л`],[Й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»).

* Недостаточно сформирована грамматическая сторона речи (неправильное написание суффиксов, приставок, слитное написание падежных инструкций, словообразование).

* Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному чтения целыми словами.

Игры на развитие фонематического слуха

и восприятия

Цель: Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

   Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например, звук [Р]:

л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.

Игра «Назови картинки».

Цель: Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке.

   Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш].  Например, картинки (можно игрушки): мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.

Игра «Придумай слово».

Цель: Учить подбирать слова на заданный звук, слог.

   Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т.д. на заданный звук [С], слог МА и т.д.

Игра «Назови первый звук в слове».

Цель: Учить выделять первый звук в слове.

   Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот – [К], иголка – [И].

Игра «Назови последний звук в слове».

Цель: Учить выделять последний звук в слове.

   Назови предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [М], слон – [н].

Игра «Прохлопай слово».

Цель: Учить делить слова на слоги.

   Прохлопай слово и назови количество слогов в слове

(можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове). Например,: собака – 3 слога.

Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.

                     Игра «Найди пару».

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.  

    Ребёнку предлагаются парные картинки: коза – коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка – галька и т.д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовёт пару той или иной картинке.

Игра «Найди слово».

Цель: Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

    Взрослый предлагается прослушать стихотворение, (либо короткий рассказ), где есть слова со звуком [С]. Ребёнку нужно назвать слова со звуком [С].

Игра «Разложить картинки».

Цель: Учить дифференцировать звуки в словах.

    Ребёнку предлагается разложить картинки (игрушки) на звуки [С] – [Ш], [З] –  [З`].

Игра «Добавлялки».

Цель: Учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

   Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш]…уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар) и т. д.

Игра «Определи место звука в слове».

Цель: Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

    Определить, где «живёт» заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце слова. Например: звук [Ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Кому подойдёт квартира?».

Цель: Научить определять количество звуков в слове.

   У детей – картинки различных животных. Взрослый показывает домик

 Детям нужно подобрать к этой схеме слово (животное), затем – назвать каждый звук отдельно.

Игра «Цепочка слов».

Цель: Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.

   Взрослый называет слово, ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например,: сыр – рыба – арбуз – зонт и т.д.

Игра «Отгадай слово».

Цель: Учить составлять слова по первым звукам предметов, изображённых на картинках.

    Угадайте по первым звукам, изображённых на картинках предметов слово. Например, лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Назови слово».

Цель: Учить называть слова с определённым количеством слогов.

  Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым), с 2 слогами (мама, каша), с 3 (молоко, булочка).

Путь дошкольника к грамоте лежит   через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 95

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

     СО  ЗВУКАМИ

               И  СЛОВАМИ

P1010819

Составитель: C:\Users\ДОМ\Desktop\hello_html_2ec27101.jpg

учитель-логопед  Заваленкова Н.П.

г. Иркутск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры со звуками и словами для старших дошкольников

В предлагаемом материале представлены игры со звуками и словами для обучения грамоте старших дошкольников....

Готовый дидактический материал для игры "Сколько звуков в слове?"

Представляю готовый дидактический материал для игры "Сколько звуков в слове?". Идею данной игры я увидела на просторах интернета (если автор откликнется, буду рада озвучить). Я переработала ...

Играем со звуками и словами.

Воспитатели, играя с детьми в эти игры, помогут им закрепить звуковой анализ слова, выделять звук в слове, составлять из звуков слова....

Дидактическая игра "Играем со звуками в словах"

Ориентировка на звуковую сторону слова способствует воспитанию граммотической правильности речи, освоению многообразия средств языка....

игры со звуками и словами

Подборка дидактических игр обучению грамоте...

интерактивная игра "Сколько звуков в слове"

Раз, два, три, четыре, пять!Ах, как весело играть!на картинки посмотри,количество звуков назови....

Дидактическая игра «Найди звук в слове»

Дидактическая игра «Найди звук в слове» для детей старшего дошкольного возраста          Игра предназначена для детей от 5 лет, играт...