Мастер-класс для родителей и педагогов «Как быстро выучить стихотворение?»
материал по логопедии (старшая группа)

Не каждый ребенок с удовольствием учит стихотворения. Причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Если ребёнок отказывается учить стихотворение, предложите «нарисовать его».

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, картинок, схем, позволяет значительно быстрее вспомнить и запомнить стихотворение.

Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, мы можем использовать опорные схемы и таблицы, т. е. применяем метод наглядного моделирования. Использование опорных рисунков превращает обычное занятие в игру.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Описание методики.

1.Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;

2.Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;

3. Педагог читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).

4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы

5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

Как использовать методику? Давайте рассмотрим на примере стихотворения Натальи Нищевой «Снегири».

1 этап. Выразительное чтение стихотворения.

Вот на ветках,

Посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

2 этап. Беседа по содержанию стихотворения.

-О чем стихотворение?

-Понравилось ли тебе?

-Кто сидел на ветках?

-В чем они сидели?

-Что делали снегири?

3 этап. Схема к стихотворению.

Далее, 4 и 5 этапы.

Данный метод называется – мнемотехника.

Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.

Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

- применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

          Данная методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.

          В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kak_bystro_vyuchit_stihotvorenie.docx165.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный

детский сад общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

Мастер-класс для родителей и педагогов

«Как быстро выучить стихотворение?»

Подготовила и провела:

Учитель-логопед Литвинова М.М.

г. Долгопрудный

2022 г.

Не каждый ребенок с удовольствием учит стихотворения. Причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Если ребёнок отказывается учить стихотворение, предложите «нарисовать его».

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, картинок, схем, позволяет значительно быстрее вспомнить и запомнить стихотворение.

Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, мы можем использовать опорные схемы и таблицы, т. е. применяем метод наглядного моделирования. Использование опорных рисунков превращает обычное занятие в игру.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Описание методики.

1.Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;

2.Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;

3. Педагог читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).

4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы

5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

Как использовать методику? Давайте рассмотрим на примере стихотворения Натальи Нищевой «Снегири».

1 этап. Выразительное чтение стихотворения.

Вот на ветках,

Посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

2 этап. Беседа по содержанию стихотворения.

-О чем стихотворение?

-Понравилось ли тебе?

-Кто сидел на ветках?

-В чем они сидели?

-Что делали снегири?

3 этап. Схема к стихотворению.

https://sun9-2.userapi.com/impg/F61j24TCTSa9pV4v1-O12XuvSVNfeZpwEc8BRw/5soLCkRjmqg.jpg?size=604x437&quality=96&sign=b0723a895b134349fde82c5c0466a6ea&c_uniq_tag=koxn_GlV2XmQs4PC1ROQdFCVHYAX0ag5vZtzl1YUUfM&type=album

Далее, 4 и 5 этапы.

Данный метод называется – мнемотехника.

Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/11/13/s_65523dd797c64/phpg5gptC_Rechevoe-razvitie-detej-posredstvom-mnemotehniki_html_a54107d4d7d0e6a1.jpg

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.

Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

- применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

         Данная методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.

         В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Ниткография" мастер-класс для детей, родителей и педагогов

Ниткография  (ниткопись)— это художественные работы,  которые создаются с помощью ниток, уложенных на поверхность листа, определенным способом....

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Консультация для родителей "Как легко и быстро выучить стихотворение"

В консультации представлена техника для обучения детей дошкольного возраста запоминанию....

Мастер - класс для детей, родителей и педагогов. Открытка 9 Мая!

Мастер класс для детей, родителей и педагогов. Изготовление открытки для ветерана ВОВ 9 мая!Аппликация с пластилином.Автор идеи и реализации: Воспитатель Беляева Елена Владимировна.[[{"type":"media","...

Мастер-класс "Умные инструменты для прогрессивных педагогов: мастер-класс по нейросетям в ДОУ"

Цель: Повышение ИКТ-компетентности педагогов.Задачи:Познакомить работников ДОУ с нейросетямиПоказать примеры успешного использования нейросетей на практикеПредоставить педагогам практические рекоменда...