Речевые игры по звуковому и слоговому анализу слов
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Шевчук Ольга Александровна

Звуковой анализ слова - это определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой).

Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz_slova_pamyatka.docx57.31 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковой анализ слова - это определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой).

Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Звуковой анализ выполняется путем выделения голосом звуков в слове и их характеристики.

План анализа слова:

  1. Произнеси слово и послушай его.
  2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам: выполняя второй пункт плана, ребёнок произносит слово дважды: в первый раз целиком, а во второй по слогам. 
  3. Протяни (выдели первый звук в слове, назови его и охарактеризуй). Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора. 
  4. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)
  5. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
  6. Третий звук и т.д.
  7. «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:
  • сколько всего звуков в слове?
  • сколько гласных? 
  • сколько в слове слогов?

МАДОУ ПГО «Детский сад №63 комбинированного вида»

Учитель-логопед Шевчук О.А.

Речевые игры на звуковой и слоговой анализ слова.

  1. «Назови первый/последний звук в слове».

Цель: определение позиции звука в слове.

Ход игры: взрослый называет слова в соответствии с лексической темой или предметы, которые нас окружают.

Например, ЖИРАФ – первый звук Ж, МАШИНА – первый звук М, ЗИМА – последний звук А, САМОКАТ – последний звук Т и т.д.

  1.  «Где спрятался звук?»

Цель: учить определять позицию звука в начале, в середине, в конце слова.

Ход игры: взрослый называет слово и просит определить где находится звук, ребенок называет звук (в начале, в середине, в конце слова).

Например: звук В в начале слова – Виноград, Ветер, Вата.

                    Звук К в конце слова – пауК, стуК, баК.

                    Звук  Н в середине слова – звоНок, гНездо, башНя.

  1. «Узнай по описанию».

Цель: определение первого/последнего звука в слове.

Ход игры: взрослый загадывает ребенку описательную загадку и попросит его назвать первый либо последний звук в слове.

(данную игру можно использовать на этапе автоматизации звука).

Например, это предмет мебели. В него люди вешают одежду. Что это? (ШКАФ – попросите ребенка назвать последний звук в слове).

  1. «Составь слово из слога».

Цель: учить составлять слово из заданных слогов.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку подобрать слово по

первому слогу.

Например, ВА: -та, -за, -трушка, -ренье.

                    ВЕ: -тер, -лосипед, -ер, -тка.

 

По последнему слогу: КА: май-, бул-, шут-, бел-.                                        

5.  «Замени звук».

Цель: учить дифференцировать звуки.

Ход игры: предложите ребенку заменить один звук на другой.

Например, дифференциация звуков П-Б.

Почка – бочка, пар – бар, папа – баба, пашня – башня, палка – балка.        

Дифференциация звуков Т-Д: том – дом, тачка – дачка, точка – дочка.      

     

      6. «Цепочка слов».

Цель: учить составлять слово на звук, на которые закончилось названное слово.

Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен придумать слово с последнего звука предыдущего слова.

Например, КОТ – ТАЧКА – АНАНАС – САНИ – ИГРУШКА – АКУЛА и т.д.                

  1. «Раздели слова на слоги».

Цель: учить делить слово на слоги.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку произнести слово по слогам, хлопая на каждый произнесенный слог.

Например, БУ-СЫ (2 слога), БА-РА-БАН (3 слога), ПИ-ЛА (2 слога) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты для звукового и слогового анализа слова.

Пособие по звуковой культуре речи....

"Овладение детьми звуковым и слоговым анализом слова"

quot;Овладение детьми звуковым и слоговым анализом слова"...

Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов».

Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов».Задачи:1. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. 2. Закреплять на...

Овладение детьми звуковым и слоговым анализом слова

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, определение фонетической характеристики звуков (ум...

Дидактические игры и упражнения по формированию умений звукового и слогового анализа слов, строения предложений для подготовительной группы.

Список игр для подготовительной группы по формированию умений звукового и слухового анализа слов и строения предложений....

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».

Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно,  навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».

Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно,  навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....