Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Роттер Марина Александровна

Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно,  навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения. 

В основе работы разработанная  последовательность прохождения звуков по трём основным периодам обучения. Подбор речевого материала  осуществляется  и обусловлен набором  правильно произносимых ребёнком звуков, изученных и известных ему букв. Операции анализа (разъединения) и синтеза(соединения) используются неразрывно, так как обучение грамоте – процесс двуединый: письмо требует навыков анализа, чтение – навыков синтеза, слияния звуков в слоги, а слогов – в слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.2023._.docx41.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков звукового и слогового  анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».

 Цель: формирование навыков анализа и синтеза слов различного уровня сложности, формирование умения характеризовать звук по всем параметрам(гласный-согласный, твёрдый –мягкий согласный звук, звонкий –глухой согласный звук); подбор пар согласных по их характеристикам определение места звука в слове; выделение заданного звука из речевого потока;; правильное деление слов на слоги; выделение заданного слога на слух; подбор слов к звуковым и слоговым схемам.

1. «Мы - водители »

Цель: определение позиции звука в слове (начало, конец, середина)

Сначала логопед перед зеркалом чётко отрабатывает и обсуждает совместно с ребёнком артикуляцию заданного звука. У  ребёнка на столе карточка

1

2

3

 и игрушечная машинка. При чётком назывании слова с заданным звуком логопедом ребёнок ставит машинку в один из квадратов, в зависимости от места нахождения звука в слове (1 – в начале слова, 2- в середине, 3-в конце слова).

2. «Кто быстрее доедет? »

Цель: подбор слов на заданный звук и /или подбор слов к слоговой схеме слов.

Дети делятся на две подгруппы, и им предлагается посоревноваться в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Дети поочерёдно(по подгруппам) называют слова на заданный звук. Как вариант, возможно усложнение правил игры: подбирать слова на заданный звук с определённым количеством слогов. За каждый правильный ответ детям выдаётся фишка, из которых выстраивается на столе «дорожка». Кто быстрее выложит свою дорожку, тот и выигрывает.

3 .«Кто первый? »

Цель: собрать схему слова, используя индивидуальные наборы для составления схем слов по лексической теме (машина, знак, дорога ит. д.)

ЗНАК            

4. «Подбери словечко »

Цель: определить по схеме, какое слово предложено логопедом к схеме или выбрать для данного на слух слова одну из предложенных схем. При хорошем выполнении это задание можно усложнить: слова вслух не произносятся, а детям предлагается ряд картинок, из которых необходимо выбрать нужную и объяснить свой выбор.

Например, подобрать схему к слову РУЛЬ

*

5. «Прошагай слово »

Цель: работа над слоговой структурой слова, когда дети по количеству произносимых гласных звуков определяют количество слогов в словах. Детям предлагается отмерять слово шагами: каждый слог – шаг.

6. «Кто в каком вагоне поедет? »

Цель: работа над слоговой структурой слова.

Перед детьми нарисованный паровоз с 3-мя вагонами (с одним, двумя и тремя окошками)  и предметные картинки: руль, светофор, машина, самолёт, колесо, знак, кузов, ит.д. Дети определяют количество слогов в словах, изображённых на картинках, и «рассаживают» эти слова-картинки по вагонам.

После того, как ребёнок будет уверенно произносить слово любой слоговой структуры по слогам, можно привлекать его внимание к отдельным слогам в слове. Легче всего выделять последний слог в трёхсложном или четырёхсложном слове, так как имеющаяся опора из начальных двух или даже трёх слогов помогает угадать, какое слово задумано, и правильно его закончить.

7. «Договори словечко »

Цель: работа над слоговой структурой слова, когда дети договаривают последний слог в словах.

Све-то –ФОР

До-ро-ГА

МА-ши-НА

Ве-ло-си-ПЕД

Пра-ви-ЛА

8. «Слово рассыпалось »

Цель: работа над слоговой структурой слова, расширение словарного запаса по лексической теме, обучение слоговому чтению.

Фор-све-то –СВЕТОФОР

Во-тель-ди - ВОДИТЕЛЬ

Ход-ше-пе – ПЕШЕХОД

Са-пас-жир - ПАССАЖИР

9. «Азбука пешехода »

Цель: работа над слоговой структурой слова, выделение гласных в слогах, расширение словарного запаса по лексической теме, обучение слоговому чтению.

                  С_Е_О_О_ (светофор)   М_Т_Ц_К_ (мотоцикл)

                  В_Д_Т_Л_ (водитель)   В_Л_С_П_Д (велосипед)

                  П_С_А_И_ (пассажир)    П_Ш_Х_Д (пешеход)

10. «Решаем  слоговые ребусы»

Начните с «П» - и буду я

Деталь велосипеда.

А с буквой «М» - дают меня

Спортсменам за победу.(Педаль - Медаль.)

С «Б» в середине –

Я место водителя,

С «Л» - горьких ягод

Поесть не хотите ли?(каБина - каЛина.)

 

Моё начало – крик гусиный,

Лихой азарт – мой слог второй.

А ВМЕСТЕ – спальня для машины,

И легковой, и грузовой.(ГА-РАЖ - гараж.)

Мой первый слог средь нот найдешь,

Покажет лось второй и третий.

Куда из дому не пойдешь,

Ты сразу ЦЕЛОЕ заметишь.(ДО-РОГА - дорога.)

Слог мой первый спать велит,

Средний - в музыке звучит,

А последний меру знает;

ЦЕЛЫМ скорость измеряют.(СПИ-ДО-МЕТР - спидометр.)

Когда на «И» кончаюсь я,

Домой Вас мигом довезу.

Когда кончаюсь я на «А» -

Лежу и косточку грызу.(таксИ - таксА.)

11. «Кто скорее?»

Цель: слоговой анализ слов по теме, совершенствование навыка слогового анализа.

У детей – картинки по теме: светофор, перекрёсток, тротуар, регулировщик, милиционер, жезл, автобус, троллейбус, трамвай  и фишки для слогового анализа. Логопед просит детей по - очереди называть картинки, а затем разделить слова на слоги и выложить их схемы фишками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование в логопедической группе по лексической теме "Правила дорожного движения"

планирование  по  лексической  теме  в  старшей логопедической   группе  на  неделю, с  указанием  всех  видов  деятельности....

Материал для занятий дома по лексической теме "Правила дорожного движения"

Материал для занятий дома по лексической теме "Правила дорожного движения"...

Лексическая тема "Правила дорожного движения" (вторая младшая группа)

Календарно-тематическое планирование на неделю во второй младшей группе...

Лексическая тема "Правила дорожного движения" (старшая группа)

Календарно-тематическое планирование на неделю в старшей группе...

Лексическая тема "Правила дорожного движения" (подготовительная группа)

Календарно-тематическое планирование на неделю в подготовительной группе...

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».

Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно,  навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....