Методический материал для проведения родительского собрания "Речевое и психическое развитие дошкольников 4-5 лет"
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)

Зубцова Тамара Николаевна

Представлен методический материал в виде презентации для проведения родительского собрания о показателях  речевого и психического развития дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевое и психическое развитие дошкольников 4 –5 лет

Слайд 2

Нормы речевого развития от 4 до 5 лет Словарный запас состоит из 2500 -3000 слов ; Точно называет предметы и их качества; Придумывает собственные слова и даже стихи; В речи много прилагательных, предлогов, личных местоимений, наречий, обозначающих пространственные и временные признаки «скоро», «потом», «вокруг»; Составить логически верное высказывание из нескольких предложений; Происходит овладение монологической речью и пересказом; Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку; Почти все звуки произносит правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех); Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом. Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Слайд 3

Речевое развитие детей 4-5 лет Активный словарь Умеет называть части лица и туловища Называть предметы одежды и обобщать их одним словом ( На тебя надета шляпа, кофта,юбка , гольфы. Как назвать одним словом эти предметы?) П одбирать признаки и качества к предмету. (Апельсин какой? Круглый , оранжевый, сладкий) П одбирать действия, характерные для предъявленного предмета .( Мяч-катать, ловить , бросать , подбрасывать и т.д .) О бобщать одним словом предметы по теме «Игрушки», «Обувь», «Посуда», «Животный мир » ( Появляется понятие ступеней обобщения (мышь – грызун – животное). Употреблять слова с противоположным значением (антонимы) Расширение словарного запаса в этом возрасте является главным правилом овладения связной речью . Грамматический строй (словоизменение, словообразование) С огласовывать прилагательные с существительными (карандаш зеленый, кофта красная, одеяло синее) С клонять существительные в косвенных падежах .( кукла, нет куклы, пою песню кукле , люблю играть с куклой) С клонять существительные единственного числа в винительном падеже без предлога. ( Я вижу дом. А ты? -Вижу лопату, вижу майку ) С клонять существительные в именительном падеже множественного числа (Мяч-мячи, мишка-мишки, машина-машины) О бразовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (нос-носик, самолет-самолетик) Образовывать названия детенышей животных (у кошки-котенок, у лисы –лисенок) Логико-грамматические конструкции У потреблять предложно-падежные конструкции с предлогами ( по картинке-Где сидит заяц? На машинке. ) Овладение грамматическим построением предложений поможет детям говорить правильно, избегая речевых ошибок.

Слайд 4

Речевое развитие детей 4-5 лет Слоговая структура слова В оспроизводить слова разной слоговой структуры отраженно произнести слова : машина, полотенце , бабочка , матрешка, пуговица, лягушка, мыльница самостоятельно по картинкам: кастрюля, черепаха, корабль, тюльпан, аквариум Фонематические процессы Выявить умение воспроизводить слоговые ряды (та-да, ка-га , ба-на, ма-мя ) Выявить умение выделять заданный звук из слова ( Определи наличие Р в словах. Если зазвенит моторчик –хлопай в ладоши: коза, мышка, трава, цапля, рожки) Выявить умение дифференцировать слова, близкие по звучанию (мишка-миска, трава-дрова, коза-коса ) Развитие фонематического слуха позволяет произносить слова правильно, а затем так же правильно воспроизводить их на письме. Связная речь Умение вести диалог, степень направленности на собеседника ( Сколько тебе лет? Какие игрушки ты любишь? Каких животных ты знаешь? Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное? Как его зовут? и т.д.) Составить рассказ по картинке (сюжетна картинка «Дождик»-понимание сюжета, умение самостоятельно составить рассказ, возможность отвечать на вопросы) Выявить умение пересказывать текст Освоение связной речи – важный фактор успешности в дальнейшем обучении ребенка . Звукопроизношение [и],[ы],[у],[ф],[в],[т ],[ д],[н],[к], [г],[х],[й] [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч], [щ ] Итак, пятилетний ребенок должен говорить выразительно, связно, используя богатый словарь и разнообразные синтаксические конструкции, практически без речевых ошибок, произнося все звуки чисто.

Слайд 5

Показатели психического развития детей в возрасте 4-5 лет Мелкая моторика Дети л юбят играть со строительным материалом. Могут самостоятельно завести механическую игрушку. Умеют правильно держать карандаш и самостоятельно проводить вертикальные и горизонтальные линии Сенсорно-перцептивная деятельность Ребенок правильно дифференцирует цвета и оттенки, знает название шести основных цветов , использует их в процессе рисования и конструировании. Различает и называет геометрические фигуры. Соотносит с местом геометрические сложные фигуры, знает названия основных фигур. Различает пространственные отношения: около, рядом, за, между, перед. Умеет соотносить предметы по длине, высоте и ширине. Узнает бытовые предметы на ощупь. Соотносит предметы по величине в убывающем и возрастающем порядке ( сериационный ряд). При осязательном восприятии тщательно обследует фигуры, выделяет наиболее характерные ее части. Ориентируется в сторонах собственного тела. Правильно показывает и называет сторону тела собеседника

Слайд 6

Интеллектуальное развитие Среди мыслительных операций важнейшими являются усвоение сенсорных эталонов: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас); выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет); формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше). В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания: о явлениях природы; о животном мире; о растительном мире; о некоторых трудовых действиях. Эмоционально – волевая сфера У ребенка уже сформировано умение подчинять свои желания требованиям взрослых, порядкам детского коллектива. Наблюдаются зачатки ответственности за порученное дело, стремление быть полезным. Он овладевает правилами взаимоотношений

Слайд 7

Интеллектуальная деятельность Знает количественные понятия: много, один, мало. Самостоятельно считает до пяти. Знает времена года, ориентируется во времени (день, ночь, утро, вечер). Часто задает вопросы: "что? зачем? когда? почему?". Активно рассматривает сюжетные картинки, при наводящих вопросах называет сюжет. Внимательно слушает сказки, смотрит телевизионные передачи. Формирует обобщающие понятия: "мебель, транспорт, овощи, фрукты" и пр. Устанавливает причинно-следственные связи в рассказе, пересказывает сюжет, выделяет существенное звено. Игровая деятельность Появляется сюжетно-ролевая игра в небольшой группе детей (2-3 человека) с продолжительностью 10-30 минут. Устойчивый интерес к играм (любимые игры). Может больше 10 минут заниматься конструированием, строит разнообразные постройки, обыгрывает их. Бытовые навыки Самостоятельно одевается, умеет застегивать пуговицы, молнии, с помощью взрослого завязывает шнурки. Самостоятельно ест, правильно держит вилку, ложку. Самостоятельно умывается. Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода, поддерживать установленный порядок (убирать за собой игрушки , посуду со стола).

Слайд 8

Бытовые навыки Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода, поддерживать установленный порядок (убирать за собой игрушки, посуду со стола). Самостоятельно одевается, застегивает мелкие пуговицы, завязывает шнурки. Умеет делать практически все самостоятельно (одеваться, умываться, правильно пользоваться столовыми приборами). Поддерживает чистоту и порядок в своей комнате или в группе. Игровая деятельность Проявляются устойчивые интересы в игре. Есть любимые роли, любимые игры. Сюжет игр приобретает наибольшую полноту, яркость, выразительность, в них наиболее полно отражается жизнь взрослых. Предпочитает групповые игры. Эмоционально – волевая сфера Согласует свои действия с другими детьми. Выполняет правила поведения не только по привычке, но и сознательно. При выполнении правил поведения следит за другими детьми.

Слайд 9

На что обратить внимание! Отсутствие внимания к речи малыша. Родители не уделяют достаточного внимания общению; Взрослые «сюсюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания. Ребенок запоминает, что смягченное, его «детское» произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом любовь; Игнорирование задержек в развитии; Нежелание заниматься исправлением речи (в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость); Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к диалогу, ему сложно общаться, т.к. он не умеет этого делать; Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер, планшет или телефон; Взрослые мало читают малышу.

Слайд 10

Когда обращаться к логопеду? Если 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся или заменяются на другие звуки; Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить смягченно (самолет – « сямает »), употребляет много лепетных слов (« кися »); К шести годам не произносятся верно отдельные звуки (Ш, Ж, Р, Л); Говорит с запинками, повторяет звуки или слога, заикается; Ребенок старше 5 лет не может выучить стихотворение, пересказать услышанное.

Слайд 11

Рекомендации для развития речи Расширение кругозора, объема и качества знаний; Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, шнуровка, лепка, рисование, конструирование и т.д.); Артикуляционная гимнастика; Игры на развитие слуха, согласование речи с движениями (стихи с разнообразными движениями, звукоподражаниями, игра «Добавь слово»); Игры на развитие слухового восприятия (угадать какой предмет звенит, угадать откуда звук, подражать бытовым звукам); Заучивание и чтение стихов; Рассказывая стихотворение, иллюстрируя его; Чтение художественной литературы (каждый день читайте книги ребенку и не только перед сном. Лучше выбрать книгу вместе с малышом. Помните, что во время чтения вас не должны отвлекать, ребенок должен видеть, что чтение вам очень интересно); Речевое фантазирование, сочинение (придумывайте свои маленькие истории, можно из жизни ребенка. Дети обожают, когда они сами становятся героями сказки. Если сможете увлечь ребенка, он сам начнет пытаться сочинять). Отвечайте на вопросы ребенка (на все «почему?», «как?», «когда?» нужно найти время ответить. Не игнорируйте вопросы ребенка и постарайтесь найти достойные ответы; Путешествуйте с ребенком. Разнообразие впечатлений стимулирует развитие связной речи. Рассказывайте ребенку о том, куда вы едите, чем будете заниматься. Консультации специалистов (если ребенок избегает общения, не пытается пересказать, у него не получается ответить даже на простые вопросы. В Первую очередь обратитесь к учителю-логопеду, психологу и неврологу).

Слайд 12

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА.

Выявления уровня развития детей на основе танцевального  искусства....

Материал для проведения родительского собрания "Дети у телевизора"

Презентационный материал для проведения родительского собрания "Дети у телевизора"...

Методическое пособие по проведению диагностики и мониторинга физического развития и здоровья дошкольников

Методическое пособие по проведению диагностики и мониторинга физического развития и здоровья дошкольников...

Материал к проведению родительского собрания в старшей группе «Детские капризы и упрямство»

Родительское собрание "Детские капризы и упрямство"Цель: формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах капризов и упрямства детей.Задачи: познакомить с понятиями капризы и у...

Методическая разработка по проведению родительского собрания в подготовительной группе "Скоро в школу".

Данные методическая разработка поможет родителям и детям подготовиться к школе и успешно пройти адаптацию....

Разработка методических материалов по проведению родительских собраний

Родительские собрания – это действенная форма общения педагога с родителями. Именно на собраниях у педагога есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами ...

Учебно -методический материал для проведения занятия по развитию речи по теме <<Домашние животные>>.

1. Закрепление обобщающего понятия «домашние животные». Обогащать словарный запас по теме «Домашние животные».2. Воспитание внимания к собственной речи, интереса к занятиям по ...