Нейроигры, как средство коррекции детей с ТНР
консультация по логопедии

Минина Лилия Александровна

Роль нейропсихологического подхода в коррекции детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neyroigry_kak_sredstvo_korrektsii_detey_s_tnr.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Нейроигры, как средство коррекции детей с ТНР»

                                                                           

1 слайд

- Рада приветствовать Вас, уважаемые коллеги.

2 cлайд 

Тест Струпа (карточки)

- Для того, чтобы погрузить Вас в суть нейропсихологического подхода в коррекции детей с ТНР, предлагаю пройти тесты. Первый тест называется тест Струпа. Перед Вами карточки, вам нужно быстро называть цвета, а не то что написано.  

Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое – читает. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия.

3 слайд

- Вам удалось без особых трудностей прочитать всё, что написано, несмотря на то что буквы в словах переставлены местами. Как написано в самом тексте, причиной тому является тот факт, что мы читаем не каждую букву в отдельности, а всё слово целиком. Поэтому перепутанные буквы в словах не мешают нам понимать смысл прочитанного.      

4 слайд

- Сегодня, запросы школы и общества таковы, что ребёнок должен быть готов воспринимать большой объём информации, ориентироваться в нём, стараться быть успешным и конкурентоспособным. В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в речевом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе.

- Зачастую, традиционные психолого-педагогические методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребёнка непосредственно, по типу «симптом—мишень», во многих случаях перестали приносить результаты в процессе направленной коррекции. Для меня, как специалиста коррекционного профиля, очевидно, что в нынешней детской популяции актуализируются дизонтогенетические механизмы, которые формируют качественно новые варианты индивидуальных различий.

- Эти проблемы и натолкнули на необходимость поиска новых развивающих, коррекционных, оздоровительных направлений в работе с детьми с ТНР. С одним из таких направлений я познакомлю Вас сегодня более подробно.

5 слайд + видео

- «Гимнастика Мозга» была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном. Он разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как «неспособных к обучению».

6 слайд

- Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). По мнению нейрофизиологов и кинезиологов развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

7 слайд

- Специальные упражнения «Умной гимнастики» позволяют создавать новые нейронные связи и улучшают работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

8 слайд

Виды упражнений «Умной гимнастики»:

Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата.

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. 

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

Самомассаж – воздействует на биологически активные точки.

Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

9 слайд

Упражнения на развитие мелкой моторики 

Цель - развивают межполушарное взаимодействие (мозолистое тело, произвольность и самоконтроль, стимулируют работу речевых центров).

«Колечко» 

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Цепочка» 

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. В упражнении участвуют все пальчики.

«Лезгинка» 

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

«Кулак-ребро-ладонь» 

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

10 слайд

Зеркальное рисование

Цель: Улучшает координацию «рука-глаз» и выполнение творческих заданий. Интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела, способствует творческому самовыражению, пространственному видению.

11 слайд: Практическое задание

- Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

12 слайд

Массажёр СУ-ДЖОК

Это «дистанционное управление» всеми органами тела

Цель: нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкую моторику; активизировать области коры головного мозга, способствовать установлению межполушарных связей; содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности.

С.Д упражнение «Новый год»

Праздник приближается, ёлка наряжается.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Мы развешали игрушки: бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

13 слайд

Телесные упражнения

Односторонние:

Цель: синхронизация работы полушарий головного мозга, улучшение психоэмоционального состояния, координация движений, повышение самооценки.

- «Капитан-молодец!» (смена жестов)     

- «Я- хороший» (смена движений)

14 слайд

Перекрёстные упражнения, пересекающие среднюю линию тела:

Цель: интегрируют работу полушарий головного мозга, способствуют развитию координации движений и ориентировки в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации.

«Перекрестные шаги»

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.      

«Ухо- нос» (без хлопка и с хлопком) 

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

15 слайд

Выполнение упражнений с мячом и балансиром стимулируют работу мозжечка, что значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий. Отличным кардиотренажером, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию, внимательность является нейроскакалка.

 

16 слайд

Глазодвигательные упражнения

«Ленивый слон»

Цель: Одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. Это упражнение активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект-тело», улучшает концентрацию внимания. Под влиянием гимнастики мозга в организме наступают самые разнообразные положительные структурные и функциональные изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности детей с ОВЗ и расширить границы возможностей их мозга.

При его выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой.

17 слайд

Массаж биологически активных точек

Упражнение «Думающий колпак»

Цель: По мнению психологов, «думающий колпак» будет полезен детям перед началом занятий, так как поможет быстро сконцентрировать внимание. Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие. Упражнение также весьма кстати перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером.

  1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.
  2. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.
  3. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.
  4. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.
  5. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.
  6. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.

18 слайд

Дыхательные упражнения

Цель: улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

«Задуть свечу»

Ребёнок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

19 слайд

Упражнения на релаксацию

Цель: Расслабление, снятие напряжения

«Путешествие на облаке»

«Ковер-самолет»

           

20-21 слайды

Представление дидактического материала и пособий по теме.

22 слайд

Вывод: Таким образом, опыт использования нейроигр в работе с детьми с ОВЗ:

  • Показывает, что система работы обеспечивает коррекцию всех высших психических функций;
  • Способствует формированию речевых функций, совершенствованию звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции;
  • Происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела;
  • Является хорошей профилактикой нарушений письма и чтения;
  • Данные программы дают возможность родителям и специалистам правильно выстроить работу с ребёнком и успешно справиться с имеющимися трудностями.

23 слайд

- Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

  Первая продуктивная деятельность ребенка - это изобразительная деятельность. В нашем детском саду этому виду деятельности уделяется большое внимание. Однако,  для правильного планир...

Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития.

Игра для ребенка в дошкольном возрасте занимает особое место. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любых рассказов, сказок. Одним из видов игровой деятельности ...

Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста  с задержкой психического развития"...

Нейроигры и нейропсихологическая коррекция

Нейроигры и нейропсихологическая коррекция. Консультация разработана для родителей детей дошкольников. ...

Долгосрочный проект "Нейроигры, как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению «Играя, развиваюсь и учусь или матрица успеха»

Используя нейропсихологический подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста ,можно повысить качество подготовки дошкольника к школьному обучению, совершенствовать педагогическую работу ...