Долгосрочный проект "Нейроигры, как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению «Играя, развиваюсь и учусь или матрица успеха»
проект (подготовительная группа)

Григорьева Александра Михайловна

Используя нейропсихологический подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста ,можно повысить качество подготовки дошкольника к школьному обучению, совершенствовать педагогическую работу по подготовке успешного выпускника детского сада, сформировать навыки и умения дошкольника ,необходимые для успешного обучения в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_neyroigry.doc310.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект «Нейроигры, как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению «Играя, развиваюсь и учусь или матрица успеха»

  Подготовила  воспитатель группы «Капелька» Григорьева А.М.

Участники: воспитанники группы «Капелька» 5-7 лет, родители, педагоги.

Срок реализации: февраль 2023 – май 2024

Тип проекта: исследовательский, игровой.

Методы и приемы:

Сюрпризные моменты, пальчиковые игры, различные виды нейроигр.

Интеграция образовательных областей: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

Работа с родителями:

Оформление и создание пособий, домашних игр.

Цель проекта:

Создание развивающей предметно-пространственной среды с использованием нейроигр в группе, которая поможет сформировать у дошкольников в доступной игровой форме готовность к успешному школьному обучению.

Использование нейроигр планируется следующим образом:

Старшая группа: знакомство с нейроиграми, создание и применение комплекса нейроигр по всем образовательным направлениям.

Подготовительная к школе группа: усложнение заданий, создание пособий детьми и родителями и наполнение развивающей предметно-пространственной среды группы, применение комплекса нейроигр во всех образовательных направлениях, в режимных моментах, использование «карманных» консультаций в работе с родителями.

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

СОДЕРЖАНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт, социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники, требуют нового подхода к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, физического, творческого и эмоционального развития ребенка.

Особенно актуально для педагогов дошкольного образования сегодня стоят задачи по социализации ребенка, формированию его любознательности и мотивации в достижении успеха, всестороннего развития его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

К моменту поступления в школу дети должны иметь определенные умения и навыки, быть психологически подготовленными к быстрому и качественному восприятию новой информации, усвоению новых знаний, уметь выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и при этом быть стрессоустойчивыми в любых жизненных ситуациях.

Современные исследования показывают, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями развития. В последнее время наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью, вниманием, восприятием. Дети невнимательны, неорганизованны, не способны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание.

В настоящее время неуклонно растет количество первоклассников не готовых к школе и испытывающих трудности в обучении. Кому-то трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, а также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития. Все это приводит к когнитивной и эмоционально-личностной неготовности ребенка к адекватной адаптации к социуму и обучению в школе.

Чтобы количество школьников, испытывающих трудности в обучении, сократилось, необходимо решать все проблемы еще в дошкольном возрасте.

Задачи проекта

- Используя нейропсихологический подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста повысить качество подготовки дошкольника к школьному обучению.

-  совершенствовать педагогическую работу по подготовке успешного выпускника детского сада;

- формировать навыки и умения дошкольника необходимые для обучения в школе;

- развивать психические процессы дошкольника средствами нейроигр. Ожидаемые результаты

Для детей:

- синхронизируется работа полушарий;

- повышается стрессоустойчивость, произвольность и устойчивость внимания, снижается утомляемость;

- развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;

- совершенствуется мыслительная деятельность, память, речь.

Для родителей:

повысится уровень педагогической компетентности родителей в области применений нейропсихологических технологий.

Практическая направленность проекта

Проект направлен на устранение затруднений дошкольника при переходе к школьному обучению, развитие необходимых для успешного усвоения программы психических качеств.

Критерии оценки и показатели эффективности проекта:

          Для диагностики использовался комплект материалов Павловой Н.Н., Руденко Л.Г., который предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Комплект состоит из классических методик, позволяющих выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы (приложение 1).

Проектная часть

Этапы проекта:

1 этап – организационный: сбор информации, изучение научных литературных и интернет-источников по теме;

2 этап – основной: внедрение комплекса нейроигр в группе.

3 этап – заключительный: анализ результатов и перспектива проекта.

IV. Литература и интернет-ресурсы

  1. Сборник статей весенней межмуниципальной сессии для работников образования
  2. Экспресс-диагностика в детском саду авторы Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.
  3. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Диагностика в детском саду. – М.: ГЕНЕЗИС - 2008
  4. Оздоровление детей в условиях детского сада. Под редакцией Л. В. Кочетковой. М., 2007г. Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
  5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд.: Москва Линка – Пресс 2009 г.
  6. Алексеева «Музейные бродилки» //Прямая речь – 2013 г. №11.
  7. Т.П. Корзникова, Н.В. Просоедова, М.М. Степанова. «Квест-игра как эффективное форма организации образовательной деятельности дошкольника» Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016г.

8.      Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.

9.      Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.

10.      Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.

11.      Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.

12.      Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.

13.      Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

14.      Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.

15.      Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.

16.      Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

17. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.

Приложение 1

ДИАГНОСТИКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.

1. Личностная сфера

Субтест 1. «Лесенка» (самооценка) 

Цель: выявление самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку — самых плохих. На средней ступеньке — ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька — тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель*? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».

Критерии оценки

• Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

• Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы. В Протоколе указывается номер ступеньки, выбранной ребенком (как оценивает себя сам, мама, папа, воспитатели). В разделе «Примечания» отмечается выбор, который вызвал затруднение (например, поставить на вторую или пятую ступеньку и т.п.) или потребовал большего времени на раздумье; а также отказ ребенка от выполнения задания.

  1. Общая осведомленность

Субтест 2. «Нелепицы» 

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, психолог может оказать ему помощь, задав следующие вопросы: —Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить? —Где и как растет морковка, редиска? И т.п.

Критерии оценки

• Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости — 2 балла.

• Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с не большой помощью психолога (один-два вопроса) — 1 балл.

• Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней — 0 баллов.

В Протоколе фиксируется, все ли нелепые ситуации смог найти ребенок, и заданные психологом вопросы; в разделе «Примечания» фиксируются трудности звукопроизношения, грамматические ошибки, оценивается словарный запас.

Субтест 3. «Времена года» 

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.

Процедура проведения. Перед ребенком раскладывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»

Критерии оценки

• Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями — 2 балла.

• Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, — 1 балл.

• Ребенок не понимает задания, бесцельно перекладывает картинки, — 0 баллов.

В Протоколе следует отметить, какое время года вызывает затруднение. В разделе «Примечания» отмечается активный словарный запас, точность передачи признаков времен года.

  1. Развитие психических процессов

Субтест 4. «Найди такую же картинку» (внимание) 

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают лист с рисунками. Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.

Критерии оценки

• Ребенок выполняет задание верно в 5—6 случаях — 2 балла.

• Ребенок выполняет задание верно в 3—4 случаях — 1 балл.

• Ребенок выполняет задание верно в 1—2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.

В Протоколе отмечается правильность выбора («+» или «—»).

Субтест 5. «10 предметов» (память) 

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку переворачивают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.

Критерии оценки

• Ребенок запомнил 5—6 предметов — 2 балла.

• Ребенок запомнил 4 предмета — 1 балл.

• Ребенок запомнил менее 4-х предметов — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, сколько предметов запомнил ребенок (предварительно ставятся «+» или «—»).

Субтест 6. «Найди «семью» (мышление) 

Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (ведущий берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать, одним словом, карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»

Критерии оценки

• Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане — 2 балла.

• Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи психолога переходит к самостоятельному выполнению — 1 балл.

• Ребенок не понимает условие задания и не использует по мощь психолога — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, верно или неверно названы обобщающие слова («+» или «—»), а в Примечаниях — какая помощь психолога была использована.

Субтест 7. «Рыбка» (мышление) 

Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Педагог спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.

Критерии оценки

• Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение — 2 балла.

• Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб — 1 балл.

• Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, как ребенок складывает картинку по образцу, умеет ли он находить ошибки, сверяясь с образцом. В разделе «Примечания» отмечается знание геометрических фигур и цвета.

Субтест 8. «Рисунок человека» 

Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.

Процедура проведения: перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

Критерии оценки

• Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.

• Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.

• Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов.

 

Критерии оценки

• Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рас сказ — 2 балла.

• Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.

• Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок — 0 баллов.

В Протоколе фиксируется, правильно ли ребенок выкладывает последовательность, исправляет ли ошибки, в Примечаниях записываются интересные речевые высказывания (эпитеты, сравнения), оценивается словарный запас ребенка, связность рассказа, грамматическая правильность речи. В Протоколе отмечается, с чего ребенок начинает рисовать (голова, ноги и т.п.), его высказывания в процессе рисования, в разделе «Примечания» делаются записи о состоянии мелкой моторики, о том, правильно ли ребенок держит карандаш, с каким нажимом рисует и т.п.

Субтест 9. «Последовательные картинки» (речь, мышление) 

Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.

Процедура проведения. Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ».

Субтест 10. «Разрезные картинки» (4 части) (восприятие) 

Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Процедура проведения. Ребенку предлагают разрезанные изображения предметов. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.

Критерии оценки

• Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно — 2 балла.

• Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.

• Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, узнал ли ребенок картинку в разрезанном виде; сколько проб он сделал, чтобы сложить картинку.

Субтест 11. «На что это похоже?» (воображение) 

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку предлагают поочередно три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?»

Критерии оценки

• Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.

• Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.

• Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.

В Протокол записывают ассоциации на каждую картинку, подсчитывается их количество. В разделе «Примечания» отмечается оригинальность ассоциаций.

Оценка результатов

Высокий уровень — 16—20 баллов.

Средний уровень — 10—15 баллов.

Низкий уровень — 0—9 баллов.

ДИАГНОСТИКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.

  1. Личностная готовность

Субтест 1. «Лесенка» 

Цель: изучение самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, а на самую нижнюю ступеньку — самых плохих ребят. В середину — средних: ни плохих, ни хороших. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитатель(и)?»

Критерии оценки

• Считается нормой для типичного дошкольника ставить себя на ступеньку «хорошие», «самые хорошие» дети (6—7 ступень).

• Дети, прошедшие кризис 7 лет, обычно ставят себя чуть выше середины (5—6 ступень).

• Если дети ставят себя на самые низкие ступени, это может свидетельствовать о сниженной самооценке.

В Протоколе отмечается номер ступеньки, выбранной ребенком (как оценивает себя сам, мама, папа, воспитатели). В разделе «Примечания» отмечается выбор, который вызвал затруднение (например, поставить на вторую или пятую ступеньку и т.п.) или потребовал большего времени на раздумье, а также отказ ребенка от выполнения задания.

  1. Мелкая моторика рук

Субтест 2. «Вырежи круг» 

Цель: выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.

Процедура проведения. Ребенку предлагают вырезать круг между двумя линиями — внешней и внутренней. Он должен постараться, чтобы круг получился ровный. Психолог может сделать надрез, показав, как нужно будет работать.

Критерии оценки

• Ребенок вырезал круг, линия контура которого достаточно плавная и ни разу не вышла за обозначенные пределы — 2 балла.

• Ребенок вырезал круг, линия контура которого ни разу не вышла за обозначенные пределы, но является недостаточно плавной — 1 балл.

• Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В Протоколе нужно отметить, какой рукой ребенок вырезает, насколько уверенно и аккуратно он работает.

  1. Интеллектуальная готовность

Субтест 3. «Домик» (внимание) 

Цели: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Инструкция: «Перед тобой лист бумаги и карандаш. Нарисуй точно такую же картинку, какую ты видишь на этом листе (перед испытуемым кладется листок с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот, на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было ластика), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Критерии оценки

• Образец скопирован верно, без ошибок — 2 балла.

• Ребенок допускает 3 ошибки из перечисленных ниже — 1 балл.

• Ребенок допускает более 3-х ошибок — 0 баллов.

Ошибками считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;

в) неправильно изображенный элемент рисунка;

г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от за данного направления;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены, или «залезание» линий одна за другую.

В Протоколе фиксируется наличие ошибок, в разделе «Примечания» отмечается, какая рука ведущая, правильно ли держит карандаш, как сидит во время рисования и т.п.

Субтест 4. «10 слов» (память) 

Цель: оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.

Процедура проведения. Ребенку читают 10 слов: лес, хлеб, окно, стул, брат, вода, конь, гриб, игла, мед. И предлагают воспроизвести их в любом порядке. Затем вновь читают те же слова, и ребенок повторяет все, что запомнил, еще раз. Процедуру повторяют 4 раза, результаты каждый раз фиксируются.

Критерии оценки

• Ребенок с первого раза запомнил не менее 4-х слов, и кривая запоминания носит возрастающий характер, достигая 8—10 слов, — 2 балла.

• Ребенок воспроизвел первый раз менее 4-х слов и запомнил 5—7 слов после четырехкратного повторения — 1 балл.

• Ребенок смог запомнить менее 5-ти слов после четырехкратного повторения — 0 баллов.

Во время проведения субтеста в таблице «10 слов», приведенной в Приложении, отмечаются слова, которые называет ребенок. Если он называет лишние слова, то их записывают в пустой клетке. В Протоколе должно быть записано количество слов, воспроизведенных ребенком после каждого повторения, а в Примечании отмечаются признаки утомления ребенка.

Субтест 5. «Закончи предложение» (словесно-логическое мышление) 

Цель: оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении.

Процедура проведения. Ребенку зачитывают три незаконченных предложения, предлагают внимательно послушать начало каждого предложения и придумать его завершение.

Критерии оценки

• Ребенок уловил причинно-следственные связи и построил предложения грамматически, верно, три раза — 2 балла.

• Ребенок отвечает верно в двух случаях — 1 балл.

• Ребенок не справляется с заданием или отвечает только в одном случае — 0 баллов.

В Протоколе записывают, сколько предложений ребенок завершил правильно, в разделе «Примечания» отмечают, насколько грамотно и развернуто составлены предложения.

Субтест 6. «4-й лишний» (мышление) 

Цель: определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают серию картинок: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из четырех предметов лишний. Почему?»

Критерии оценки

• Ребенок правильно выделяет 4-й лишний в 5—6 вариантах и правильно объясняет свой выбор — 2 балла.

• Ребенок правильно выделяет 4-й лишний, но не может объяснить свой выбор — 1 балл.

• Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, по какому признаку ребенок делает обобщение и исключение; знает ли он обобщающие слова.

Субтест 7. «Последовательные картинки» (мышление, речь) 

Цели: выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Процедура проведения. Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают пять картинок и предлагают внимательно их рассмотреть: «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ».

Критерии оценки

• Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ — 2 балла.

• Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.

• Ребенок нарушает последовательность, не видит ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, правильно ли определена последовательность картинок, фиксируются интересные речевые высказывания (эпитеты, сравнения), в разделе «Примечания» оцениваются словарный запас, связность рассказа, грамматическая правильность речи.

Субтест 8. «Найди недостающий» (логическое мышление) 

Цель: диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор.

Процедура проведения. Ребенку предлагают определить закономерность, по которой располагаются фигуры в строке, и заполнить пустую клетку в табличке. Оценивается работа со второй таблицей, первая — тренировочная.

Критерии оценки

• Ребенок верно находит закономерности по двум признакам и обосновывает свой выбор — 2 балла.

• Ребенок находит закономерность только по одному признаку — 1 балл.

• Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, как ребенок справляется с заданием, сколько признаков он учитывает при сравнении.

Субтест 9. «Рисунок человека» 

Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

Критерии оценки

• Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.

• Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.

• Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, с чего ребенок начинает рисовать (голова, ноги и т.п.), его высказывания в процессе рисования и т.п., в Примечаниях делаются записи о состоянии мелкой моторики, о том, правильно ли ребенок держит карандаш, с каким нажимом рисует и т.п.

Субтест 10. «Разрезные картинки» (6 частей) (восприятие) 

Цель: выявление сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.

Процедура проведения. Перед ребенком хаотически выкладываются разрезанные изображения сначала одного, затем другого предмета. Картинку предлагают собрать после того, как ребенок узнает нарисованный предмет.

Критерии оценки

• Ребенок узнает по частям картинки и собирает их самостоятельно — 2 балла.

• Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.

• Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, узнал ли ребенок картинку в разрезанном виде; сколько проб он использовал, чтобы сложить ее.

Субтест 11. «На что это похоже?» (воображение) 

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа?» Ответы ребенка записывают в протокол.

Критерии оценки

• Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.

• Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.

• Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.

В Протокол записывают ассоциации на каждую картинку, отмечая особо оригинальные.

  1. Развитие произвольности

Субтест 12. «Запрещенные слова» 

Цель: выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника».

Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру. Я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить». После того как испытуемый подтвердит, что он понял правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?

3. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

4. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

5. Ты любишь гулять?

6. Ты любишь играть?

7. Ты хочешь учиться?

8. Ты любишь болеть?

9. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не полу чается?

10. Тебе нравится заниматься в детском саду?

11. Тебе нравятся школьные принадлежности?

12. Если бы тебе разрешили учиться дома с мамой, ты согласился бы на это?

Критерии оценки

• Ребенок соблюдает правила игры, отвечает быстро и правильно на 9—12 вопросов — 2 балла.

• Ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с трудом находит правильные ответы на 4—8 вопросов — 1 балл.

• Ребенок нарушает правила, давая (в основном без раздумий) в большинстве случаев запрещенные ответы или правильно отвечает лишь на 1—3 вопроса — 0 баллов.

В Протоколе ответы ребенка отмечаются знаками «+» или «—». В разделе «Примечания» на основе анализа ответов оцениваются сформированность познавательной мотивации и наличие желания идти в школу.

Субтест 13. «Графический диктант» 

Цели: оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться рисовать разные узоры. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек надо провести линию. Когда прочертишь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Покажи, где правая рука? А левая? У тебя на листочке стоят три точки, поставь карандаш на верхнюю. А теперь начинаем рисовать первый узор. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Дальше продолжи узор сам.

Теперь поставь карандаш на следующую точку, будем рисовать второй узор. Начинаю диктовать. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжи этот узор».

Теперь поставь карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Теперь сам продолжай рисовать этот узор».

Критерии оценки

• Ребенок безошибочно воспроизводит диктуемые узоры (в одном из них допускаются отдельные ошибки) — 2 балла.

• Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй во все не соответствует диктуемому — 1 балл.

• Ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому— 0 баллов. В Протоколе фиксируется, как ребенок воспринимает инструкцию и выполняет задание. В Примечаниях отмечается ведущая рука, умение ориентироваться на листе бумаги (лево, право, верх, низ); нажим карандаша, специфика линий, посадка ребенка за столом, умение правильно держать карандаш. Психологическое консультирование по результатам обследования. После проведенного обследования детей группы на психологическую готовность к школе психолог составляет индивидуальные рекомендации по каждому ребенку для воспитателей и родителей и по всей группе в целом для воспитателей и специалистов ДОУ (логопедов, преподавателей ИЗО, физической культуры и др.). При анализе результатов психолога должны насторожить нулевые показатели по субтестам № 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12.

Родителям ребенка, получившего при обследовании менее 10 баллов, желательно рекомендовать обратиться на консультацию к дефектологу.

Оценка результатов

Высокий уровень — 20—24 балла.

Средний уровень — 12—19 баллов.

Низкий уровень — 0—11 баллов.

Приложение 2

Родительское собрание на тему

«Нейроигры в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Цель: педагогическое просвещение родителей в развитии ребенка с применением нейроигр.

Повестка

  1. Сообщение о роли нейроигр в развитии детей (педагог)
  2. Мастер – класс с родителями «Игры дома за 5 мин».
  3. Разное.

Как говорил известный педагог, психолог Иван Петрович Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Известно, игра – одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, получает удовольствие взаимодействуя друг с другом, старается победить, соревнуется. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Игра – это естественное состояние и потребность любого ребенка. В современном мире существует великое множество разных игр – настольно-печатные (лото, домино, пазлы), дидактические игры, развивающие игры, словесные (считалки, потешки, скороговорки и т.п), подвижные игры.

Давайте вспомним с вами как мы проводили время в наше детство: поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на скакалке, в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом. А наши дворовые игры с соблюдением правил: это прятки,12 палочек, казаки-разбойники, цепи-кованы и многое другое…

А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современные детки ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, наши маленькие дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что в светлом будущем дети будут  психически, физически, соматически ослаблены.

Сегодня, я хочу рассказать вам о нейройграх. И так, что же такое нейроигры? Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышает позитивный и эмоциональный настрой. Пугающее слово – нейроигры – не требуют вмешательства медикаментов. Неироигры являются доступным средством для развития ребенка. Можно с уверенностью сказать, что нейроигры содержат в себе развивающий потенциал, а любую развивающую игру отнести к нейроиграм. Нейропсихологи (Семако Н.Я., Судовская Н.В., Праведникова И.И.) рекомендуют применять нейроигры с 3-х лет.

Кому предназначены такие игры? Ответ прост – всем. Такие игры полезны и взрослым и детям, ведь они проходят в игровой форме, имеют эмоциональную привлекательность, многофункциональны, сочетаются с двигательной активностью, формируют партнерское взаимодействие между ребенком и взрослым.

Уважаемые родители, предлагаю погрузиться в детство, немного поиграть. Встаньте посвободнее, повторяйте за мной.

Замечательно, улучшилось, присаживайтесь. Поиграли сами, научите дома деток.

2. Мастер – класс с родителями

Чем привлекательны нейроигры? Их можно не только приобрести в магазине, но и создать самому. Нужно лишь желание, а все необходимое находится на столах.

1. Нейроигра на внимание «Домашние животные»

Материал: лист бумаги А4, фломастеры, клей, картинки домашних животных. Структура: вам необходимо обвести обе руки на листе бумаги, затем приклеить на правую/левую руку домашних животных, чтоб животные соответствовали местоположению на пальцах рук, на указательных кошка, на больших собака и т.д.

Как играть: предложите ребенку рассмотреть карточку, назвать знакомых животных, а затем показать животных соответствующими пальцами рук.

Вариация может быть любая – от животных до фруктов, главное желание.

2. Нейротаблица на сенсорное развитие «Веселые круги»

Материал: лист бумаги А4, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы, линейка. Структура: вырезаем круги одного размера 8 шт, разных цветов 2 комплекта. Расчертить пополам лист бумаги, наклеить круги так, чтоб они не повторяли местоположение.

Как играть: предложите ребенку назвать цвета кругов. Помогите, если затрудняется. Предложите показывать одновременно левым и правым пальчиком круги, которые вы назовете.

 Если ребенок хорошо знаком с геометрическими фигурами, можно усложнить, добавить квадрат, треугольник.

3. Нейроигра на развитие моторики «Ходилки - бродилки»

Материал: лист А4, фломастеры, линейка.

Структура: лист кладем вертикально, расчерчиваем на 5 одинаковых частей. В верхней левой части рисуем круг, в правой верхней части рисуем овал, затем ниже чередуем овал, круг и так рисуем до конца листа. На начальном этапе берем один цвет.

Как играть: предложите ребенку погулять пальчиками по листу, где круг там находится 1 пальчик, где овал – там 2 пальчика. Пусть пальчики погуляют сверху вниз, а затем обратно. Со временем, усложняйте темп: сначала медленно – быстрее – быстро.

Вот такие нехитрые игры помогут вашему малышу в полноценном развитии. Старайтесь избегать директивного тона во время игр. Пусть ваша игра будет легкой, веселой, интересной. Покажите ребенку, как нужно играть с улыбкой на лице, а если он не хочет – не заставляйте. Подождите, пока у ребенка будет настроение или когда он заскучает и предложите ему игру.

3. Мы переходим к вопросу о разном.

Для успешной работы и жизни группы нам необходимо выбрать родительский комитет. Роль родительского комитета заключается в помощи работникам ДОУ в организации обратной связи с родителями, в содействии успешной реализации программы ДОУ, задач по всестороннему развитию детей.

Напомнить о режиме работы ДОУ, приеме детей, наличии спортивной формы, носочков, соблюдении масочного режима.

Обратная связь с родителями (ответить на вопросы родителей).

Благодарю родителей за уделенное время, предлагаю взять свои игры домой, поиграть с детьми, прислать фотоотчет в вайбер.

Опросник составлен по материалам работ А. В. Семенович «Введение в нейропсихологию детского возраста», В. С. Колгановой, Е. В. Пивоваровой «Нейропсихологические занятия с детьми».

Отметьте в списке особенности развития вашего ребенка.    

Дата_______

Ф. И. ребенка______________________    Ф.И. О. родителя (опекуна)__________________

 

1.      Родовая травма, кесарево сечение, преждевременные роды, асфиксия, гипер- и гипотонус, кривошея, частые падения, травмы головы, общий наркоз, повышенный или пониженный тонус.

2.       У близких родственников – алкоголизм, диабет, ревматизм, эндокринные заболевания и т.п.

3.      Ограничение ребенка в движении с первых дней жизни, отсутствие грудного вскармливания, ребенок мало ползал или не ползал совсем, ходил на цыпочках, поздно начал говорить.

4.       Он быстро возбуждается и не может успокоиться или, напротив, излишне медлителен, плохо засыпает, в младенчестве «путал» день и ночь, с трудом усваивает бытовые навыки, быстро истощается.

5.      Ребенок часто болел, особенно на первом году жизни. Его по жизни сопровождают ЛОР- и легочные заболевания, отиты, лечение антибиотиками, аллергии, дерматиты, проблемы ЖКТ (частая рвота, поносы, запоры и т.д).

6.    Что-то когда-то в поведении ребенка заставило маму обратиться к специалисту или литературе и найти информацию о дисбактериозе, панкреатите, сколиозе, энурезе, дефиците венозного оттока, гипертензионный синдром, ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, аутизм, ОНР, ФФН, дизартрия, дисграфия, дислексия ит.д.

7.      Ребенка надо несколько раз окликать, он часто переспрашивает и не всегда правильно понимает, что ему говорят,

8.      Коверкает слова, говорит «с кашей во рту».

9.      Испытывает трудности, когда общается с чужими людьми (сверстниками и взрослыми), особенно в незнакомых условиях.

10.  Постоянно конфликтует не только с посторонними, но и с домашними. Не может усидеть на месте и сосредоточиться, быстро отвлекается, не выполняет элементарных правил (например, в игре, в быту).

11.  Он плохо рисует и никак не удерживает ритм на занятиях физкультурой или ритмикой, не может описать картинку и т.д.

12.  Пишет неразборчиво, плохо усваивает учебный материал.

13.  Плохо запоминает, обобщает, сравнивает.

14.  Пишет, рисует левой рукой.

15.  Не может описать картинку, скопировать рисунок.

16.  Пропускает, заменяет буквы, часто пишет их зеркально.

17.  Двигает ногами, языком, когда пишет, рисует.

18.  С трудом высиживает 15 минут на одном месте.

19.  Невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца.

20.  Часто отвлекается, не может сосредоточиться, долго делает домашнее задание.

21.  Неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.

Приложение 3

Консультация для родителей на тему:

«Нейроигры для детей с проблемами речевого развития»

С рождения и до школы у ребёнка активно формируются все сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. Если у ребенка слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает. Давно замечено нейропсихологами, что при выполнении определённых физических действий образуется огромное количество нейронных   связей и как следствие, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут нейропсихологические упражнения и игры. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

Каким детям необходима нейрогимнастика:

- если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;

- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;

- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;

- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;

- присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);

- быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;

- есть проблемы с речью разной сложности;

- наблюдается слабая познавательная деятельность;

- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.

На что направлены нейропсихологические игры и упражнения:

  • развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
  • развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
  • работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
  • активизация речи;
  • работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.

К сожалению, далеко не везде можно найти такого узкого специалиста, как нейропсихолог. И чтобы снизить риск возникновения проблем, родителям следует уделять большое внимание физическому развитию детей. Особенно активно это нужно делать в дошкольный период.

Некоторые из нейропсихологических упражнений и игр довольно просты и под силу любой маме.

Вот несколько вариантов нейропсихологических игр:

1. Весёлый мяч

Игры могут быть самыми разными: кидать мяч, подбрасывать вверх, ловить, перекидывать друг другу, сбивать мишень, катать по полу, играть в футбол, забрасывать мяч в игрушечное кольцо и т. д. Пособие «Мяч и речь» (авторы О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва) в этом поможет.

2. Пальчиковая гимнастика

Для детей с патологиями речи (например, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи и т. д.) пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры («коза», «заяц» и т. д.). Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисть руки более гибкой. Сопровождать такие игры желательно потешками и стихами, к примеру, использовать пособие «Пальчиковые шаги», авторы Е. И. Чернова и Е. Ю. Тимофеева.

3. Су-Джок

Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. Ими легко пользоваться, они продаются в ортопедических салонах и стоят недорого. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром взрослого. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с «ёжиками» принесёт пользу. Вместо Су-Джок можно воспользоваться дарами природы: шишки, каштаны, орехи. Подойдут также любые колючие мячики, например, для стиральной машинки.

4. Дыхательная гимнастика

Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.

Что делать:

• пускать мыльные пузыри;

• дуть через соломинку;

• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;

• задувать свечки;

• сдувать бумажную салфетку или перо со стола;

• дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;

•самостоятельно сделать из бумаги бабочку/снежинку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть и т. д.

Много полезной информации по дыхательной гимнастике и не только есть в книге О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёвой «Исправляем произношение. Комплексная методика исправления артикуляционных расстройств».

5. Межполушарное рисование

Если полушария работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как не происходит полноценного обмена информацией между мозговитыми «соседями». Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру. А помогут в этом пособия Т. П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».

6. Кинезиологические упражнения

Они бодрят, тонизируют, буквально заставляют «напрячь мозги». Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Вот несколько вариантов игр.

Упражнение «Кулак – ладонь»

Положить на стол ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе. Одновременно менять положение рук. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения.

Упражнение «Червячок в яблочке»

Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:

 Червяк дорогу сверху вниз

 В огромном яблоке прогрыз.

 Упражнение «Класс – заяц»

 Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

Упражнение «Кольцо».

По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение можно повторять в прямом порядке и в обратном.

Эти несложные игры помогут скорректировать в домашних условиях работу двух полушарий и снизить риск развития проблем. В любом случае, если вы заметили, что ребёнок не справляется с нагрузкой, жалуется на утомляемость, страдает перепадами настроения, гиперактивен или слишком пассивен, то обратитесь за консультацией к педиатру, а он вас направит уже к узкому специалисту.

«Консультация для родителей «Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста»».

Мозг можно тренировать, поэтому предлагаем родителям познакомиться с комплексом кинезиологических (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) упражнений для детей, которые позволят развивать мозг и совершенствовать его деятельность.

 Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится малышу.

Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил:

- Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.

- Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.

- Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время помощи маме. Удобство комплекса и состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку.

- В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.

- Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.

- Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.

Это важно! Взрослым следует помнить, что не все получится с первого раза (чтобы в этом убедиться, достаточно самим попробовать выполнить несколько упражнений), поэтому на малыша нельзя кричать, нервничать, оскорблять его, обзывать. Такое отношение навсегда уничтожит стремление к обучению новым видам деятельности. Лучше всего посмеяться вместе над неудачей, похвалить за старание и попробовать еще раз.

Примеры упражнений для развития мозга.

Для усиления взаимодействия левого и правого полушарий мозга дошкольник должен выполнить простое упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Родитель показывает малышу три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности.

- сначала ладонь выпрямлена;

- потом — сжимается в кулак;

- далее ладонь ставится ребром;

- после этого последовательность повторяется.

Кинезиологические упражнения очень просты и доступны - их можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут.

Найди игрушку. Для этой игры, в соответствии с инструкцией спрячьте игрушку. А потом попросите ребенка найти ее. Диктуя инструкцию соблюдайте правило: 1 шаг — одно произнесение, обязательно пауза на размышление. Не торопите ребенка.

Примерная инструкция: три шага вправо, два шага прямо, перепрыгни через кубик, проползи на четвереньках до коробки (комода, шкафа и т. п.). Найди то, что спрятано.

Рисование одновременно двумя руками. Обведи морские волны сразу двумя руками. Руки движутся навстречу друг другу. Правая рука движется справа налево, левая — слева направо.

Перекрестные шаги. Очень хорошее упражнение для развития координации движения и бинокулярного зрения, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках письма, чтения и слушания.

 Порядок действий таков:

-ребенок встает прямо; поднимает согнутую в колене правую ногу так, будто хочет сделать шаг на месте;

- согнутую в локте левую руку тянет к правому колену;

- далее движения повторяются, но теперь к левому колену стремится правый локоть

Число повторов – от 5 до 10, в зависимости от индивидуальных способностей дошкольника. Если включить любимую музыку, поработать вместе с малышом, положительные эмоции гарантированы.

Консультация для родителей: «Что такое нейроигры?»

Сегодня число детей с нарушениями речи заметно растёт. Самая частая причина проблем – повреждение ЦНС во время беременности или родов. И в этом случае нейропсихологическая коррекция –одна из популярных методик в работе с малышами.

Нейропсихология – это научное направление на стыке нейронауки и психологии. Нейропсихология занимается изучением работы структур головного мозга и их связей с психическими процессами и формой поведения. Основная задача нейропсихолога – выявить слабые и сильные стороны работы головного мозга и сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным. Кому полезно играть в нейропсихологические игры?

Если ваш ребенок:

• Гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный.

• Испытывает трудности в усвоении программы. Долго выполняет задания, на занятиях невнимателен.

• Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.

• Есть синдром дефицита внимания.

• Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память.

• Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения. • Быстро переключается с одного действия на другое.

• Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.).

• Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт.

• Есть проблемы с речью разной сложности.

• Наблюдается слабая познавательная деятельность.

• Плохо развита мелкая и общая моторика порой причина неусидчивости кроется именно в нарушении работы полушарий.

Нейропсихологические игры и упражнения направлены на:

• развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;

• развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;

• работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

• активизация речи;

• работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.

Для маленьких детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. А малыш познаёт этот мир не через родителей, как кажется, а с помощью движения. Мы хотим, чтобы дети были послушными, но это ошибочное желание. Если у малыша слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает, а это значит сбой в работе мозга. В идеале, ребёнок должен вести себя немного спокойнее, чем хулиганы из мультика «Осторожно, обезьянки»: мама замучена, зато сколько нейронных связей образовалось в головах её неугомонных малышей. Дело в том, что при выполнении определённых физических действий, и образуются эти связи, соответственно, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут как раз нейропсихологические упражнения.

Эти несложные игры помогут скорректировать в домашних условиях работу двух полушарий и снизить риск развития проблем в будущем.

«Польза нейропсихологических

упражнений для дошкольников»

Нейропсихология — это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге.

Нейропсихологические упражнения — это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений.

Нейропсихологических подход в играх и упражнениях

1. Развитие крупной моторики.

2. Развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук.

3. Работа с ритмом, как основой речи.

4. Использование всех каналов восприятия.

5. Одновременное использование речи и движений.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

«Кинезиологические» упражнения направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами. Развитие координации рук и ног и т.д.

Упражнения с кинезиологическими мячиками

Виды упражнений:

1.  Перекладывание из правой руки в левую и наоборот.

2.  Передача соседу и наоборот.

3.  По кругу.

4.  Перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая)

5.  Вариации.

Существует несколько видов упражнений, направленных на решение разных задач по развитию психомоторных координаций. Основные из них следующие:

Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание, как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости.

Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).

Двигательные упражнения и растяжки. Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства.

Упражнения на развитие познавательных навыков. Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию).

Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением.

Нейропсихологическая коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:

  • Снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;
  • Нарушение мыслительной деятельности;
  • Недостатки в речевом развитии;
  • Снижение функции внимания и памяти;
  • Несформированность пространственных представлений;
  • Недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности и т.д.

Противопоказания к применению

Нейропсихологичекие упражнения для детей противопоказаны при таких заболеваниях:

  • Эпилепсия;
  • Генетические симптомы;
  • Психические расстройства.

В детском возрасте применяют две методики коррекции:

  • двигательную;
  • когнитивную.

Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

Полезные рекомендации!

Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, нужно следовать нескольким правилам:

1.Не стоит сразу ожидать результатов.

Начинать тренировки следует с концентрации внимания на одной из функций. Нужно быть терпеливым, ведь у ребенка не сразу может получаться, он будет отвлекаться. Не стоит одергивать малыша, ему после того сложнее концентрироваться. Только терпение и усилия приведут к положительному результату.

2. Нельзя переутомлять и перевозбуждать малыша.

Нужно периодически переключать внимание ребенка, меняя виды игр, но делать это не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить полноценный сон, спокойную обстановку.

3.Установить внешние рамки.

Ребенку нужно точно объяснить, что можно, а что нельзя. Стоит учитывать, что ребенок долго ждать не может, поэтому поощрения и наказания должны проявляться вовремя. Это может быть доброе слово, небольшой сувенир, но все должно быть предоставлено вовремя.

4. Во время работы лучше использовать сразу несколько игр:

  • для развития внимания,
  • для снятия напряжения,
  • для регуляции воли,
  • для закрепления результатов.

Игры с мячом:

- кидать мяч (взрослому, в корзину, вверх, об пол, в мишень);

- ловить мяч (прямо, сбоку, сверху, стоя на стульчике, на балансире);

- перекидывать мяч с партнёром (при этом эмоционально сопровождать броски словами «бах»,

- сбивать мишень мячом (как вариант-кегли). Мишень можно ставить как ниже уровня глаз, так и   выше. Это работа разных групп мышц и оказывает разный эффект;

- для самых маленьких ещё подойдёт катать мяч по полу с партнёром

(научить малыша рукой отталкивать мяч). Сопровождать словами «толкай», «кати»;

- отталкивать руками (и ногами) фитбол;

- футбол (забивать мяч ногами в ворота, бить по мишени);

- для более старших, подбрасывать мячик вверх и ловить его;

- кидать об стену и ловить;

- кидать об пол и ловить ручками.

БАЛАНСИР.

Ставьте малыша на балансировочную доску, при этом держите его за одну ручку. Самых маленьких можно посадить на попу, покружить и покачать. Чтобы ребёнку было легче устоять на доске - оденьте ему сандалии или чешки. На несколько секунд убирайте свои руки, давая возможность малышу самому поймать равновесие. Доказано, что ежедневное стояние на балансире значительно повышает эффективность работы мозга, т.к. оказывает мощное активирующее воздействие на подкорковые структуры. Чтобы ребёнку было интересней, а также для улучшения произвольной само регуляции, хорошо использовать счёт или потешку. Пока вы считаете или поёте, малыш должен удержаться на доске.

                                                                «КАРМАННЫЕ» КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Речка-берег»

Понадобится веревочка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.

Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.

В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.

Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.

«Прикосновения»

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

«На зарядку становись!»

Цель: формирование соматопических представлений и их вербальных обозначений, а также развитие моторики.

Возраст: от 5 лет.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог называет ребенку последовательность движений, которые он должен совершать. Например: «Выстави правую ногу вперед. Теперь подними вверх левую руку» и т.д. В предлагаемой «Инструкции» мы привели описание одной серии движений. Педагог сможет затем по аналогии придумать другие.

Варианты упражнения:

1) педагог называет последовательность движений, затем ребенок должен ее выполнить;

2) педагог показывает серию движений, затем ребенок проговаривает вслух, какие

движения были сделаны, соблюдая их последовательность.

В данной игре полезно меняться ролями, чтобы у ребенка была возможность дать задание педагогу и проверить правильность его выполнения. Но не надо спешить отдавать ребенку руководящую роль, так как он сначала должен научиться выполнять предложенные задания, чтобы потом по аналогии придумывать свои.

Инструкция: «Сейчас я буду говорить тебе, какие все более сложные движения ты будешь делать. Ты внимательно слушай, а потом каждое выполни точно так, как я тебе скажу.

- Коснись правой рукой своего носа.

- Прыгни на двух ногах вправо.

- Прыгни три раза на правой ноге влево и один раз вперед.

- Вытяни вперед левую руку, а правую подними вверх.

- Коснись правой рукой своего левого уха.

- Сделай один шаг назад и попрыгай на левой ноге.

- Согни правую ногу в колене, а левой рукой дотронься до своей правой брови.

- Дотронься указательным пальцем левой руки до правой коленки, а большим пальцем правой руки - до левой коленки».

«Карта сокровищ»

Цель: игра поможет ребенку научиться ориентироваться не только в реальном пространстве, но и в схематичном изображении пространства.

Возраст: от 6 лет.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: лист бумаги, ручка или карандаш, игрушка или что-нибудь вкусное для «клада».

Процедура проведения: педагог вместе с ребенком рисует схематичное изображение комнаты, квартиры или другого места, в котором проходит занятие, проговаривая вслух, что стоит справа, что слева, что посередине. Затем педагог обозначает на схеме - «карте сокровищ» - крестиком место, где он спрятал «клад», и просит ребенка помочь найти обозначенное место, сверяясь с картой.

Можно играть в эту игру и поменявшись ролями: ребенок сам на карте отмечает место, где спрятана игрушка, и рисует стрелками на плане дорогу к нему. Задача педагога - убедиться

в правильности схемы, найдя «клад» по указателям на карте.

« Повтори»

Цель: Цель: игра поможет ребенку научиться ориентироваться в реальном пространстве, а также развитие моторики.

Перед ребенком выложить карточки с изображением различных действий рук. Например: правая ладонь прямая, а левая сжата в кулак, или правая рука сжата в кулаке, а левая поставлена на ребро. При слове «меняем», ребенок должен быстро поменять руки. Для усложнения можно хлопнуть в ладоши после слова «меняем».

«Мама-робот»

Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.

Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.

Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.

Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов. 

«Муха»

Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.

После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.

«Фотограф».

 Взрослый превращается в капризного фотографа, который никак не может рассадить игрушки, чтобы сделать фото. В этом случае к игре привлекают ребенка и просят рассадить игрушки правильно: булку справа от медведя, слона слева от куклы, построить за игрушками пирамидку из кубиков. Перед игрушками выложить коврик из пазлов. Сделав фото, можно изменить положение игрушек. После на компьютере рассматривая фото, можно спросить у ребенка, где какая игрушка находится.

«Что сначала, что потом?».

Детям задают вопросы: Какое время года закончилось? Какое время сейчас? Какое будет потом? С какого времени года начинается год? После какого сезона идет весна? Можно разложить перед ребенком картинки и предложить ему разложить их по порядку − по временам года.

«Найди такую же цифру».

Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и других. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3.

«Узнай цифру на ощупь».

В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру, например 1.

 «Большая гусеница» — стадия сидения.

И.П. Сидя, руки упираются в пол сзади туловища.

Складывая колени перемещаться вперед (назад) с максимальной амплитудой и координированной работой рук и ног.

«Маленькая гусеница».

И.П. Сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки лежат на коленях.

Колени не сгибаются, «ползание на ягодицах».

«Паучок»

И.П. стойка на согнутых руках и ногах животом вверх.

Сначала проводится обучение перемещению вперед – назад, потом движение односторонней – разносторонней рукой – ногой (каждый способ передвижения отрабатывается отдельно).

«Крабик»

И.П. как в предыдущем упражнении, но движение выполняется боком. Отрабатываются шаги одноименными и разноименными конечностями.

Необходимо следить, чтобы руки и ноги не обгоняли друг друга.

«Скалолаз»

Стоя на ногах, ребенок должен пройти вдоль стены, как будто это скала. Ладони прижаты к стене, при передвижении можно «отрывать» только одну конечность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры при подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

В данном материале представлены задания, упражнения, которые способствуют развитию логического мышления, внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики рук. наглядно- образного мышления....

Проект "Взаимодействие ДОУ и начальной школы как одно из условий успешной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"

Какова роль приемственности и взаимодействия двух образовательных учреждений в подготовке ребенка и их родителей к обучению в школе?...

Консультация для родителей "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"

Консультация для родителей "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"...

Методическая разработка для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»

Целевое назначение Цель: подготовка детей к обучению в школе посредством дидактических игр.Задачи: - развитие речи детей старшего дошкольного возраста;- развитие логического мышления дошкольников поср...

Консультация для родителей «Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению».

Консультация для родителей «Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»....

Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

Методическая разработка об особенностях дидактической игры как средства подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе...

Отчет по самообразованию: «Психолого-педагогическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

Вопрос воспитания и обучения дошкольников является одним из наиболее важных и актуальных в психологии и педагогике. Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно...