Мастер-класс: Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда.
консультация по логопедии

Монгуш Александра Орлановна

Мастер-класс: Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда.

Цель: применение нейроподхода в коррекционной работе логопеда.

Задачи: 1. Познакомить с нейропсихологическими приемами.

2. Внедрить в коррекционно-образовательный процесс нейропсихологические упражнения.

3. Рекомендовать артикуляционные упражнения с применением «биоэнергопластики» и кинезиологических упражнений.

Актуальность: Все психические процессы взаимосвязаны, и речь как один из самых сложных высших психических функций, развивается по по законам физического и двигательного развития, напрямую показывая уровень актуального психического развития.  По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи на всех этапах невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения.  Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо иметь представление о формировании психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

Республиканский Центр психолого-медико-социального сопровождения

«Сайзырал»

Мастер-класс: Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда.

Учитель-логопед: Монгуш А.О.

Мастер-класс: Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда.

Цель: применение нейроподхода в коррекционной работе логопеда.

Задачи: 1. Познакомить с нейропсихологическими приемами.

2. Внедрить в коррекционно-образовательный процесс нейропсихологические упражнения.

3. Рекомендовать артикуляционные упражнения с применением «биоэнергопластики» и кинезиологических упражнений.

Актуальность: Все психические процессы взаимосвязаны, и речь как один из самых сложных высших психических функций, развивается по по законам физического и двигательного развития, напрямую показывая уровень актуального психического развития.  По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи на всех этапах невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения.  Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо иметь представление о формировании психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в логопедической практике доказана. Этот подход является здоровьесберегающей и игровой технологией. Позволяет задействовать в коррекционной работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

И сейчас позвольте, продемонстрировать вам, несколько упражнений, которые я часто использую на своих занятиях.

Давайте, начнем наш мастер-класс с приветственного танца наших языков и кистей.

Биоэнергопластика- «Часики»

На развитие кинестетического праксиса (подходит если у ребенка кинестетическая диспраксия, когда ребенок не понимает, какую арт.позу принимает язык при образовании звука).

Упражнение «Угадай где…». Задачи упражнения – развитие тактильных ощущений, ощущений собственного тела, развития пространственных представлений, автоматизация звука, развитие активного словаря. Нам понадобится доска, где нарисована спина человека. Педагог стоит за спиной ребенка и дает инструкцию: Если я трогаю тебя тут, то ты называешь это слово, если тут то это», ребенок тактильно определяет точки на теле, куда потрогал педагог, находит эту точку на рисунке и называет слово, которое прикреплено на рисунке.  

На развитие кинетический праксис (кинетическая диспраксия - у ребенка возникают трудности переключения между сериями поз, ему трудно переключиться с одного звука на другой, с одного слога на другой, таким образом нарушается слоговая структура слова)

Упражнение «Запомни и повтори». Задачи упражнения: - удержание моторной программы, развитие общей моторики, слухового внимания, учить образовывать слова в родительном падеже, активизация словарного запаса.

Ребенку дается задача внимательно следовать по инструкции педагога: «Прыгни два раза вперед, что это? Сок, закрой стаканом сок, нет чего? Сока. Два раза вперед, нос. Нет чего носа. (Суп-супа, сыр-сыра, лес-леса)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»

мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»...

Методические разработки "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ"

Актуальность, цели и задачи, план работы коррекционной работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста....

Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда с детьми с ТНР дошкольного возраста.

Каждый год увеличивается количество детей с нарушениями в развитии. У детей возникают трудности в освоении программного материала и не из-за детского нежелания восприятия материала, а в следствие недо...

мастер-класс " Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-логопеда"

использование инновационной деятельности в работе учителя-логопеда...

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...

Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда.

В данной статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость и актуальность нейропсихологических упражнений в работе учителя-логоп...

План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"

Нарушений речи у детей в современном мире является особо острой проблемой. Количество детей с тяжелыми нарушениями речи с каждым годом увеличивается. Следовательно, одним из основных направлений в лог...