Консультация для родителей "Как сформировать правильную речь?"
консультация по логопедии (средняя группа)

Дети, прежде чем научиться пользоваться речью, должны пройти известную подготовку, выражающуюся в понимании речи. Необходимо обеспечить «домашнюю» обстановку и добиться с ним прочного эмоционального контакта. У напряженного ребенка нельзя вызвать никакой речи; прежде всего он должен нас принять и нам поверить. Нужная атмосфера создается с помощью различных приемов, но особенно успешно расслабление достигается во время игр в сопровождении с музыкой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sformirovat_pravilnuyu_rech.docx617.51 КБ

Предварительный просмотр:

Как сформировать правильную речь?

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673558051_gas-kvas-com-p-rebenok-v-detskom-sadu-risunok-23.jpg

Дети, прежде чем научиться пользоваться речью, должны пройти известную подготовку, выражающуюся в понимании речи. Необходимо обеспечить «домашнюю» обстановку и добиться с ним прочного эмоционального контакта. У напряженного ребенка нельзя вызвать никакой речи; прежде всего он должен нас принять и нам поверить. Нужная атмосфера создается с помощью различных приемов, но особенно успешно расслабление достигается во время игр в сопровождении с музыкой. Музыкальные занятия снимают или уменьшают контроль ребенка за своей речью – ребенок, подражая поющим детям и взрослым, вовлекается в процесс пения. Музыка прекрасно стимулирует и уточняет слуховое восприятие, развивает мелодику речи. На музыкальных занятиях могут решаться и проблемы формирования пространственных представлений, и проблемы координации движений.

В свободное время необходимо говорить с детьми, простыми короткими словами комментируя то, что делаем, стараясь сохранять постоянные формулировки. Желательно, чтобы дети смотрели на лицо того, кто говорит. В связи с этим выбираем необходимый ракурс, находясь на уровне глаз  ребенка. 

У  ребенка почти всегда существуют проблемы энергетического плана: либо он гиперактивен, все время куда-то бежит, либо, напротив, необыкновенно заторможен.

В первом случае жизнь ребенка должна быть организована таким образом, чтобы его постепенно успокоить, устранив, насколько возможно, все источники возбуждения. И опять решить эту проблему помогает наглядное моделирование, можно просто взять ребенка на руки и показать ему сказку через модули. И через некоторое время он лежит на плече у взрослого, как мешок, ласково мурлычет под его пение, а затем у ребенка обычно резко усиливается вокализация. 

Специально создаем эмоционально напряженные ситуации, разрешение которых вызывает позитивные сдвиги в состоянии ребенка. Они возникают при различных играх в кругу, особенно если дети держатся за руки.

На фоне стимуляции происходит работа по развитию восприятия –  тактильного, слухового, зрительного. Для улучшения тактильного восприятия существенно, чтобы ребенок ощущал форму, величину предмета, фактуру материала, из которого тот сделан, и т. д. — и мы трогаем, щупаем или поглаживаем разнообразные игрушки, фигурки, природный материал и т. д.

Для общения важно точное понимание ребенком обращенной к нему речи. При хорошем интеллекте недостаток понимания слов ребенок восполняет осмыслением ситуации, эмоций, жестов. Необходимо выработать ориентацию на слово в точном его значении. Работа над пониманием речи происходит на всех занятиях, прежде всего на двигательных и логопедических.

При двигательной терапии в пространстве игрового зала размещается как бы большой мир: леса, поля, реки; ребенок выходит в этот мир и изучает его. Дети путешествуют: ползают на животе и на четвереньках, «плавают»«летают». Если кончилась «речка», останавливаемся; если впереди «гора», идем вверх. Все это не говорится, а делается: тряпка — это море, лишний стул — гора. Такие занятия задают ритм и темп — то, что можно откорректировать именно на двигательных занятиях. К тому же у многих детей нарушено ощущение положения собственного тела в пространстве — вплоть до того, что ребенок садится мимо стула или не вписывается в дверной проем. Двигательные занятия помогают справляться и с этими проблемами. 

Одновременно мы работаем над зрительным прослеживанием; оно также значительно стимулирует как речь, так и развитие в целом. Ребенок обделен вербальной информацией, а также зачастую чувственным опытом; восполнить недостаток чувственного опыта и связать этот опыт с речью является нашей основной целью. Мы активно занимаемся ручным трудом, при этом все прощупывая и называя, устанавливаем речевую структуру мира, делаем его реальным, «живым». Так шаг за шагом формируется словарь ребенка. Параллельно уточняются зрительные образы предметов: недостаточно увидеть предмет на картинке, надо самому слепить грушу или сделать кастрюлю. 

При работе с ребенком старше 3 лет используем буквы как одну из зрительных опор. Для этого ребенок должен буквы «прочувствовать». Поэтому мы рисуем букву на полу и предлагаем ребенку обходить ее по контуру. Другое упражнение — изображение каждой буквы всем телом. Любое занятие наполнено буквами: мы их лепим, вырезаем, ощупываем, обводим, собираем из гороха, рисуем не только на бумаге, но и пальцами на спине друг у друга, и т. д. 

Как только ребенок привыкает к занятиям, начинается работа над словарем; она идет параллельно со стимуляцией. Призываем родителей показать ребенку и назвать предметы; пусть он их пощупает. Очень полезно проделать что-нибудь с каждым предметом. Богатейшие лексические слои — названия продуктов, магазинов, блюд; обозначения разнообразных действий при готовке; относящиеся к этой сфере слова-качества и т. д. 

Работа над пониманием грамматических форм начинается с первых же этапов коррекции. При этом широко используем схемы, опорные знаки, играем в слова, всячески их варьируя. 

Таким образом, применение наглядного моделирования в коррекционной работе с  детьми существенно облегчает процесс овладения всей структурой речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей на тему:«Как сформировать правильную осанку».

Консультация для родителей о формировании правильной осанки....

Консультация для родителей на тему: "Как сформировать правильную речь ребенка?"

Речевые навыки ребенка необходимо развивать, а словарный запас расширять. Приведенные ниже задания помогут Вам в этом....

Консультация для родителей: «Как сформировать правильную речь у ребенка?»

В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки, словарный запас беден, речь детей безграмотная и ...

Консультация для родителей "Как сформировать правильную речь?"

В консультации даются рекомендации родителям по формированию правильной речи у детей....

Консультация для родителей " Как сформировать правильный захват карандаша"

Приучать ребёнка правильно держать ручку необходимо с самого раннего времени. Иначе переучить его будет очень и очень сложно....

Консультация для родителей " Как сформировать правильный захват карандаша"

Приучить ребёнка правильно держать ручку необходимо с самого раннего возраста. Иначе переучить его будет очень и очень сложно....