Рабочая программа 2021-2022 год
рабочая программа по логопедии

Рабочая програма 2021-2022 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                        детский сад «Радуга» с. Мамонтово

                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-логопедической деятельности

учителя-логопеда в условиях логопункта при МБДОУ детский сад «Радуга» общеразвивающего вида

на  2021-2022  уч.г.

           

Составитель: учитель – логопед

первой квалификационной категории

Хватик Татьяна Михайловна

с. Мамонтово 2021г.     

                                      Аннотация  

        к рабочей программе  учителя – логопеда ХватикТ.М.

     Актуальность

   В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, возникла необходимость логопедическую деятельность адаптировать к условиям работы  в логопедическом кабинете при массовом дошкольном учреждении.

  Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам 6-7 лет, имеющим нарушения звукопроизношения при различных логопедических заключениях.   В программе определены коррекционные задачи,  приоритетные направления и формы организации логопедической помощи в условиях логопедического пункта при ДОУ.

   

 

           

       Содержание основных разделов программы

1.  Целевой раздел программы.

1.1.  Пояснительная записка                            

1.2.  Цель, задачи и принципы формирования программы

1.3.  Характеристика речевого развития контингента воспитанников, посещающих занятия в логопункте

1.4. Планируемые результаты освоения программы

2. Содержательный раздел программы.

2.1. Содержание коррекционно-развивающей работы

2.2. Планирование занятий с дошкольниками, имеющими речевую патологию                                      2.2.  Формы организации образовательной деятельности                                                2.3.Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и педагогов ДОУ                                                                                                              

2.4. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями (или лицами, их заменяющими)

2.5. Мониторинг эффективности коррекционно-логопедического процесса, осуществляемого учителем - логопедом в условиях логопедического пункта

3. Организационный раздел.                                                                                          

 3.1.  Организация предметно-пространственной развивающей среды

3.2.  Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения

3.3.  Приложения  

                                                           

                           

       1.  Целевой раздел программы

   1.1.  Пояснительная записка.

     

     В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования и требуют учета индивидуальных потребностей каждого ребенка. Овладение родным языком считается одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, т.к. этот возраст дети  является сензитивным  в усвоении речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

      В основу логопедической работы (деятельности учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений) положены традиционные, классические программы, в частности, «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» авторы: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой.

     Однако данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада. Специальных программ для осуществления логопедической помощи в условиях логопедического кабинета нет. Исходя из этого, возникает  необходимость адаптировать эти программы к особенностям  логокоррекционного процесса в ДОУ общеразвивающей направленности. На основании чего и составлена Рабочая   Программа учителя-логопеда Хватик Т.М.по оказанию логопедической помощи детям 6-7 лет в условиях логопедического  пункта при МБДОУ д/сад « Радуга».

     Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, совершенствование фонематических процессов и слоговой структуры, усвоение  лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, формирование навыков речевого анализа и синтеза. Всё это способствует развитию коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как предпосылок успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

   Рабочая Программа  разработана с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Программа является дополнительным структурным компонентом основной образовательной программы МБДОУ детский сад «Радуга» и в совокупности обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.

    Настоящая Программа составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения МБДОУ детский сад «Радуга»  «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой с учётом  современных  ФГОС (ООП ДОО).
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; – М., 2002.
  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова - М., 1999.
  • « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой.
  • Об организации работы логопедического пункта
    общеобразовательного учреждения

Письмо Минобразования России  от 14 декабря 2000 г. №2

  • Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп[1]

Утверждено на заседании актива дефектологов г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24 февраля 2000 г.

  • Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Алтайского края от30.12.2020 г. №23-02/22/2585
  • Положение  о работе логопедического пункта МКДОУ д/с «Радуга».

        Данная программа предназначена для детей 6 – 7 лет с различными  речевыми патологиями (в основном ФН, ФФНР, ОНР3ур.р.р., 4 ур. р.р.), зачисленных по результатам обследования и решением ПМПк в логопедический пункт ДОУ. Рабочая Программа не является статичной по своему характеру. В процесс коррекционной работы могут быть внесены изменения в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

    Срок реализации программы – 1 год.

1.2.  Цель, задачи и принципы формирования программы

Цель: создать оптимальные педагогические  условия, способствующие преодолению речевых нарушений у детей 6-7 лет и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, позволяющие предупредить возможные трудности в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Задачи: 

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков;
  • нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;
  • развитие у детей слухового восприятия и слухового внимания;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза;
  • развитие мелкомоторных функций;
  • развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи);
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ, специалистами медицинских учреждений и логопедами Мамонтовского района.

    Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  • принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
  • принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  • принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
  • принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком  необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
  • принцип постепенного повышения требований, предполагающий  постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех  анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных  и  двигательных образов детей. 

1.3.  Характеристика речевого развития контингента воспитанников, посещающих занятия в логопункте

     У детей, посещающих логопедические занятия, имеются такие нарушения речевого развития, как фонетическое  и фонетико- фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи III , IV уровня.  

 

Характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием.

    Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) –  это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие  нарушения звукопроизношения связаны с нарушением  артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. (Моторное нарушение речи).

Такие расстройства могут проявляться:

- в отсутствии (пропуске) звука –  акета вместо ракета

- в искажениях –  горловое произнесение звука р, щечное - ш и т.д.

Чаще всего нарушаются:

- свистящие звуки –  С, З (и их мягкие пары), Ц

- шипящие звуки –  Ш, Ж, Ч, Щ

- сонорные (язычные) –  Л, Р (и их мягкие пары)

- заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

   Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

     Характеристика речевого развития детей  с ФФНР

   Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) –  это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР -  это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ - это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

    У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  • при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
  • невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

             Основные проявления, характеризующие ФФНР:

  • недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
  • замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки, заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
  • смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»;
  •  другие недостатки произношения: звук «р»  -  горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.

    При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных.  Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия.                        Несформированность фонематического восприятия выражается:

  • в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
  • в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
  • в затруднениях при анализе звукового состава речи.

    У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:

  • внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
  • объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
  • отмечаются особенности мыслительной деятельности: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

     Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;

могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени; возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения; в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

Характеристика речевого развития детей с общим недоразвитием речи III , IV уровня

      Общее недоразвитие речи (ОНР ) - это  речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Это обусловлено тем, что в процессе онтогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы.

Общее недоразвитие речи III уровня.

    Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии.  В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается  недостаточная сформированность и  неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под».

    Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом.

        Таким образом, на  третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.     

     

      К ОНР IV уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

    Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

    Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР III,  IV ур. строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

    Исходя из неоднородности состава детей, посещающих логопункт  (ФФНР и ОНР III, IV ур.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

1.4. Планируемые результаты освоения программы.

Главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речевого развития.

В результате оказания логопедической помощи ребёнок-логопат 6-7 лет должен приобрести следующие знания и умения в соответствии с ФГОС  ДО:

  • адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;
  • умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой;
  • умеет во время речи использовать правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
  • ребенок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности (умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции);
  • умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
  • умеет выделять первый и последний звуки в слове, положение заданного звука в слове;
  • придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3- 4 звуков, слогов, слов;
  • самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
  • владеет элементарными навыками письма и чтения (печатания букв, слогов, слов и коротких предложений);
  • ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками;
  • усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний, применяет их в собственной речи;
  • подбирает однокоренные и образовывает новые слова, согласовывает слова в числе, роде, падеже;
  • самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развернутые фразы;
  • родители детей и педагоги ДОУ включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем-логопедом, в результате этого у ребенка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  • в соответствии с возрастными возможностями уточнен и обобщен словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь, ребенок социально адаптирован.

2. Содержательный раздел программы.

2.1. Содержание и планирование коррекционно-развивающей работы

 Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.

Модель организации коррекционно-образовательного процесса.

Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап

исходно-

диагностический

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач корр. работы.

2 этап

организационно-

подготовительный

1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2. Составление индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования.

3. Пополнение оснащения логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

4. Повышение компетенции и информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

5. Индивидуальное консультирование родителей : знакомство с данными логопедического обследования,  структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

Разработка календарно-тематического планирования подгрупповых и индивидуальных занятий; планы индивидуальной работы; взаимодействие специали-

стов ДОУ и родителей ребёнка-логопата

3 этап

коррекционно-

развивающий

1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

Достижение положительной динамики в устранении у детей нарушений

в речевом развитии

4 этап

итогово-

диагностический

1. Проведение диагностической процедуры логопедического обследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка: оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане).  

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ  с нарушениями речи.

Выпуск из логопункта, определение дальнейшего логопедического маршрута.

   Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.

 Планирование занятий с детьми6-7 лет в условиях  логопедического пункта

     Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, определенными Рабочей Программой.

    Учебный год в логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода:

1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь;

2 период – декабрь, январь, февраль;

3 период - март, апрель, май.

    Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми:

  • ФНР  -  3-6 месяцев,
  • ФФНР - 1 год,
  • ОНР III,  IV ур. – 1год.

    Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей

    Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий на каждого ребёнка, с заключением ФНР, ФФНР, ОНР III,  IV ур. 7 года жизни

I период ( сентябрь, октябрь, ноябрь)

10 недель, 10-30 занятий, 1- 2-3 занятия в неделю,

II период (декабрь, январь, февраль )

12 недель, 12-36 занятий, 1-2-3 занятия в неделю,

 III период ( март, апрель, май)

12 недель, 12-36 занятий, 1-2-3 занятия в неделю.

/ звукопроизношение, связная речь, обучение грамоте/

Всего 34 -102 занятия в год

    Занятия с детьми проводятся в дневное время, а 1 раз в неделю - вечером, для того чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые рекомендации, советы, консультацию.

    Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка. Количество детей, одновременно занимающихся на логопункте, составляет 15-16 человек, не более 20 детей в год (на одну ставку), т.к. на логопедические занятия в нашем ДОУ зачисляются дети и с тяжёлыми речевыми нарушениями.

2.2. Формы организации коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда

     Порядок изучения звуков и количество занятий, отведённые на коррекционную работу, могут меняться по усмотрению логопеда.  Как показывает практический опыт работы  дошкольных  логопунктов фронтальные  занятия на логопункте крайне неэффективны. Поэтому самая эффективная форма организации занятий – подгрупповая и  индивидуальная.                                                                                                                                                      

    Индивидуальные занятия. 

 Цель:

 подбор комплексных  упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии; при этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом  личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).

 Задачи и содержание индивидуальных занятий

- Развитие артикуляционного праксиса;

- Фонационные упражнения;

- Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;

- Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

- Первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

      Подгрупповые занятия.

       

   Цель:  первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях.

   Задачи и содержание подгрупповых занятий.

- Закрепление навыков произношения изученных звуков.

- Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.

- Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

- Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков.       

      Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями  в коррекции речи каждого ребенка.

      Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:

       а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д ) Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков   уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только  активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом;

       б) постановку  отсутствующих  у  ребенка  звуков,  которая  осуществляется  общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з , ставится звук ж, от б-д, от д-т. Последовательность постановки соноров р и л  определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.

Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий  характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала.      

2.3.Взаимодействие учителя-логопеда  с педагогами ДОУ.

    Освоение детьми-логопатами коррекционно-развивающей Программы учителя-логопеда сообразуется с освоением ими примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по образовательной области «Речевое развитие»

    Данная Рабочая Программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность педагогов и специалистов детского сада. Эффективность коррекционной работы во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех участников образовательного процесса входе реализации комплексного метода коррекционно-логопедической помощи детям дошкольного возраста.              При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса.

 Профессиональные  функции  педагогов  ДОУ

Специалист

Профессиональные  функции

Логопед

-диагностика, постановка и автоматизация звуков;

- развитие фонематического слуха;

- речевое и языковое развитие.

Психолог

- психодиагностика;

-выявление компенсаторных возможностей;

- тренинговые упражнения.

Музыкальный руководитель

- элементы логоритмики;

- постановка диафрагмально-речевого дыхания;

- развитие координации движений;

- музыкотерапия;

- развитие общей и мелкой моторики.

Воспитатель

-автоматизация звуков;

-развитие фонематического слуха;

-расширение словаря;

-развитие связной речи.

Инструктор по физической культуре

-развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;

-интеграция речевой и двигательной функции;

-развитие основных видов движений.

   Взаимодействие учителя-логопеда со всеми субъектами образовательного процесса осуществляется в следующих формах: консультации, семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, анкетирование, беседы-практикумы, индивидуальные беседы

2.4. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями (или лицами, их заменяющими)

   Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия

    После проведения логопедического обследования  логопед  предоставляет  родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых  и  неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Учитель – логопед  знакомит родителей с намеченным планом логопедической работы по коррекции нарушений речи их ребёнка и убеждает в необходимости тесного сотрудничества.

Программа предусматривает:

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для  родителей  в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные  консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,

систематические занятия с ребёнком  дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по  автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия,  формирование интереса ребёнка  к собственной речи  и желания научиться говорить правильно.

 

   В работе с детьми опираемся на методологические  подходы развивающего обучения:

- необычное начало занятия;

- присутствие на занятии «духа открытия»;

- удержание взрослым паузы для «включения» мыслительных процессов детей;

- предусмотренность при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;

- не оставление без внимания ни одного ответа;

- развитие речи в любых формах деятельности;

- учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;

- обучение видению многовариативности выполнения задания;

- поддержка у детей ощущения успешности.

   

2.5. Мониторинг эффективности коррекционно-логопедического процесса, осуществляемого учителем - логопедом в условиях логопедического пункта

 

    Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая.

Цель обследования:

  • Выявить детей, имеющих нарушения речи.
  • Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.
  • Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной

деятельности.

   

 В ходе обследования изучаются следующие компоненты, составляющие речевую систему :

  • Фонематическое восприятие
  • Артикуляционная моторика
  • Звукопроизношение
  • Сформированность звуко-слоговой структуры
  • Навыки языкового анализа
  • Грамматический строй речи
  • Навыки словообразования
  • Понимание логико-грамматических конструкций
  • Связная речь

    Используемая методика: 

  • иллюстрированный материал для обследования устной речи старшего возраста Иншаковой О.Б.;
  • технология организации логопедического обследования О.Е. Грибовой;
  • технология обследования  И.В. Серебряковой, Л.С.Соломаха;  
  • элементы методики комплексного обследования дошкольников Т.А.Ткаченко;
  • тесты по развитию речи Е.М.Косиновой.    

    Приемы диагностического изучения:

  • Сбор анамнестических данных
  • Беседы с родителями
  • Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментов, в игре
  • Беседа с детьми
  • Беседа с воспитателями.

    Для качественного анализа особенностей развития речи и мониторинга успешности коррекционного процесса заполняются речевые карты на каждого логопата.

   Отраженные  в карте показатели основных  характеристик речевого развития ребенка выступают для логопеда и педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.

 3. Организационный раздел.  

3.1.  Организация предметно-пространственной развивающей среды

    Для всестороннего развития детей создана развивающая среда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

   Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря на логопункте в соответствии с программой учителя-логопеда обеспечивает:

  • экспериментирование с доступными детям материалами;
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

    Предметно-пространственная развивающая среда в логопедическом кабинете создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

    Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность - одна из важных составляющих развивающей среды. Здесь учитывается то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

1.Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. 

    Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:  

  • Материалы по обследованию речи детей;
  • Методическая литература по коррекции речи детей;
  • Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
  • Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;            
  • Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).

2.Информационная зона для педагогов и родителей

Она расположена на планшетах (стендах): в коридоре, в приемной групп,

в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.

 3. Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.

 4. Зона подгрупповых занятий. Эта зона оборудована магнитной доской, учебными планшетами, детским столом.

 Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:

  • Речевая карта на каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу;
  • Рабочая Программа логопедической помощи учителя-логопеда (куда входят годовой, перспективный, календарный планы);
  • Ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы);
  • Индивидуальные тетради у каждого ребёнка;
  • Отчёт и анализ эффективности работы учителя-логопеда .

  3.2.Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения

1.Речевые игры по разделам коррекционной работы:

  • Звуковой состав слова
  • Слоговой состав слова
  • Слова-антонимы
  • Употребление глаголов в форме единственного множественного числа
  • Согласование существительных с прилагательными в роде и числе
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением
  • Образование существительных множественного числа.
  • Подготовка к обучению грамоте

2.Игры на развитие речевого дыхания.

3.Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.

4.Предметные и сюжетные картинки:

  • для автоматизации звуков,
  • для развития связной речи, составления предложений, рассказов,
  • для обогащения и развития лексического запаса слов.

   При составлении Рабочей Программы были использованы методические и дидактические пособия:

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс», 2004

2. . Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод.пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.

3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб: Детство-Пресс, 2002.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

5. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008.

6.Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.

7.Жукова Н.С. Уроки логопеда.  М. Эксмо, 2006.

8.Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. М.ООО « Издательство Гном и Д», 2008.

9.Йощенко В.О. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ.

М. АРКТИ, 2010.

10.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. С.- П., «Литера», 2004.

11.Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. М. ООО « Издательство Гном и Д», 2010.

12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., «Гном и Д», 2000 г., I, II, III части.

13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

14.Крылова Н.Л., Писарева И.Б.,  Ефремова Л.Г., Формирование произношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи. М.: Просвещение. 1993.

15.Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. М. Айрис-пресс,2006.

16.Михеева И.А., Чешева С.В. Взаимосвязь в работе  воспитателя и учителя-логопеда. С.- П., КАРО, 2009.

17.Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник  дошкольного логопеда. Ростов-на-Дону  ООО «Феникс», 2011.

18.Программа  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. М., Мозаика-Синтез, 2005 г.- 208 с.

19.Руденко В.И. Домашний логопед. Ростов-на-Дону  ООО «Феникс», 2002.С

20.Светлова И.Е. Развиваем устную речь. М.: Эскимо, 2008.

21. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания.  М., ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2010. ( комплект)

22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи  у детей дошкольного возраста.  М. Айрис-пресс,2007.

23. Филичева Т.Б., Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.:ГНОМ и Д,2000

24. Филичева Т.Б., Т.В.Туманова. Дети с общим  недоразвитием речи. М.:ГНОМ и Д,2000

25. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова - М., 1999.

26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М., 1999.

26. Чистякова И.А. Игры для формирования грамотной фразы у дошкольников – С-П.: 2006.

27. Цвирко О.Ю. Формирование произносительной стороны речи и исправление нарушений звукопроизношения у детей.  Барнаул: БГПУ, 2008.

3.3. Приложения

                                                                 

1.  Годовой план работы учителя-логопеда на 2021-2022 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми;   

2.  Перспективный план работы с детьми 6-7 лет с ФНР, ФФНР и ОНР;         

3.  План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению на логопедическом пункте ДОУ на 2021-2022учебный год.

 Цель: создать оптимальные педагогические  условия, способствующие преодолению речевых нарушений у детей 6-7 лет и предупреждению возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Задачи:

  1. Своевременная диагностика речевых нарушений .
  2. Коррекция речевых нарушений.
  3. Распространение логопедических знаний среди воспитателей и родителей.
  4. Самообразование.

                       Основные направления

  работы учителя-логопеда Хватик Т.М. в 2021-22 г.                                                             

        1.   ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Логопедическое обследование, зачисление детей с нарушениями речи на дошкольный логопедический пункт; определение особенностей речевого, психомоторного, общего развития детей, зачисленных на логопедический пункт; оформление речевых карт.

Сентябрь, май

Профилактическая работа по выявлению детей с нарушениями речи, подлежащих зачислению на логопедический пункт

В течение года, по запросу родителей

Работа  ППк ДОУ.

По графику работы ППк

   

 2.КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ  РАБОТА С ДЕТЬМИ

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Выход

1.

2.

Индивидуально-подгрупповая логопедическая  деятельность по коррекции звукопроизношения и совершенствованию фонематических процессов у детей 6-7 лет

Профилактическая работа с детьми 3-4 лет

В течение учебного  года

В течение учебного  года

Планирование индивидуальной, подгрупповой логопедической КОД.

Картотеки игровых упражнений, игр; стендовые материалы

3.  ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Выход

1.

Зачисление детей на логопедический пункт ДОУ, утверждение списков  зачисленных на логопункт детей с нарушениями речи.

До 15 сентября

Список детей, зачисленных на логопункт.

2.

Составление и утверждение у заведующего ДОУ

 -циклограммы рабочего времени учителя-логопеда,

-циклограммы индивидуально-подгрупповой логопедической КОД на год

До 15 сентября

Циклограмма, расписание КОД

3.

Составление Рабочей программы, годового плана работы учителя-логопеда

До 15 сентября

Рабочая программа. Годовой план работы

4.

Составление перспективно-календарного плана работы на 2021-22 учебный год

До 15 сентября

Перспективно-календарный план работы с детьми 6-7 лет

6.

Ведение индивидуальных тетрадей детей. Заполнение речевых карт.

В течение

года

Инд. тетради, речевые карты.

                                                    4.РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Выход

 

   1.

2.

3.

4.

5.

6.

   

   7.

8.

    9.

10.

11.

12.

13.

14.

Анализ результатов логопедического обследования детей, зачисленных на логопедический пункт

Индивидуальные консультации по итогам диагностики, обсуждение плана и форм взаимодействия

Ознакомление педагогов с логопедическими технологиями по профилактике дисграфии

Оказание консультативной помощи воспитателям младших групп в подготовке родительских собраний, занятий по ЗКР.

« Роль игры в подготовке дошкольников к обучению грамоте»

  « Игровые технологии по предупреждению нарушений чтения и письма у детей 6-7 лет»

« Предупреждение артикуляторно-аккустической дисграфии у детей 3-4 лет»

« Моделирование как технология подготовки дошкольников к успешному обучению в школе»

« Раннее обучение чтению. Плюсы и минусы»

« Предупреждение оптической дисграфии у дошкольников»

« Речевая готовность детей к школе»

Обсуждение результатов

совместной работы по образовательной области «Речевое развитие»

Взаимопосещения занятий.

Участие в педсоветах, семинарах, круглых столах ДОУ

Сентябрь

 

Сентябрь

В теч. года

В теч. года

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь,

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

В теч. года

Результаты диагностики

План взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

Стендовые материалы, практикумы, тренинги

Стендовые материалы, практические консультации по запросу

Практические консультации, стендовые материалы, картотека игр

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Практические консультации, стендовые материалы, картотека игр

Стендовые материалы, выставка дидактических пособий, мастер-класс     « Звуковые линейки №1,№2 »

Стендовые материалы

Стендовые материалы,

картотека игр

Стендовые материалы,

тесты

Результаты итоговой диагностики.

Анализ методов и приёмов

Стендовые материалы, выступления, представление опыта по темам

                     5.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

       

    СРОКИ

         

       СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

             

       ВЫХОД

СЕНТЯБРЬ

1.Анализ результатов диагностики, ознакомление с планом индивидуальной логопедической работы

2. Консультации:

« Как работать по индивидуальной тетради дома»

« Особенности речевого развития детей 6-7 лет»

Индивидуальные консультации

Анкетирование

Речевая карта

Стендовые материалы, практические консультации, консультации по запросу

ОКТЯБРЬ

( по плану воспитателей)

1.Консультации:

« Подготовка к бучению грамоте детей 6-7 лет»

« Особенности обучения чтению дошкольников»

2. Родительское собрание №1

« Роль игры в подготовке дошкольников к обучению грамоте»

Стендовые материалы, практические консультации, консультации по запросу

Практикум

НОЯБРЬ

Консультации, беседы:

« Профилактика нарушений чтения и письма»

« Зачем детям необходимо читать книги»

Стендовые материалы, практические консультации, консультации по запросу

ДЕКАБРЬ

Консультации, беседы:

« Роль родителей в закреплении и автоматизации поставленных звуков»

« Как предупредить развитие оптической дисграфии у дошкольников»

Стендовые материалы, практические консультации, консультации по запросу, индивидуальные беседы

ЯНВАРЬ

Консультации:

« Развиваем графомоторные навыки »

« Игры с будущими школьниками дома »

Стендовые материалы, практические консультации,

 выставка игр

ФЕВРАЛЬ

( по плану воспитателей)

1.Консультации:

« Как учить детей пересказывать тексты »

2. Родительское собрание №2: « Речевая готовность детей к школе»

Стендовые материалы, практические консультации, практикум

МАРТ

Консультации:

 « Речь и мышление»

  « Развиваем фонематический слух у детей 3-4 лет»

Стендовые материалы, практические консультации

АПРЕЛЬ

Консультации:

«Коррекция звуко-слоговой структуры слова в совместной деятельности с детьми»

«Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием»

Стендовые материалы, практические консультации

МАЙ

1.Родительское собрание №3: 

« На пороге школы»

2. Консультации:

« Как развивать речь детей летом»

Стендовые материалы, практические консультации

                                                    5.ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Выход

1.

Пополнение учебно-методического комплекса.

- отслеживание новой методической литературы

- пополнение имеющихся и создание новых картотек по подготовке к обучению грамоте,

- пополнение папки  

« Логопедическая копилка»

В течение года

Картотеки, методические разработки, книги

консультации

2.

Пополнение учебно-дидактического комплекса

- пополнить «Игровой полигон»

- обновить и пополнить дид. обеспечение метода моделиро-

вания, мнемотехники.

- пополнить копилку  логопедических игр

- полнить дидактическое обеспечение занятий с детьми с ОВЗ

- оформить картотеку индивидуальных занятий

В течение года

Декабрь-январь

В теч. года

Дидактические игры и пособия

Схемы, пиктограммы, карты.

Картинки, настольные игры,  игрушки и т.д.

  1. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Выход

1.

Участие в педагогических советах, семинарах, консилиумах ДОУ и на уровне района.

В течение года

Письменные материалы

2.

Просмотр открытых занятий, мастер-классов учителей-логопедов нашего района

В течение года

Письменные материалы, анализ просмотренных мероприятий

4.

Отслеживание и изучение новинок в методической и специальной литературе по организации логопедической помощи детям в условиях ДОУ.

В течение года

Письменные материалы, презентации, консультации

5.

Самообразование.

Работа по теме « Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста».

В течение года

Практические материалы, практикумы, семинары

6.

Разработка новых методических пособий

В течение года

Практические материалы

7.

Публикация опыта работы (методических наработок, конспектов занятий, рекомендаций) на образовательных сайтах, на сайте детского сада.

В течение года

Письменные материалы, презентации

8.

Обобщение опыта работы по теме самообразования

 « Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста».

Май

Презентация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                        детский сад «Радуга» с. Мамонтово

28122353                 

            Перспективный план  

оказания логопедической помощи  детям 6-7 лет

(ФНР; ФФНР; ОНР III и IV уровня р.р.) в условиях логопункта ДОУ

                                                                                    Составитель:

                                                                                  учитель-логопед Хватик Т.М.

                                                 

                                                   2021г.

Перспективный план коррекционно-логопедической работы в условиях логопункта с детьми 6-7 лет  (ФНР; ФФНР; ОНР III и IV уровня р.р.)

                                         I период обучения

                                 (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Общие

речевые навыки

Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата.

Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).

Работа по формированию диафрагмального дыхания.

Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [B]-[B’], [Г]-[Г’], [П]-[П’], [T]-[T’], [Ф]-[Ф’], [K]-[K’], [X]-[X’].

Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Слоговая структура слова

Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (мост).

Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).

Языковой анализ

и синтез

Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

Знакомство с гласными звуками: [A], [O], [У], [И], [Ы].

Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.).

Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).

Подбор слов на заданные звуки.

Знакомство с согласными звуками: [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [П]-[П’], [T]-[T’], [K]-[K’], [X]-[X’], [C]-[C’], [З]-[З'].

Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук», «звонкий» и «глухой».

Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.).

Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.)

Знакомство с буквами: А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, П, Т, К, Х.

Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

Грамматический строй речи

Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.

Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число.

Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п.

Согласование числительных два и пять с существительными.  

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Хлеб», «Осень» (деревья), «Осень» (грибы, ягоды), «Овощи».

«Фрукты», «Птицы и насекомые осенью», «Дикие животные осенью», «Поздняя осень».

«Наше тело, лицо», «Одежда, обувь», «Семья», «Игрушки».

Связная речь

Составление простых распространённых предложений.

Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

Обучение составлению описательных рассказов.

Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Мелкая моторика

Работа по развитию пальчиковой моторики.

Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).

Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

Печатание пройденных букв в тетрадях.

         

                                           II период обучения

                                  (декабрь, январь, февраль)

Общие

речевые навыки

Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.

Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Слоговая структура слова

Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

Языковой анализ

и синтез

Знакомство со звуками [В]-[В’], [Г]-[Г’], [Ж], [Л]-[Л‘], [Р]-[Р‘], [jэ], [jо], [jа] и буквами Г, Ш, В, Ж, Э, Е, Я, Ё.

Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных букв).

Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, а мягкие зелёным цветом).

Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.

Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова».

Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.

Познакомить детей с элементарными правилами правописания:

а) раздельное написание слова в предложении;

б) точка в конце предложения;

в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

г) правописание буквы И после букв Ж, Ш.

Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв.

Обучить послоговому чтению слов.

Грамматический строй речи

Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

Согласование существительных с числительными.

Образование названий детёнышей животных.

Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам IIпериода).

Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Библиотека. Книги», «Домашние животные, птицы», «Зима. Зимующие птицы», «Зима. Новый год».

«Зима. Зимние забавы», «Комнатные растения», «Зима. Дикие животные», «Животные севера».

«Животные жарких стран», «Животный мир морей и океанов. Рыбы», «День защитников Отечества», «Профессии наших пап».

Связная речь

Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.

Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин с использованием коллективно составленного плана.

3.     Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.

Мелкая моторика

Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

Работа по развитию конструктивного праксиса.

Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме II периода).

 Работа с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по клеткам в тетради.

Составление букв из элементов.

Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

                                             III  период обучения

                                            (март, апрель, май)

Общие

речевые навыки

Продолжить работу над речевым дыханием.

Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Слоговая структура слова

Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со стечением согласных.

Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.).

Языковой анализ

и синтез

Знакомство со звуками: [й], [Ц], [Ч], [Щ], [Ф], [jу]. Знакомство с буквами: й, Ь, Ъ, Щ, Ф, Ц, Ч, Ю.

Обучать звуковому анализу слов из 3 – 6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям.

Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений.

Обучать навыку по слогового, слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.

Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.

а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки);

б) с помощью гласных: И, Я, Е, Ё, Ю.

6.  Упражнять в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов.

Грамматический строй речи

Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.

Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый – быстро), формы степени сравнения прилагательных (быстрее – самый быстрый).

Обучать подбору родственных слов, синонимов, составлению предложений с данными словами.

Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения (пароход, самолёт, кашевар).  

Лексика

«Весна. Мамин праздник», «Профессии наших мам», «Квартира. Дом. Мебель», «Посуда. Продукты питания».

«Улица, город. Транспорт», «Весна. Перелётные птицы», «Лес. Деревья», «Животные и насекомые весной».

«Наша Родина. День Победы», «Школа. Школьные принадлежности», «Весенние с/х работы», «Лето. Цветы».

Связная речь

Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.

Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.

Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.

Развивать умение отбирать для творческих рассказов интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности.

Мелкая моторика

Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

Работа по развитию конструктивного праксиса.

Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме III периода).

Составление букв из элементов.

Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

         

   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                        детский сад «Радуга» с. Мамонтово

28122353

                            ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН  

       ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ

ПО  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ДОУ

                             на  2021-2022 учебный год

                

                                                                         Составила:

                                                                              учитель-логопед Хватик Т.М.

2021г.

I. Подготовительный этап

Задача:                                                                                                                                                         Создать  условия для подготовки  ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям,  потребность в них;

б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;

в) формировать    и    развивать   артикуляционную  моторику   до    уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г)         укреплять    физическое     здоровье воспитанников логопедического пункта ДОУ    (консультации врачей -  узких  специалистов   при   необходимости медикаментозное   лечение,   массаж).

II. Формирование произносительных умений и навыков

              Задачи:

а) устранять  дефектное звукопроизношение;

б) развивать  умения  и навыки дифференцировать  звуки,     сходные артикуляционно  и акустически;

               в) формировать  практические умения и навыки пользования

              исправленной (фонетически чистой,  лексически развитой,  

              грамматически  правильной) речью.

           

Виды коррекционной работы на данном этапе:                                  1.Постановка звуков в такой последовательности:

  • свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
  • шипящий  Ш
  • соноры Л, Ль
  • шипящий  Ж
  • соноры  Р,  Р'
  • шипящие Ч, Щ
                                             

 Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

  • для   свистящих:   «Улыбка»,   «Заборчик»,   «Лопатка»,  «Желобок», «Щеточка», «Футбол»,   «Фокус»;
  • для шипящих:  «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка»,  «Грибок», «Погреем руки»;
  • для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка»,     «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
  • для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только  индивидуально.            

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

                     а)  3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых

                                      слогах,  затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах

                                     со стечением  согласных;

       б)  Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем

             в прямых и со стечением согласных;

      в)  Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога

           и параллельно вырабатывать вибрацию.

3.Автоматизация каждого исправленного звука в словах.

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же  последовательности.                                                                                     По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4.Автоматизация звуков в предложениях.

 Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.

5.Дифференциация звуков:  

                              С – З,   СЬ – Ц,   С – Ш;  

                               Ж – З,   Ж – Ш;  

                               Ч – ТЬ,   Ч – СЬ,    Ч – Щ;

                              Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

                              Р – Л,   Р – РЬ,   РЬ – ЛЬ,   РЬ – Й,    ЛЬ – Л

6.Автоматизация в спонтанной речи. 

(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).


Методы логопедического воздействия:

  1. Наглядные

- непосредственное наблюдение и его разновидности;

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание  игрушек и картин, рассказывание по игрушкам
  и картинам);

  1. Словесные

-чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал;

  1. Практические

-  дидактические игры и упражнения;

- игры-драматизации и инсценировки;

- хороводные игры и элементы логоритмики

Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР, ФФН и ОНР являются:

- общение детей с взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);

- культурная языковая среда (дома и в детском саду);

- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);

- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);

- изобразительное искусство, музыка, театр;

- занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.

                                                                                                                                                                 Утверждаю:

                                                     заведующий МБДОУ

                                                      детский сад «Радуга»

                                                                   ___________ О.Н.Жигальцова

                                                                             «___» ________________ 2021 г.

28122353                                                                                             

        Циклограмма рабочей недели

        учителя-логопеда Хватик Т.М.на 2021- 2022  уч. год.

Дни недели

Дети

  Педагоги

  Родители

Понедельник

15.00 -18.00

14.00-15.00

17.00 -18.00

Вторник

08.00 -12.00

Среда

08.00 -12.00

Четверг

08.00 -12.00

Пятница

08.00 -12.00



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 2021-2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда Келепури С.В.  на дошкольном логопункте 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа 2021-2022 учебный год Старшая группа

.Цели и задачи  реализации Программы Ведущие цели реализации Программы — всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,...

Рабочая программа 2021-2022 уч.год

Рабочая программа 2021-2022г...

Рабочая программа 2021-2022 учебный год

           Целью рабочей Программы является проектирование модели образовательной и коррекционно-развивающей работы, максимально обеспечивающей создание условий дл...

Рабочая программа 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учителя - логопеда разработана на основе образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Волшебница» и реализует задачи речевого развития   в области до...