Методическая разработка НОД "Спасение Василисы Премудрой"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Беспалова Надежда Александровна
Тема НОД: «Спасение Василисы Премудрой»
Возраст детей: 6 – 7 лет
Форма проведения: игра
 
Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по обучению грамоте.
ЗАДАЧИ
Обучающие задачи: учить детей применять знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте, в практической деятельности. 
Развивающие задачи: развивать фонематическое восприятие; закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; закреплять умение выделять первый звук в слове; продолжать учить называть слова с определенным звуком, закреплять умение  делить слова на слоги и определять количество слогов; продолжать работу по развитию памяти, мышления, связной речи, воображения; развивать мелкую моторику; развивать высоту и силу голоса.
Воспитывающие задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик на логопедическое занятие и желание участвовать в нём; учить детей сочувствовать и сопереживать сказочному персонажу.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, мяч, клубочек, разноцветные круги, мультимедийные презентации с героями сказок: Баба Яга, Водяной, Леший, Кикимора, Кощей Бессмертный, Василиса Премудрая, счетные палочки, шнурки, конструктор для выкладывания букв, 
 
Ход НОД:
Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас в гостях много педагогов, поприветствуем их?
Логопед: Ребята, к нам пришло письмо! 
               Интересно, от кого оно? Посмотрим? 
Письмо - обращение: Ребята, меня похитил Кощей Бессмертный и держит меня в темном замке. Помогите, не бросайте меня в беде!
Логопед: Поможем Василисе Премудрой? Спасем ее? (Ответы детей)
Логопед: Чтобы быстрее добраться до Василисы Премудрой мы полетим на ковре-самолете (Дети встают на ковер).
«Руки в стороны – в полет отправляем самолет,
 Правое крыло вперед, левое крыло вперед.
 Раз, два, три, четыре. Полетел наш самолет».
Нас ковер-самолет в волшебный лес довезет…
Логопед: Полетели У…..(Дети произносят звук [У] с разной силой голоса).
- Ребята, вот мы и прилетели к заколдованному лесу! На нашем пути - болото! Через него нам как пройти? (На экране появляется Кикимора).
Кикимора: Здравствуйте, ребята! Куда вы путь держите?
(Ребята вместе с логопедом приветствуют Кикимору и просят ее о помощи): Мы ищем Василису Премудрую. Помоги нам, пожалуйста.
Кикимора: Я вам помогу, если сможете пройти через моё непростое болото.
Логопед: Ребята, чтобы нам пройти это болото, нам нужно вспомнить какие бывают звуки?  (Ответы детей)
Логопед: Какие звуки мы называем гласными? (Ответы детей)
Логопед (обобщает): Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке ребенка качать.
Логопед:  Каким цветом они обозначаются? (Ответы детей)
Логопед: Согласные звуки можно пропеть? Почему? (Ответы детей)
Логопед (обобщает): А согласные...
Согласны шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
Какими бывают согласные звуки? (Ответы детей)
Логопед: Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (Ответы детей)
Логопед: Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (Ответы детей)
Логопед: Я назову звук, который прислала нам Кикимора, а вы выберете правильный путь (Дети прыгают на разноцветные круги, на слайде высвечиваются буквы, учитель-логопед их озвучивает).
Кикимора: Молодцы! Как вы ловко прошли моё болото. Так и быть помогу вам. Возьмите карточку, которая лежит под последним комочком, она вам пригодится (Дети находят карточку с буквой О).
(Ребята вместе с логопедом приветствуют Водяного и просят ее о помощи): Мы ищем Василису Премудрую. Помоги нам, пожалуйста.
Водяной: Здравствуйте, ребята. Вы зачем ко мне явились? Ну, чего вы притаились? Что, ищите Василису Премудрую? Я вас пропущу, если вы поиграете со мной в игру «Семейка слов». Будем образовывать слова от слова ВОДА. 
- Назовите ВОДУ ласково (водичка)
- Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный)
- Как называется падение воды с высоты? (водопад)
- Зеленые растения, которые растут в воде и могут быть в аквариуме? (водоросли)
- Человек, который лазает под водой? (водолаз)
- Явление, при котором вода выходит из берегов рек, озер и заливает улицы, целые поселки? (наводнение)
- Сказочный герой, который живет в воде (Водяной)
(Дети получают карточку с буквой Д).
Физкультминутка.
– По тропинке шли мы, шли, в чащу леса мы пришли.
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер взбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – руки сложили назад.
Логопед: Смотрите, кто это к нам летит? (Баба Яга) Что мы ей скажем? (Ответы детей)
(Учитель-логопед вместе с детьми приветствует Бабу-Ягу): Здравствуй, Баба Яга! Мы идем спасать Василису Премудрую. Пропусти нас, пожалуйста!
Баба Яга:  Здравствуйте, ребята! Пропущу вас в том случае, если вы выполните мое задание. В нашем лесу произошел звериный переполох. И теперь животные не могут найти свои домики. В одноэтажном доме живут животные, в названии которых 1 слог, в двухэтажном доме – 2 слога, в трехэтажном – 3 слога.
(Ребята выполняют задание и получают еще одну букву).
Баба Яга: Молодцы, выполнили моё задание! Вот, вам волшебный клубочек. Он поможет вам найти дорогу. А вот вам ещё одна карточка с буквой Б. (Баба Яга дает букву Б и клубочек, который приводит детей к Лешему). 
Логопед: (бросает волшебный клубочек) Волшебный клубочек ты нас не подведи,
К Василисе Премудрой нас приведи.
Логопед: Посмотрите, кто это? (Ответы детей)
(Учитель-логопед вместе с детьми приветствует Лешего): Здравствуй, Леший! Мы идем спасать Василису Премудрую. Пропусти нас, пожалуйста!
Леший: Здравствуйте, ребята! Я вас пропущу, если вы выполните моё задание. Вы клубок передавайте и слова на последний звук вы называйте. Игра «Цепочка слов» 
Леший: Быстро вы справились с моим заданием, за это я вам даю карточку с буквой Р, но так просто я вас не отпущу, я хочу посмотреть как вы умеете выкладывать буквы. 
(Ребята выкладывают первую букву своего имени, получают очередную букву Р)
(Логопед бросает волшебный клубочек, и дети переходят к другому заданию).
(Учитель-логопед вместе с детьми приветствует Кощея): Здравствуй, Кощей Бессмертный. Мы пришли за Василисой.
Кощей Бессмертный: Добрались все – таки!
Кощей Бессмертный: Здравствуйте! Просто так Василису Премудрую я вам не отдам. Я отпущу Василису Премудрую, если вы составите волшебное слово, которое расколдует мои злые чары.
Логопед: Ребята, чтобы отгадать секретное слово, нам нужно выложить слово из букв.
Перед детьми большая карточка с зашифрованным словом и разрезными буквами. Необходимо определить первый звук в названии картинки, найти нужную букву и положить ее в пустую клетку, на которую указывает стрелка, затем прочитать слово, которое составили.
 - Ребята, прочитайте, какое слово получилось  (Дети собирают слово ДОБРО)
Кощей Бессмертный: Молодцы, догадались, так и быть отдаю вам Василису Премудрую (На экране появляется Василиса Премудрая, говорит спасибо и дарит сладкие подарки)
Логопед: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садимся на ковер-самолет.
 «Руки в стороны – в полет
 Отправляем самолет,
 Правое крыло вперед,
 Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре.
Полетел наш самолет».
Нас ковер-самолет
В детский сад довезет…
Полетели У…. (Дети произносят звук [У]).
Вот мы и вернулись с вами в детский сад. Что вам больше всего понравилось? Какое задание для вас было сложное, какое легкое? А что нам помогло выполнить все задания?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx8.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 г. Ярцево Смоленская область

Методическая разработка НОД

«Спасение Василисы Премудрой»

(подготовительная к школе группа)

Подготовила:

учитель-логопед

Беспалова Н.А.

г.Ярцево

2024 г.

Тема НОД: «Спасение Василисы Премудрой»

Возраст детей: 6 – 7 лет

Форма проведения: игра

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по обучению грамоте.

ЗАДАЧИ

Обучающие задачи: учить детей применять знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте, в практической деятельности.

Развивающие задачи: развивать фонематическое восприятие; закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; закреплять умение выделять первый звук в слове; продолжать учить называть слова с определенным звуком, закреплять умение  делить слова на слоги и определять количество слогов; продолжать работу по развитию памяти, мышления, связной речи, воображения; развивать мелкую моторику; развивать высоту и силу голоса.

Воспитывающие задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик на логопедическое занятие и желание участвовать в нём; учить детей сочувствовать и сопереживать сказочному персонажу.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, мяч, клубочек, разноцветные круги, мультимедийные презентации с героями сказок: Баба Яга, Водяной, Леший, Кикимора, Кощей Бессмертный, Василиса Премудрая, счетные палочки, шнурки, конструктор для выкладывания букв,

Ход НОД:

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас в гостях много педагогов, поприветствуем их?

Логопед: Ребята, к нам пришло письмо!

               Интересно, от кого оно? Посмотрим?

Письмо - обращение: Ребята, меня похитил Кощей Бессмертный и держит меня в темном замке. Помогите, не бросайте меня в беде!

Логопед: Поможем Василисе Премудрой? Спасем ее? (Ответы детей)

Логопед: Чтобы быстрее добраться до Василисы Премудрой мы полетим на ковре-самолете (Дети встают на ковер).

«Руки в стороны – в полет отправляем самолет,

 Правое крыло вперед, левое крыло вперед.

 Раз, два, три, четыре. Полетел наш самолет».

Нас ковер-самолет в волшебный лес довезет…

Логопед: Полетели У…..(Дети произносят звук [У] с разной силой голоса).

- Ребята, вот мы и прилетели к заколдованному лесу! На нашем пути - болото! Через него нам как пройти? (На экране появляется Кикимора).

Кикимора: Здравствуйте, ребята! Куда вы путь держите?

(Ребята вместе с логопедом приветствуют Кикимору и просят ее о помощи): Мы ищем Василису Премудрую. Помоги нам, пожалуйста.

Кикимора: Я вам помогу, если сможете пройти через моё непростое болото.

Логопед: Ребята, чтобы нам пройти это болото, нам нужно вспомнить какие бывают звуки?  (Ответы детей)

Логопед: Какие звуки мы называем гласными? (Ответы детей)

Логопед (обобщает): Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать,

И в колыбельке ребенка качать.

Логопед:  Каким цветом они обозначаются? (Ответы детей)

Логопед: Согласные звуки можно пропеть? Почему? (Ответы детей)

Логопед (обобщает): А согласные...

Согласны шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Какими бывают согласные звуки? (Ответы детей)

Логопед: Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (Ответы детей)

Логопед: Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (Ответы детей)

Логопед: Я назову звук, который прислала нам Кикимора, а вы выберете правильный путь (Дети прыгают на разноцветные круги, на слайде высвечиваются буквы, учитель-логопед их озвучивает).

Кикимора: Молодцы! Как вы ловко прошли моё болото. Так и быть помогу вам. Возьмите карточку, которая лежит под последним комочком, она вам пригодится (Дети находят карточку с буквой О).

(Ребята вместе с логопедом приветствуют Водяного и просят ее о помощи): Мы ищем Василису Премудрую. Помоги нам, пожалуйста.

Водяной: Здравствуйте, ребята. Вы зачем ко мне явились? Ну, чего вы притаились? Что, ищите Василису Премудрую? Я вас пропущу, если вы поиграете со мной в игру «Семейка слов». Будем образовывать слова от слова ВОДА.

- Назовите ВОДУ ласково (водичка)

- Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный)

- Как называется падение воды с высоты? (водопад)

- Зеленые растения, которые растут в воде и могут быть в аквариуме? (водоросли)

- Человек, который лазает под водой? (водолаз)

- Явление, при котором вода выходит из берегов рек, озер и заливает улицы, целые поселки? (наводнение)

- Сказочный герой, который живет в воде (Водяной)

(Дети получают карточку с буквой Д).

Физкультминутка.

– По тропинке шли мы, шли, в чащу леса мы пришли.

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер взбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем – руки сложили назад.

Логопед: Смотрите, кто это к нам летит? (Баба Яга) Что мы ей скажем? (Ответы детей)

(Учитель-логопед вместе с детьми приветствует Бабу-Ягу): Здравствуй, Баба Яга! Мы идем спасать Василису Премудрую. Пропусти нас, пожалуйста!

Баба Яга:  Здравствуйте, ребята! Пропущу вас в том случае, если вы выполните мое задание. В нашем лесу произошел звериный переполох. И теперь животные не могут найти свои домики. В одноэтажном доме живут животные, в названии которых 1 слог, в двухэтажном доме – 2 слога, в трехэтажном – 3 слога.

(Ребята выполняют задание и получают еще одну букву).

Баба Яга: Молодцы, выполнили моё задание! Вот, вам волшебный клубочек. Он поможет вам найти дорогу. А вот вам ещё одна карточка с буквой Б. (Баба Яга дает букву Б и клубочек, который приводит детей к Лешему).

Логопед: (бросает волшебный клубочек) Волшебный клубочек ты нас не подведи,

К Василисе Премудрой нас приведи.

Логопед: Посмотрите, кто это? (Ответы детей)

(Учитель-логопед вместе с детьми приветствует Лешего): Здравствуй, Леший! Мы идем спасать Василису Премудрую. Пропусти нас, пожалуйста!

Леший: Здравствуйте, ребята! Я вас пропущу, если вы выполните моё задание. Вы клубок передавайте и слова на последний звук вы называйте. Игра «Цепочка слов»

Леший: Быстро вы справились с моим заданием, за это я вам даю карточку с буквой Р, но так просто я вас не отпущу, я хочу посмотреть как вы умеете выкладывать буквы.

(Ребята выкладывают первую букву своего имени, получают очередную букву Р)

(Логопед бросает волшебный клубочек, и дети переходят к другому заданию).

(Учитель-логопед вместе с детьми приветствует Кощея): Здравствуй, Кощей Бессмертный. Мы пришли за Василисой.

Кощей Бессмертный: Добрались все – таки!

Кощей Бессмертный: Здравствуйте! Просто так Василису Премудрую я вам не отдам. Я отпущу Василису Премудрую, если вы составите волшебное слово, которое расколдует мои злые чары.

Логопед: Ребята, чтобы отгадать секретное слово, нам нужно выложить слово из букв.

Перед детьми большая карточка с зашифрованным словом и разрезными буквами. Необходимо определить первый звук в названии картинки, найти нужную букву и положить ее в пустую клетку, на которую указывает стрелка, затем прочитать слово, которое составили.

 - Ребята, прочитайте, какое слово получилось  (Дети собирают слово ДОБРО)

Кощей Бессмертный: Молодцы, догадались, так и быть отдаю вам Василису Премудрую (На экране появляется Василиса Премудрая, говорит спасибо и дарит сладкие подарки)

Логопед: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садимся на ковер-самолет.

 «Руки в стороны – в полет

 Отправляем самолет,

 Правое крыло вперед,

 Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре.

Полетел наш самолет».

Нас ковер-самолет

В детский сад довезет…

Полетели У…. (Дети произносят звук [У]).

Вот мы и вернулись с вами в детский сад. Что вам больше всего понравилось? Какое задание для вас было сложное, какое легкое? А что нам помогло выполнить все задания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сундук с сюрпризом от Василисы Премудрой

выпускной праздник для детей подготовительной группы...

"В гости к Василисе Премудрой"

Интегрированное физкультурное занятие для средней группы....

«ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ» или «ЗОЛУШКА».

Специально для родителей девочек...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Спасение Василисы Премудрой».

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Спасение Василисы Премудрой»....

Семейный досуг" Сюрприз для Василисы Премудрой" в старшей и подготовительной группе

Совместный досуг с родителями завершаюший неделю игры и игрушки в детском саду. В конспекте представлен мастер-класс в технике Оригами и исследовательской деятельности....

Методическая разработка "Как ребята помогали Ивану Царевичу Василису Премудрую найти и зло в добро превратить"

Одно из занятий серии "Интегративные технологии ТРИЗ" на материале русской народной сказки....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " Веселые премудрости от Василисы Премудрой"

laquo; Веселые премудрости от Василисы Премудрой»Цель: Познакомить детей с мудростью народного фольклора.Задачи: развивать у детей память,  мышление. Развивать умение давать полные ответы ...