План-конспект мастер-класса «Простые секреты учителя-логопеда»
материал по логопедии (подготовительная группа)

Паршова Ольга Владимировна

Создать условия для  повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_dou.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад г. Новосокольники»

План-конспект мастер-класса:

«Простые секреты учителя-логопеда»

Автор:

Учитель-логопед

Паршова Ольга Владимировна

2022г

План-конспект мастер-класса «Простые секреты учителя-логопеда»

Дата проведения: 16 февраля 2022г

Время проведения: 9:30

Место проведения: логопедический кабинет

Продолжительность мастер-класса: 30 мин.

Цель: Создать условия для  повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами работы учителя-логопеда для общего развития.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; речевого дыхания; работа над дикцией; сенсорного развития.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

1.  Понимание его участниками сути системы работы педагога-мастера;

2.  Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

3. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;

4. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

5 . Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля педагогической деятельности.

Ход мастер-класса:

  1. Организационный момент. (3 мин)
  2. Вводная часть (2 мин)
  3. Основная часть (20 мин):
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие речевого дыхания
  • Работа с дикцией
  • Сенсорное развитие
  • Нейропсихологические игры
  1. Заключительная часть. Рефлексия. (5 мин)

Конспект занятия «Простые секреты учителя-логопеда».

  1. Организационный момент (3 минуты)  

Добрый день, уважаемые коллеги и ребята. Прежде, чем мы начнем мастер – класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру «Он и она».

Повнимательней, друзья.

Я начну, вы продолжайте,

Хором, быстро отвечайте.

  • Он слон – она …
  • Он лось – она …
  • Он кот – она …

- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.

  • Он морж – она …
  • Он заяц – она …
  • Он бык – она …

- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.

  • Он тигр – она …
  • Он осел – она …
  • Он баран – она …

- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.

Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о совершенствовании приёмов и методов в моей работе учителя-логопеда и о создании условий для повышения мотивации к логопедическим занятиям.

Вводная часть (2 минуты)

Мой мастер-класс называется так «Простые секреты учителя-логопеда».

Итак, представим обычную ситуацию, ученик приходит на занятие к учителю-логопеду: с одной стороны, это ребёнок современный, зачастую гиперактивный, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, короткие, «яркие» вспышки. С другой стороны, это ребенок с речевой патологией.

И что же я как специалист, как учитель-логопед должна предпринять, чтобы не только мотивировать, заинтересовать такого современного ребёнка, зачастую с особыми образовательными потребностями, но и убедить его, что корректное произношение действительно важно, актуально, широкий словарный запас делает речь не только более красивой, а главным образом способствует формированию успешной личности?

В поиске новых оригинальных, нешаблонных решений, творческих приёмов работы мы не должны забывать о том, что в каждой дисциплине, в любой науке фундаментальные знания - это основа основ. И мы вносим лишь элементы новизны, современности, внедряем то, что действительно эффективно, что совершенствует и двигает науку вперёд.

Попробуем продемонстрировать новизну и простату приемов в работе учителя-логопеда.

II. Основная часть (20 минут)

Артикуляционная гимнастика.

Загадка:

Всегда он в работе, когда говорим.

А отдыхает, когда мы молчим.

                     (Язык)

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Попробуем и мы.

  • Стандартная артикуляционная гимнастика может проходить с использованием игр или красочной презентации. Попробуем на практике.
  • А теперь попробуем творческий прием. Используем дольку апельсина, бублик и сладкую соломку.

«Упражнения с соломкой»

1. Высунуть язык и держать на нем соломинку как можно дольше.

2. Открой рот и постарайся удерживать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать  к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

3. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.

4. А теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между зубами и языком.

«Упражнения с сушкой»

1. «Язычок-гимнаст» - рот открыт, на язычок нанизываем сушку, поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево.

2. «Слоник»-  на губы надеть сушку, вытянуть вперед, как хоботок у слоника. Держать 5-7 секунд.

3. «Петля»- продеть язык через бублик и «спрятать» за верхние зубы, удерживать 5-7 секунд.

   Сложные упражнения, не у всех выходит с первого раза. Даже взрослому трудно выполнять.

«Упражнения с долькой апельсина»

Облизать языком колечко апельсина по кругу, вправо-влево, вверх-вниз.

Развитие речевого дыхания.

Загадка:

Он гуляет на просторе

И волнует сине море,

Он быстрее всех на свете

Озорник  - веселый ….. (ветер)

    Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

  • «Ароматный цветочек» глубокий вдох носом, на выдохе произносим «Ах, как пахнет. Ах, как пахнет цветочек! Ах, как пахнет наш цветочек. Ах, как вкусно пахнет наш цветочек».  Данное упражнение выполняем 5 раз.
  • «Гусеничка» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на гусеницу так, чтобы она начала двигаться как живая. Повторите 3 раза.
  •  «Бабочка» сдуть бабочку с кончика носа.
  • «Футбол» загнать мяч в ворота с помощью трубочки.

Работа с дикцией.

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Чтобы узнать следующее задание, я загадаю вам загадку.

Загадка:

Чтоб не растерялись, кучкой

Карандашики и ручки,

Ластик – всё в себя собрал

Красивый, новенький ….. (пенал)

Игра «Волшебный пенал». Сейчас я к каждому буду подходить, Вы вытащите задание из пенала и попробуете повторить чистоговорку.

Шел гуськом гусак с гусаком,

Глядит свысока гусак на гусака.

Ест киска суп из миски.

Пуста миска, сыта киска.

В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

У маленького Сани сани едут сами.

Сани едут сами у маленького Сани.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

Дед Данила делил дыню-

Дольку Диме, дольку Дине.

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Слона слегка клонило в сон,

Клевал под клёном носом он.

Мама мыла Милу мылом.

Мила мыла не любила.

Сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Является фундаментом общего умственного развития.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Развить ощущения, помогут следующие игры:

«Поймай зайку»

 Педагог касается мягкой игрушкой (зайкой, киской) разных частей тела, а участник мастер-класса с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы.

«Чудесный мешочек»

 В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Предлагаем на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет (муляж банана, лимона, яблока, лягушка, квадрат, кубик, мягкий зайка или мишка).

«Звенящие шарики»

    Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные шарики положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки и др. Найдите два шарика с одинаковым звуком.

Нейропсихологические игры

  • «Попробуй повтори!» Карточки с изображением человечков с разными положениями рук и ног. Повторить изображенное положение.
  • Игра «Дорожки»

III. Заключительная часть. Рефлексия (5 мин.)

Что вам понравилось? Что запомнили? Интересно ли было?

Приклеить лепесточек по цвету (занятие понравилось – желтый, очень понравилось – оранжевый, скучно было – голубой, не понравилось занятие – красный лепесток).

Вашему вниманию были представлены разные методические разработки. На мой взгляд, всё это очень интересно для детей. Что-то можно использовать дома, что-то может использовать каждый из Вас в своих занятиях. Я старалась подобрать материал так, чтобы он мог касаться не только логопедических занятий, но и общеразвивающих. Вы что-то нашли для себя полезное?

По-моему мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с патологией речи, с отклонениями в развитии. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей «Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе »

Цель мастер - класса: познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной;  пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа....

Мастер - класс для родителей воспитанников логопедической группы. Тема: "Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе"

Научить родителей различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи....

Мастер- класс для родителей «Секреты учителя – логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».

Мастер- класс для родителей «Секреты учителя – логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»....

Мастер - класс для педагогов: " Секреты учителя- логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"

Распростронение личного педагогического опыта аудитории педагогов дошкольного образования....

Мастер - класс "Простые секреты учителя - логопеда. Формируем звуки вместе".

Мастер - класс для родителей днтей дошкольного возраста.Цель: Повышение компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми....

Мастер-класса «Простые секреты учителя-логопеда»

Цель:Создать условия дляповышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....