Самоанализ по РППС
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Нартымова Н. M.

Самоанализ по развивающей предметно-пространственной среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_po_rpps.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО и АОП

МБДОУ «Детский сад № 231» г.о. Самара

Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды проводился учителем-логопедом Нартымовой Надеждой Михайловной в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды проводился г.

Цель анализа: Выявить уровень реализации АОП ДО в части выполнения требований ФГОС ДО к РППС логопедического кабинета для работы с детьми старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

Анализ развивающей предметно-пространственной среды показал, что:

  1. В РППС логопедического кабинета №2 МБДОУ созданы условия для коррекционного обучения дошкольников с ТНР соответствующих требованиям СанПиН ДОО:

- пространство достаточное для перемещения воспитанников;

- хорошее освещение, в т.ч. естественное;

- оптимальный температурный режим;

- соблюдается график проветривания и кварцевания кабинета;

- чистота (материалы и оборудование отвечают гигиеническим требованиям);

- мебель соответствует количеству детей для подгрупповых занятий;

- мебель соответствует росту (имеется маркировка, регулируется высота столов и стульев), мебель в хорошем состоянии, безопасна (устойчива, имеет закругленные края, шкафы прикручены к стене;

- столы расположены таким образом, чтобы свет падал с левой стороны;

- игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей.

  1. К целевым ориентирам дошкольного образования положенным в основу разработки анализируемого пространства относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.
  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко – слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
  • Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
  • Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
  • У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
  1. При анализе организации РППС обращались к следующим образовательным областям:
  • Речевое развитие;
  • Социально-коммуникативное;
  • Физическое;
  • Познавательное (окружающий мир, математика).
  1. Размещение игрового оборудования в логопедическом кабинете №2 соответствует направлениям работы учителя-логопеда. Весь материал систематизирован по зонам, каждой зоне отведено свое место, составлен паспорт логопедического кабинета. Материал для свободной деятельности воспитанников располагается на открытых полках. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Наглядно-методический материал, дидактические пособия и настольно-печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения).
  • Диагностика дошкольников проводится с использованием методического комплекта к «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет (Автор В.Н. Нищева).
  • В уголке «Речевое дыхание» расположены пособия для выработки целенаправленной воздушной струи (соблюдая принцип усложнения материала - от перышек до железных шариков, воздушных шаров;
  • Уголок «Внимательные ушки». Развитие фонематического восприятия и слуха: игры и пособия для различения неречевых звуков; на различение твердых – мягких согласных звуков.
  • Уголок развития просодической стороны включает в себя наглядные материалы, музыкальные инструменты (клавесы, бубен). Для формирования различных интонаций используем уголок «Эмоционального развития». Сформированы картотеки (Напрмер, «Комплекс дыхательных упражнений», «Схемы ритмов с усложнением» и др.). Активно используем визуально-ритмические пособия.
  • В уголок «Артикуляционной гимнастики» входят авторские карточки артикуляционной гимнастики, деревянные фишки с изображением названий упражнений, песочные часы, индивидуальные зеркала, кубик с цифрами для определения количества выполнения определенного упражнения и тд.
  • В зоне хранения наглядно-дидактических пособий находятся необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); наглядный материал, дидактические игры и т.д.
  • В уголке «Расскажи» представлены пособия на поэтапное формирование связной речи от простого к сложному (от простого предложения до текста).
  • В уголке «Обучение грамоте» игры и пособия для подготовки к обучению грамоте: набор для анализа предложения, различные схемы количества слогов в слове, игры на определение первого и последнего звука в словах, игры с ударением, игры на закрепление образа букв, магнитная азбука, карточки азбука/слоги, кубики с буквами/слогами, звуковые кубики (глухой/звонкий), слоговой круг, кассы букв/слогов, конструктор ТИКО «Грамматика», лента букв, слоговая таблица, магнитное пособие «Звуковички» (для звуко-буквенного анализа) и т.д.
  • В уголке на развитие ВПФ мы расположили игры и пособия способствующие формированию сенсорных эталонов и развитию внимания, мышления и речи.
  • В уголке «Развитие мелкой моторики» имеются картотеки пальчиковых игр, игр с мячиком Су-Джок, альбомы для формирования пальцевого праксиса, альбомы для двуручного рисования, межполушарные доски, шнуровки (+схемы вышивания букв), мозайка различного размера (+схемы букв), игры с прещепками, математический планшет и др.
  • В театральном уголке различные игры для инсценировок и самостоятельной игры: пальчиковый театр, кукольный театр на подставках, деревянные вкладыши «Теремок», матрешка по сказке «Курочка ряба», магнитный театр и т.д. До конца года планируем пополнить театральный уголок логопедического кабинета теневым театром и театром на палочках.
  • В кабинете имеются офтальмотренажеры (разного формата А4 и А3), лазерная указка, картотека гимнастики для глаз.
  • Для профилактики физических отклонений в кабинете есть ортопедические коврики, комплекс физминуток на ковриках и без них, нейроигра «Попробуй повтори».
  1. Авторский подход реализуем через внедрение авторских методик (Базарного В.Ф., Костылевой Н.Ю., Сиротюк А.Л. и др).

Необходимо отметить, что в профилактике и коррекции речевых нарушений огромное значение имеет РППС группы. В старшей группе «Крепыши» компенсирующей направленности для детей с ТНР пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности. В группе организованы различные пространства – центры (для игры, конструирования, уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием обеспечивающими свободный выбор детей.

Имеются центры (уголки):

  • Центр ПДД и транспорта;
  • Центр конструирования;
  • Центр экологического воспитания;
  • Центры сюжетно-ролевой игры («Дом-семья», «Поликлиника», «Салон красоты», «Кухня», «Магазин»);
  • Центр чтения и театрализованной деятельности;
  • Патриотический уголок;
  • Уголок «Космос».

Игровой материал периодически меняется. Имеется свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Материалы, игры и пособия развивающей предметно- пространственной среды группы активно используем в коррекции и профилактике речевых нарушений.

ВЫВОД: Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета для работы с детьми старшей группы с ТНР соответствует требованиям ФГОС ДО.

Анализ составила: учитель-логопед Нартымова Н.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА

Уровень профессиональной подготовки, реализуемый в сфере образования, и содержание современных концептуально - законодательных  документов ориентируют педагогов на сохранение, совершенствование п...

РППС средняя группа (2013г.) и РППС старшей группы,мини-музей "Чудеса со всего света" (лето-осень).2017г.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействииСуть принципа создать условия установления контакта между взрослым и ребенком, дать возможность детям и воспитателям  общаться «глаза в глаза...

Самоанализ РППС в группе раннего возраста.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе. Реализация образовательной программы дошкольного образования. Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-э...

«Инновационные подходы к организации РППС в группе» Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Инновационные подходы к организации РППС в группе»Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»...

Бланк самоанализа педагогами РППС группы

Бланк самоанализа педагогами развивающей предметно-пространственной среды группы заполняется с целью проведения количественной и качественной оценки РППС. Документ разработан на основе  требовани...

Самоанализ «Моделирование РППС в целях поддержки детского интереса и творчества»

Одним из компонентов образовательной среды ДОО-является РППС....

Самоанализ РППС во второй младшей группе

Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды во 2й младшей группе...