Самоанализ «Моделирование РППС в целях поддержки детского интереса и творчества»
материал

Одним из компонентов образовательной среды ДОО-является РППС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ «Моделирование РППС в целях поддержки детского интереса и творчества»

В связи реализацией ФГОС ДО, перед педагогами стоит задача создания для детей дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребёнка к миру, другим людям, себе самому.

        Согласно Стандарту создаваемая в ДОО образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:

  • гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
  • способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
  • создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • обеспечивать открытость ДО;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Одним из компонентов образовательной среды ДОО является – РППС.        

        РППС – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Созданная в детском саду ППС влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.        

        Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную её организацию и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение.  Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А её наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие.

         Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО предполагает поиск ответов на следующие вопросы:

        «КОГО учить и воспитывать?» - психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития.

        «ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» - определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому), расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.

        «ЧЕМУ учить?» - осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.

        «КАК учить?» - рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.

        В связи с введением ФГОС ДО вопрос создания ППС сегодня особенно актуален. Каковы же направления преобразования РППС???

        Первое направление – построение ППС с учетом тематического принципа построения образовательного процесса.

        Второе направление – создание ППС, обеспечивающей образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности 

        Третье направление – создание ППС, обеспечивающей решение программных образовательных задач как в совместной деятельности взрослого и детей в рамках НОД, так и в самостоятельной детской деятельности (возникающей по их инициативе и разворачивающейся по их замыслу).  

        Четвертое направление – создание ППС интегрированных видов деятельности детей. 

        Поскольку процесс создания среды выступает творческой задачей, важно соблюдать принципы создания ППС, которыми я руководствуюсь:

Принципы построения предметно-развивающей среды

(по А.Г. Асмолову, В.А. Петровскому).

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.

Принцип активности, самостоятельности, творчество – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

Принцип стабильности-динамичности  - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования  - даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип учета половых и возрастных различий детей  - позволяет осуществлять гендерный подход,  даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами  мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.

Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.

Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируема, поли- функциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Наполнение развивающей среды

в соответствии с образовательными областями

        Согласно ФГОС  ДО содержание образовательной программы обеспечивет развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает– образовательные области):

  • социально-коммуникативное
  • познавательное
  • речевое
  • художественно-эстетическое
  • физическое

        Виды деятельности дошкольника (игра, общение, познавательно-исследовательская и др.) в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.

        Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности. Отсутствие педагогически целесообразного предметного наполнения обедняет содержание ВОП, сужает варианты развития игры и пр.

        Принимая во внимание особенности детей раннего и дошкольного возраста, характеристики ведущих видов деятельности (предметной и игровой), создаваемая среда должна удовлетворять потребности в отобразительной и сюжетно-ролевой игре, в рамках которой обеспечивается интенсивное интеллектуальное и личностное развитие, становление нравственных качеств и свойств личности. В такой среде дети выступают в качестве субъектов игровой деятельности, её активных творцов.

        Создание соответствующей среды, ориентированной на развитие активности, самостоятельности, творчества, построенной в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами дошкольников, возможностями для преобразований, в том числе в совместной с педагогом деятельности, способствует реализации личностно ориентированного подхода. На его основе закладывается фундамент для равноправного общения, сотрудничества и партнерства педагога и воспитанников.

        Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе на интегративной основе. ФГОС ДО определяет конкретное содержание каждой образовательной области.

        В группе детского сада должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможности для организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Все игры и игрушки необходимо размещать так, чтобы воспитанники при необходимости могли легко взять необходимое и также легко убрать все на место после завершения игры. Игрушки должны быть подобраны с учетом возраста, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы.

        При организации пространства важно не перенасытить его предметами мебели. В частности, крупногабаритные наборы типа «Кухня», «парикмахерская», «Магазин» и т.д. рекомендуется заменить открытыми полками, на которых можно разместить коробки (контейнеры) с атрибутами для разных игр. Допускается использовать компактные наборы на колесиках, которые можно перемещать. Таким образом, пространство становится динамичным, трансформируемым, безопасным с психологической точки зрения (не перегружено объектами).

        При наполнении развивающей среды необходимо использовать как традиционные, так и современные игрушки и материалы. Это позволит создать вариативную, многофункциональную среду, отвечающую требованиям времени, а также отражающую накопленный педагогический опыт организации деятельности дошкольников.

        При решении задач той или иной образовательной области можно использовать как игры и игрушки так и соответствующее оборудование, дидактический материал.

        При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом поможет Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 N 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях», согласно которому наибольшую педагогическую ценность представляют игрушки, обладающие следующими качествами:

  • полифункциональность – игрушки можно использовать в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;
  • возможность применения игрушки в совместной деятельности – игрушка должна быть пригодна к использованию группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;
  • дидактические качества – игрушки помогают обучить ребенка конструированию, дать представление о цвете, форме и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;
  • принадлежность к изделиям художественных промыслов – эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством.

        В данном документе также указаны характеристики игрушек, которые могут оказывать отрицательное влияние и поэтому не представляют педагогической ценности. Это игрушки, которые:

  • провоцируют ребенка на агрессивные действия;
  • вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
  • вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайцы и т.д.);
  • провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящими за компетенцию детского возраста.

        Предлагаемая классификация игрушек и дидактических материалов на основе образовательных областей, представленная в приложении, позволит педагогам сориентироваться в их многообразии, сделать обоснованный выбор и оптимально, без перенасыщения наполнить среду(примерная классификация современных игрушек прилагается).

Обеспечение вариативности развивающей среды

        Вариативность развивающей среды ДОО обусловлена спецификой её деятельности в целом и дошкольного звена, в частности, особенностями контингента детей (продиктованными их возрастом, половой принадлежностью, индивидуально-типологическими характеристиками, предпочтениями, возможностями и т.п.), содержанием образовательной программы, приоритетными задачами в тот или иной период времени и т.п.

        Согласно ФГОС ДО вариативность – одна из важнейших характеристик РППС, которая предполагает наличие в ДОО или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

        В русле идей непрерывности образования развивающая среда должна быть преемственной по организации и наполнению от группы к группе, а так же от ДОО к начальной школе.

        К сожалению, для большинства современных детских садов актуальна проблема «похожести», «одинаковости» всех групповых помещений, что не соответствует вышеизложенным положениям.

        При организации вариативной развивающей среды, обеспечивающей преемственность от группы к группе, следует учитывать следующие факторы:

  • возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства (есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту);
  • особенности развития игровой деятельности (каждый этап процесса имеет свою специфику);
  • скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка (резкое изменение социальной ситуации требует обновления элементов среды);
  • особенности контингента детей группы (сфера интересов и потребностей каждого ребенка, типологические и полоролевые различия детей);
  • специфика педагогических задач в тот или иной период (программные задачи или задачи в рамках инновационной деятельности);
  • особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы (руководство игрой, управление детской активностью, характер взаимодействия с дошкольниками).

        Каждый из этих факторов имеет решающее значение при создании вариативной, преемственной от группы к группе развивающей среды в ДОО. Рассмотрим их подробнее.

        Возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства определяют наличие  в среде тех  или иных игрушек, материалов, обеспечивающих развитие ребенка по разным направлениям, становление психических процессов, личностных качеств детей. Нехватка предметов в соответствии с возрастом ребенка может повлиять на снижение его интереса к деятельности в целом, привести к эмоциональному дисбалансу и неуравновешенности. Поэтому при подборе материалов и проектировании пространства важно проанализировать психологические и физиологические особенности возраста детей группы, а также появляющиеся личностные новообразования, основные потребности, имеющиеся возможности. Например, для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления. Только намечающийся переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению важно отразить в предметной среде. В ней должны быть представлены игрушки и материалы с заданным способом действий, а также конструкторы, простые головоломки, активизирующие процесс мышления.

        Формирование детских сообществ начинается в среднем дошкольном возрасте, а в старшем появляется парность общающихся детей – детская дружба, что следует учитывать при формировании развивающего пространства. Необходимо предусмотреть возможности для совместной деятельности подгрупп детей, начиная со среднего дошкольного возраста, а также для парного общения – в старшей и подготовительной группах.

        Средний возраст можно назвать возрастом «почемучек». Дети проявляют повышенный интерес к причинно-следственным связям окружающего мира, что не так ярко проявляется в младшем возрасте. В этот период среда должна быть наполнена материалами для экспериментирования, настольно-печатными играми с разными вариантами развития событий, книгами с разнообразным содержанием, интерактивными игрушками, мини-компьютерами с возможностью решения задач и поиска ответов на вопросы.

        Психофизиологические особенности также имеют ключевое значение в конструировании пространства: чем младше ребенок, тем ниже координация его движений, тем меньше времени он проводит в малоподвижных позах и т.п.

        Особенности развития игровой деятельности следует учитывать при организации пространственной среды и её наполнении. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности на протяжении всего дошкольного периода, характеризуется этапностью своего развития. Перечни материалов, необходимых для такой игры в разные возрастные периоды, должны различаться от группы к группе. Например, в младшем возрасте с/р игра только начинает развиваться, а в среднем – наблюдается её расцвет. В группе для детей 4-5 лет должно быть максимальное количество разнообразных по своему назначению соответствующих атрибутов, которые обеспечивают вариативность сюжетной игры и ролевых позиций. В старшем возрасте доминирующей является ситуация «как будто», когда игровые действия из реального мира переходят во внутренний. Среда, насыщенная полифункциональными материалами, обеспечит возможность реализации этого процесса.

        Скачкообразность и неравномерность в развитии детей можно обеспечить благодаря наличию материалов, опережающих процесс развития в тот или иной возрастной период. Такие материалы должны быть в арсенале по всем направлениям развития ребенка, однако не нужно их использовать без необходимости. Реализация подхода, когда такие материалы предлагают детям «на всякий случай», может вести к перенасыщенности среды, и как следствие, к психическому и эмоциональному переутомлению. Процессы скачкообразности и неравномерности детского развития наиболее ярко наблюдаются в раннем и в младшем дошкольном возрасте, но могут проявляться на протяжении всего дошкольного детства.

        Особенности контингента воспитанников группы также имеют большое значение для создания комфортного пространства жизнедеятельности в ДОО.  Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказан ряд различий в игровых предпочтениях и типах активности мальчиков и девочек. Так, мальчики проявляют интерес к динамичным и высокотехнологичным играм, а девочки – к спокойным и отражающим мир красоты. Для девочек важным является комфорт, то есть приспособленность пространства для с/р игр, разнообразие соответствующей атрибутики. Поэтому при организации пространства группы необходимо учитывать количественный состав мальчиков и девочек.

        С учетом типологических особенностей детей группы, таких, как темперамент, характер (активность – пассивность, общительность – замкнутость, стремление к лидерству – застенчивость и т.д.) среду необходимо корректировать, например, предоставить больше возможностей для самостоятельной деятельности, уединения, подвижных игр, проявления двигательной активности. Последнее можно обеспечить за счет использования пространства спальной комнаты, холлов и т.п.

        Специфика педагогических задач в той или иной период времени определяется на основе положений образовательной программы, направлений годового плана, что также находит отражение в среде группы и ДОО в целом. Этим объясняется появление новых тематических уголков, мини-музеев, выставок детских работ или народного творчества.

        Важно обеспечить периодическую сменяемость игрушек и материалов, обновление имеющихся зон, уголков, а также внесения изменений в порядок организации пространства от группы к группе.

        Вариативность РППС может быть обеспечена за счет включения в «традиционную предметную среду» дополнительных элементов или схем её организации, реализуемых в рамках педагогических систем, получивших мировое признание: М. Монтессори, Ф. Фребеля, Р. Штаенера (Вальдорфская педагогика), М.Н. Поляковой, Н.М. Крыловой, Н.А. Коротковой, Т.Н. Дороновой и др.

        Насыщенность образовательной среды и её психологическая безопасность

        Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должно обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

        Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

        Насыщенность образовательной среды – характеристика двойственная. С одной стороны, она может оказывать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой – может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Соответственно насыщенность образовательной среды может играть как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль.

        Объективная насыщенность образовательной среды зависит также и от специфики ООП, реализуемой в д/саду.

        Важным положением ФГОС ДО являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей. Одно из требований в отношении образовательной среды – психологическая безопасность, которая обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.

        Социальные отношения как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия:

  • сотрудничество
  • признание прав ребенка и его свобод;
  • осуждение
  • сопереживание
  • поддержка
  • гибкое введение ограничений,
  • стимулирующая система требований.

         В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. Во взаимодействии с социальными взрослыми (воспитатели, мл. воспитатели, специалисты)психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:

  • отсутствие необоснованных запретов;
  • продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия;
  • отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых;
  • субъектное личностное общение с ребенком;
  • предоставление ребенку возможностей для самостоятельной деятельности, проявления инициативы и принятия решений (в рамках возраста);
  • возможности выбора деятельности, формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса;
  • возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель, игровое намерение и т.д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени – отсутствие спешки, дефицита времени, невозможности завершить начатое дело);
  • открытое, позитивное информирование ребенка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания, создание отношений доверия;
  • поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции;
  • наличие адаптивных ритуалов, вплетённых в ежедневное взаимодействие с окружающими;
  • удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.

        Чувство небезопасности, эмоционального неблагополучия и психологического дискомфорта возникает у ребенка по следующим причинам:

  • сверхсильная стимуляция;
  • принятие за ребенка решений и выполнение за него действий;
  • манипуляции ребенком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей;
  • ограничение детской инициативы и активности;
  • неудовлетворение потребностей, в том числе в движении, общении;
  • формирование у ребенка неадекватных представлений о себе и мире, введение его в заблуждение, обман;
  • использование неадекватной системы поощрения и наказаний;
  • не предъявление ребенку позитивных ожиданий в отношении его развития;
  • непредсказуемость шума (неожиданные непонятные ребенку шумы), отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событиях;
  • непредсказуемость жизнедеятельности во времени.

        Образовательная среда должна позволять выстроить границу между «Я» и «не – Я» сначала материально (столик для рисования, персональный шкафчик, уголок уединения и т.д.), а затем и в социальном взаимодействии, обстановка должна напоминать ребенку о правилах общения. Таким образом среда способна выделять отдельного индивида и формировать у него взаимное уважение к границам личности. Освоение социальных норм и правил позволяет личности проявлять свою индивидуальность внутри определенных границ, задаваемых обществом, и тем самым создавать условия другим для свободного самовыражения в рамках установленных границ. Социализация разумно ограничивает спонтанные реакции ребенка, а правильно организованная среда дает ощущение свободы внутри определенных границ.

        Образовательная среда должна создавать у ребенка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь, расширяет границы личности и стимулирует активность ребенка.  Негативные социальные переживания упрощают картину «Я» и создают отрицательный фон отношения к миру.

        Личное пространство среды формируется на основе оказываемого ею объективного влияния и субъективных возможностей преобразования. Именно в личном пространстве среды формируется опыт отделения от людей и предметов, обретения независимости и самостоятельности, осознания собственной индивидуальности. Активное восприятие среды позволяет личности ранжировать её компоненты в зависимости от их субъективной значимости.

        Ключевыми психологическими характеристиками среды как пространства личности выступают территориальность, телесный комфорт и безопасность, личные вещи, возможность реализовывать вкусовые и временные предпочтения. Доктор психологических наук С.К. Нартова-Бочавер указывает на то, что окружающая среда должна обеспечить ребенку чувства места, переживания пространства ДОО как своего, близкого и безопасного. Рассмотрим эти характеристики подробнее.

        Территориальность означает выделение хорошо знакомого пространства, которое безопасно используется в личных целях, и интимного пространства личности, которое нарушается другими только с согласия самого ребенка (телесный контакт, пространственная близость, например, сидеть рядом, встать в пару, вместе танцевать и др.). правильно организованная с точки зрения территориальности образовательная среда помогает ребенку контролировать интенсивность социальных контактов и информационных потоков, предоставляет возможность психологической релаксации.

        Персонифицированные шкафчики, столы, кровати повышают чувство привязанности воспитанника к окружающему пространству, дают возможность выделить персональную территорию. Эта территория должна быть приватной и защищенной от вмешательства других без согласия ребенка. Личное пространство позволяет принимать решение о степени открытости и доверительности тех отношений, в которые ребенок вступает.

        Телесный комфорт и безопасность связаны с удобством среды для передвижения, организации разнообразных видов деятельности, предоставления возможности комфортного пищевого поведения и отсутствием любых форм давления. Телесная чувствительность – важный для ребенка источник информации, а организация среды как условия овладения телесностью определяет не только физическое (что очевидно), но и интеллектуальное, личностное развитие, общее психическое здоровье дошкольника.

        Еще один аспект личностного восприятия среды – персональные вещи – своеобразные символы личности, способ презентации окружению своего «Я». Они являются обязательным атрибутом психологически грамотно организованной среды и позволяют получать дополнительную информацию о ребенке. Личные вещи помогают дошкольнику строить отношения с окружающими, поддерживать свое «Я» и чувство безопасности, а также        являются маркерами интимной территории.

        Организация среды во времени (режимность, последовательность, темп и ритм деятельности) предоставляет детям возможность ощущать себя в безопасной и предсказуемой или, наоборот, в травмирующей и нарушающей эмоциональное благополучие обстановке. К позитивным временным характеристикам среды относятся последовательность и предсказуемость изменений, режимность, возможность выбора темпа деятельности, позволяющего завершать действия, реализовывать временные привычки, предоставление права первенства (первый в паре, первый за столом и т.п.).

        Индивидуальные предпочтения удовлетворяются в среде, в которой:

  • допускается альтернативное разнообразие видов деятельности и используемых предметов;
  • стимулируется творческая активность и реализуются вариативные программы развития.

        

        Уважение к вкусам и ценностям личности ребенка способствует развитию самоуважения, толерантности к вкусам и ценностям других людей, формированию ответственного выбора.

        

Компоненты психологически безопасности образовательной среды:

  • продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды;
  • свободный доступ к игрушкам и игровым материалам;
  • реализация потребностей ребенка, в том числе в игре, движении, познавательной активности, общении;
  • ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сенситивные периоды развития и возрастные задачи развития;
  • компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребенка;
  • компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого, продуктивного мышления ребенка;
  • поощрительное воздействие (эффективное использование педагогами всего спектра поощрений).

Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде

        Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача моральных норм и ценностей. Характер взаимодействия со многом определяется тем, в каких условиях оно осуществляется, какие отношения складываются между участниками.

        В ФГОС ДО закреплены основные виды деятельности дошкольника, в том числе общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Эти процессы имеют большое значение для воспитания и образования на основе личностно ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребёнка, построение с ним партнерских отношений, диалога.

        При таком подходе проявляются активность и самостоятельность, котроые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать личностными качествами ребенка. Субъект-субъектные связи и отношения способствуют развитию у детей творческого потенциала, способности к сотрудничеству, умения конструктивно решать поставленные задачи, проблемные ситуации.

        В процессе личностно ориентированного взаимодействия, основанного на субъект-субъектных связях, отмечаются вариативность позиций и педагога и детей, выбор стиля общения в зависимости от образовательной ситуации; взаимная активность педагога и детей, направленная на осуществление совместной деятельности в предметной среде, достижение совместных результатов.

        Согласно Стандарту РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

        РППС может оптимизировать (улучшать) взаимодействие, общение, совместную деятельность, если отвечает ряду следующих критериев, отражающих её потенциал:

  • направленность – соответствие актуальным интересам и потребностям детей;
  • многофункциональность – условия для организации разнообразных видо деятельности, в том числе совместной;
  • неоднородность – разнообразие игрушек, материалов, предметов мебели;
  • динамичность – возможность внесения изменений, дополнений в среду, в том числе в совместной деятельности, и пр.

        для ДОО должны быть характерны сотрудничество педагогов и детей, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов образовательной среды, постоянные партнерские отношения между участниками образовательных отношений; проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности; эмоционально-положительный фон взаимодействия. Эти характеристики  отражают сформулированные в Стандарте психолого-педагогические условия реализации ООП ДО, а именно:

  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию развития;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей к друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

        В условиях современного дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе использования потенциала РППС может быть реализован по следующим основным линиям:

  • организация общения между педагогом и детьми, которое может носить разный характер:
  • ситуативно-познавательный: демонстрация возможных способов действий с игрушками и игровыми материалами по необходимости;
  • ситуативно-творческий: демонстрация разных способов изготовления игрушек;
  • сопроводительный – помощь в выборе и реализации игровых действий, координация деятельности детей, анализ их видов деятельности; помощь в разграничении зон активности;
  • предоставление возможности для активной совместной деятельности детей с педагогом:
  • совместные игры с педагогом, который выступает образцом для подражания;
  • моделирование пространства;
  • наблюдения в окружающей среде;
  • предоставление возможностей для самостоятельной деятельности детей по интересам;
  • идеи саморазвития с жестко заданными материалами:
  • самостоятельное изучение среды в заданных зонах активности;
  • самостоятельный выбор места для игровой и иной активности;
  • особая организация РППС, предполагающая внесение изменений.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка детской инициативы через творчество

Презентация раскрывает методы поддержки детской инициативы через художественную деятельность в работе на прозрачном мольберте....

Консультация для родителей детей раннего возраста группы кратковременного пребывания с целью поддержки детской исследовательской деятельности "Чем занять ребёнка летом"

Летом - прекрасная пора и отличная возможность отдохнуть, оздоровиться , весело и познавательно провести время со своим ребёнком.Предлагаю несколько игр для поддержки исследовательской деятельнос...

«Педагогическая ценность макета в организации предметно – игровой среды ДОУ, в целях поддержки детской инициативы»

ФГОС ДО направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Наряду с традиционным...

Создание условий для поддержки детской инициативы и творчества

Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчестваСогласно ФГОС ДО, необходимыми условиями для создания социальной ситуации развития детей, поддержки индивиду...

Презентация: "Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы и творчества."

Детский совет форма, позволяющая достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развивать у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержание своего обучения....

"Развитие творческого потенциала педагога при проектировании развивающей предметно-пространственной среды с целью поддержки детской инициативы" семинар-практикум

Развитие компетентности педагогов при выборе способов поддержки детской инициативы и проектировании развивающей предметно-пространственной среды ГБДОУ является одной из актуальных задач при введении Ф...

Презентация: "Организация РППС как условие поддержки детской инициативы и творчества".

quot;Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мир...