«Развитие и становление голоса в онтогенезе»
методическая разработка по логопедии

Развитие и становление голоса в онтогенезе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_golosa_referat.docx48.55 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «АлтГПУ»)

Институт дополнительного образования

Тема: «Развитие и становление голоса в онтогенезе»

Реферат по дисциплине «Нарушение голоса»

Выполнил:

Слушатель программы профессиональной переподготовки «Логопедия» (группа 23/24)

Шефер Лариса Николаевна

Проверил:

к.п.н., доцент

Цвирко Ольга Юрьевна

Барнаул 2023

Оглавление

В

ВЕДЕНИЕ        3

АКУСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ        4

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ГОЛОСА В ОНТОГЕНЕЗЕ        5

ПЕРИОД МУТАЦИИ ГОЛОСА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ        13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ        16

ВВЕДЕНИЕ

Рассказывают, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да говори же ты, наконец, чтобы я мог тебя видеть!». И действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека... Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах  и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый,  твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих  самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.

Еще в 1228г. Мишель Скоттус, придворный философ и астролог императора Сицилии и Апулии Фридриха фон Хохенштауфена, в одной из  глав своего труда «Физиогномика» впервые приводит 13 определений различных качественных и количественных изменений человеческого голоса, подчиненных характеру. Итак, голос наиболее полно раскрывает характер, настроение и даже душевные свойства человека. Можно изменить внешность, прическу, придать нужное выражение своему лицу, но в голосе всегда почувствуется фальшь. Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится:

 

Черным-черна однажды затесалась

Ворона между черными дроздами.

Ее никто не распознал бы в стае,

Сумей она попридержать язык!

 

Каждый человек, родившись, получает от природы  драгоценный и великий дар, - особого качества музыкальный инструмент, - голос. Некоторые педагоги считают, что именно он может стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо, лишь научиться правильно, владеть этим инструментом.

Актуальность изучения проблемы развития детского голоса, профилактики его возможных расстройств на разных возрастных этапах, сохранения сильного,  красивого, чистого, свободного звучания не вызывает сомнения.

Рассмотрение развития и становления детского голоса с рождения до пубертатного периода, во время и после него – очень сложная, многогранная и многоуровневая проблема, и для того чтобы разобраться в этом предмете необходимо досконально знать характерные анатомо-физиологические свойства голосового аппарата, потенциальные нарушения фонации у детей, способы их предупреждения и преодоления, возрастную физиологию и многие другие аспекты.

Цель исследования состоит в изучении характеристики детского голоса и этапов ее развития.

Задачи исследования:

- изучить особенности детского  голоса и его свойств;

- рассмотреть периоды развития детского голоса и их характеристики.

АКУСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ

Голос — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

 Звук голоса — колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Высота звука — субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 секунду. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т. е. высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразительность речи.

Сила голоса, его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитуды колебаний голосовых складок и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

Тембр, или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой чем основной тон, частоты. Частота обертонов обычно в 2, 3, 4 и т. д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр. Резонанс — резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставкой трубки. /Выделяют два основных резонатора — головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. Р. Юссоном доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе стимулируют голосовую функцию.

При грудном резонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости — трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и, в свою очередь, влияет на источник, колебаний — работу голосовых складок. Оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называется импедансом, при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом. Явление импеданса одно из важных защитных акустических механизмов в работе голосового аппарата.

Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать три типа голосоподачи:

1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой;

2) момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Это мягкая атака звуков;

 3) сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания. Этот тип называется твердой атакой.

Наиболее употребительна и физиологически обоснована мягкая атака. Однако возможно использование и двух других способов подачи звука в зависимости от голосовых задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ГОЛОСА В ОНТОГЕНЕЗЕ

Голос человека — это бесценный природный дар, который изначально является врожденным рефлекторным актом, а затем развивается на протяжении жизни человека.

Процесс формирования голоса проходит несколько стадий:

пренатальная — до момента рождения;

младенчество — от рождения до 2 лет;

ранний детский возраст — от 2 до 5 лет;

средний детский возраст — от 5 до 9 лет;

позднее детство — от 9 лет до начала пубертатного периода;

ранний взрослый период — обычно от 12 до 15 лет;

средний взрослый период — от 15 до 18 лет;

окончательное взросление — от 19 лет до 21 года.

Соответственно выделяемым возрастным периодам меняются
анатомические структуры голосового аппарата и голос ребенка, что
обусловливает изменения акустических параметров: частоты основного тона
, интенсивности голоса, диапазона и тембра.

Известно, что отличительными особенностями в строении и формировании отдельных органов голосового аппарата ребенка являются диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата; неравномерность и скачкообразность в процессе развития; наличие периодов, когда развитие протекает почти незаметно; неоднородность окончания роста разных органов голосового аппарата.

Стадии развития голосового аппарата можно определить как
обычную, интенсивную или замедленную. Они в определенные
периоды жизни ребенка и в различных органах протекают по-разному: смена этих стадий происходит неоднократно и может быть
равномерной (от интенсивного роста — к обычному, далее — к замедленному; от обычного — к замедленному) и скачкообразной
(интенсивный рост — замедленный; ослабленный рост — интенсивный). Развитие одних отделов голосового аппарата протекает в две
стадии (интенсивная — обычная). Например, легкие интенсивно развиваются в первые два месяца, а далее до периода полового созревания их рост происходит постепенно. Выраженные изменения в бронхах и трахее отмечаются в течение первого года жизни ребенка. Изменения в других (гортань и носоглотка) происходят в три стадии.

Носовая полость, придаточные пазухи и носоглотка интенсивно
развиваются в течение первых 6 месяцев жизни, а придаточные
пазухи формируются до 3 лет; носоглотка до 6 лет растет с обычной
интенсивностью.

Рост носоглотки и придаточных пазух в основном завершается к началу пубертатного периода, все остальные органы голосообразующего аппарата оформляются к периоду окончания полового созревания (к 19 годам). Исключение составляет только гортань, продолжающая свой рост,

хотя он становится менее выраженным.

Гортань новорожденных обоего пола активно растет только в первый год: у мальчиков — в первые три месяца, затем на
восьмом-девятом месяце; у девочек — в течение первого и четвертого седьмого месяцев. Голосовые складки изменяются в процессе
роста иначе, чем гортань. В отличие от последней, они растут в течение всего первого года жизни. У новорожденных и грудных детей
голосовые складки незрелы анатомически и физиологически, поэтому они более подвержены воспалительному и травматическому поражению. Заболевания голосовых складок заметно отличаются от таковых у старших детей и взрослых. Укорочение голосовых складок наряду с узостью просвета гортани приводит к тому, что даже при небольших воспалительных или нодозных изменениях в гортани у детей возникают стенотические нарушения, значительно ухудшающие состояние ребенка.

До трех лет гортань у мальчиков и девочек не различается по длине, затем начинается заметный рост голосовых и вестибулярных
складок и расширение надгортанника. После трех лет гортань мальчиков длиннее гортани девочек. До семи лет глубина превышает
ширину, затем отмечается усиленный горизонтальный рост. У детей
раннего возраста гортань воронкообразная. Постепенно отмечается переход к цилиндрической форме.

Размеры гортани зависят от пола и возраста, а также от индивидуальных особенностей человека. Размеры гортани до пубертатного периода у девочек и мальчиков, как правило, одинаковые. У мужчин она на 1/3 больше, чем у женщин, хрящи гортани у женщин имеют меньшую толщину.

Надгортанник новорожденного находится на уровне небной занавески, а нижний край гортани — на уровне IV шейного позвонка. К 7–8 годам гортань постепенно опускается до VI шейного позвонка. Гортань взрослого человека расположена на уровне V–VII шейных позвонков, ее вход открыт в гортанную часть глотки, а на уровне VII шейного позвонка она переходит в трахею. У мужчин гортань расположена ниже, чем у женщин, в среднем на один позвонок. У детей гортань расположена выше на один-два позвонка.

 Физиологи многочисленными исследованиями доказали, что раздражение рецепторов дыхательных путей током воздуха влияет на дыхательный центр, регулирующий процесс дыхания, — глубину, частоту дыхательных движений.

Гортань — хорошо иннервируемый орган. В слизистой оболочке разветвляются рецепторы различных структур, причем некоторые из них концентрируются в так называемые рефлексогенные зоны. Первая рефлексогенная зона гортани находится в области входа в гортань, вторая — в области черпаловидных хрящей и их отростков. Обе зоны богаты тактильными, болевыми, температурными рецепторами, воспринимающими раздражение от струи выдыхаемого воздуха. Эти рецепторы выполняют защитную функцию бронхов и легких. В подскладочном пространстве находится третья рефлексогенная зона. Здесь разветвляются рецепторы, воспринимающие раздражение от выдыхаемого воздуха, выражающееся в изменении давления при выдохе, особенно во время фонации. Эта зона носит название «фонационной».

Характерное расположение рецепторов также определяется возрастом ребенка. Так, у новорожденного много рецепторов, они разветвляются в слизистой оболочке гортани равномерно и однородны по своей структуре. В трехмесячном возрасте намечается незначительная концентрация чувствительных окончаний в слизистой надгортанника, входа в гортань и в области черпаловидных хрящей, появляются более сложные формы рецепторов. У годовалого ребенка можно четко проследить концентрацию рецепторов в области первой и второй рефлексогенных зон. Третья рефлексогенная зона начинает оформляться в 5–7 лет, и лишь к 7 годам топологически гортань ребенка начинает напоминать гортань взрослого человека. Наряду с формированием рефлексогенных зон в гортани усложняется и их структура. В мышцах, суставах, надхрящнице разветвляются чувствительные нервные окончания. Наибольшее количество рецепторов располагается в надхрящнице надгортанника и черпаловидных хрящей.

Двигательная иннервация гортани осуществляется блуждающим нервом. Верхний и нижний гортанный нервы обеспечивают подвижность мышц гортани. Мышцы голосовых складок — щито-черпаловидные и голосовые мышцы — обильнее обеспечены двигательными рецепторами по сравнению с остальными мышцами гортани. Вследствие неравномерности роста различных частей голосового аппарата происходят и изменения голоса ребенка. Диапазон голоса девочек и мальчиков от семи до десяти лет одинаков и равен приблизительно октаве в интервале РЕ1–РЕ2 (наиболее естественное и легкое звучание в диапазоне от ФА1 до Д02); в десять - четырнадцать лет -несколько шире — от ДО1 до МИ2 и ФА2 (наиболее удобны интервалы от МИ1 до РЕ2, МИ2); у четырнадцатилетних –шестнадцатилетних подростков диапазон голоса расширяется, может быть до двух октав ( оптимально звучит в диапазоне СИ малой — ФА второй октавы).

В процессе онтогенеза меняется механизм фонации у детей. От 0 до 7 лет преобладает фальцетный механизм фонации, с доминирующим участием перстне-щитовидной мышцы, в то время как другие мышцы принимают лишь косвенное участие. Перстне-щитовидная мышца не только суживает голосовую щель, но и одновременно натягивает голосовые складки. Эти мышцы играют главную роль в регуляции натяжения, так как вокальная мышца — еще не сформирована. Вокальная мышца формируется лишь в возрасте от 7 до 12 лет, в результате отщепления от щиточерпаловидной мышцы, а затем продолжает развиваться до 19–20 лет. Постепенно механизм фальцета заменяется колебаниями голосовых складок. Таким образом, механизм фонации у ребенка отличается от процесса голосообразования у взрослого.

Важнейшим этапом развития речи ребенка является довербальный период или период предречевых вокализаций. Разные авторы предлагают различные варианты периодизации данного периода, общим для всех является определенная последовательность, обусловленная био-социальными причинами.

Голос проявляется у человека в момент рождения как врожденный, безусловный, защитный рефлекс. В дальнейшем на базе этого рефлекса путем образования цепных условно-рефлекторных реакций возникает разговорный и певческий голос.

Первые звуки ребенка — крики, которые представляют собой безусловнорефлекторную реакцию на действие сильных раздражителей (внешних и внутренних), обычно отрицательного характера (холод, боль, голод и др.). Эти крики ребенок начинает издавать тотчас после рождения на свет, и они служат основой для последующего развития звукопроизносительной речи. Уже в первых криках младенца можно различать подобие некоторых гласных и согласных звуков типа аа, у а, нээ и т.п.

Важно отметить, что ряд исследователей (Л.Т. Журба, И.М. Кононова, И. Максимов, Е.М. Мастюкова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие) считают, что характеристика крика и развитие голосовых реакций детей на первом году жизни имеет важное прогностическое значение. Так, Е.М. Мастюкова (1988, 1997) подчеркивает, что для ранней диагностики речевых расстройств большое значение имеет диагностическое изучение голосовых реакций в доречевом периоде и оценка их интонационной выразительности.

По мнению Е.Н. Винарской (1987), врожденные биологические голосовые реакции являются важнейшими структурными компонентами синкретичных операционных комплексов ребенка. В процессе общения они изменяются и приобретают национальноспецифические знаковые черты.

В процессе онтогенеза крик новорожденного интонационно изменяется по силе, высоте, тембру, протяженности, а также формируется его коммуникативная направленность. Только первый крик новорожденного, обусловленный раздражением подкоркового речевого центра, можно считать рефлекторным явлением, не имеющим сигнальной направленности. Считают, что крик — это первое вокальное проявление ребенка.

Известно, что в первые 3 недели ребенок способен издавать 3 крика, различающихся структурно и функционально: голода; боли (ответ на болевые ощущения); лишения (ответная реакция, например, когда забирают пустышку, которую активно сосет ребенок).

На третьей неделе жизни появляется новый сигнал (крик одиночества, тоски, для привлечения внимания), который отражает не столько физиологические потребности, сколько носит социальный характер. Крик здорового ребенка громкий, чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом. У детей с нарушениями центральной нервной системы крик может быть или слишком громким и пронзительным или, наоборот, тихим, в виде всхлипываний, часто осуществляться на вдохе (инспирированная фонация).

Отечественные ученые (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Е.И. Исенина, С.Н. Цейтлин и др.) предлагают свою классификацию младенческих криков, в основе которой лежит субъективная ценность раздражителей для ребенка: — высокой субъективной ценности (крик «боли»); — умеренной субъективной ценности (крик «удовольствия»); — регрессирующие крики (крик «голода»).

 После двух месяцев происходит переход от рефлекторных звуков к коммуникативным, наступает новая стадия доречевого периода — гуление. К.А. Семенова и Н.М. Махмудова (1979) отмечали, что уже к 3–4 месяцам вокализации служат средством межличностного взаимодействия со взрослым. Ребенок начинает активно обращать внимание на голос окружающих, отвечая адекватной реакцией на их мимику и тон, проявляя попытки воспроизведения улыбки и вокализации.

 И.М. Кононова (1974), изучавшая условия развития голосовых реакций детей первого года жизни, отмечает, что в первые шесть месяцев наблюдается стойкое увеличение голосовой активности, причем наиболее эффективным приемом ее стимуляции является общение со взрослым. По ее мнению, «певучие звуки гуления» имеют особо важное значение для формирования речевого дыхания, а спонтанное вокализирование ребенка в тихой обстановке создает благоприятные условия для развития фонематического восприятия.

Следующая стадия предречевых вокализаций — лепет, который появляется к началу третьего месяца. Его начало связано с развитием стриопалидарной системы, отвечающией за ритм, темп, артикуляционный тонус. Лепет постепенно усложняется за счет разнообразия повторяемых звуков. Звуковое разнообразие лепетных цепей, а также выделенность по длительности отдельных сегментов цепей дали основание назвать этот период стадией лепетных псевдослов. Важность лепетной стадии заключается в том, что в этот период происходит не только тренировка голоса, согласование слуховых и двигательных реакций, соединение линейных артикуляций в слоги.

Ранняя стадия лепета представляет собой, в отличие от крика, реакцию на раздражители положительного характера. Чаще всего ребенок лепечет после еды. В лепете можно различить довольно разнообразные звуковые комплексы: агу, убу, экхе и т.п. Эта ранняя стадия лепета не зависит от окружающей речевой среды. Дети разных народов в первые месяцы лепечут одинаково; лепечут и глухие от рождения дети.

Основой лепета служат врожденные двигательные координации, связанные с процессами сосания и глотания. Во время лепета у ребенка устанавливается связь между кинестетическими раздражениями от движений речевых органов и соответственными слуховыми раздражениями. Появляется тенденция к самоподражанию. Звуковой состав лепета постепенно обогащается. В лепете встречаются уже многочисленные согласные, преимущественно двугубные, типа п, б, м, переднеязычные типа т, д, н заднеязычные типа к, г, х.

К самоподражанию вскоре присоединяется подражание речи окружающих. Ведущую роль в последующем развитии произносительных навыков у ребенка начинает играть слух, при помощи которого ребенок воспринимает речь окружающих и контролирует свое произношение.

У глухих от рождения детей не развивается ни самоподражание, ни подражание речи окружающих. Появившийся у них ранний лепет, не получая подкрепления со стороны слухового восприятия, постепенно замирает.

В конце первого года жизни у ребенка появляются осмысленные звукосочетания. На основе подражания и в результате активного воздействия окружающих устанавливается связь между предметами и явлениями внешнего мира и звучанием обозначающих их слов, а также кинестетическими ощущениями, возникающими при произнесении этих слов.

Наряду с лепетными словами ребенок начинает произносить вполне правильно такие несложные в фонетическом отношении слова. Однако, расширяя постепенно свой словарный запас, ребенок еще в течение долгого времени (до 4–5 лет) весьма несовершенно произносит большинство усвоенных им слов. Многие звуки еще не произносятся неправильно. Разные звуки усваиваются детьми в различные сроки. Гласные в общем появляются в речи раньше, чем согласные. Из согласных взрывные усваиваются раньше фрикативных, глухие — раньше звонких, мягкие — раньше твердых. Позже всех других появляются в речи шипящие (ш, ж, ч, щ) и вибранты (р, р').

 Речь детей раннего возраста (2–5 лет) нередко изобилует дефектами произношения. Характерными дефектами являются: 1) пропуски звуков и слогов, 2) замена одних звуков другими, 3) перестановки звуков и слогов; 4) уподобление (ассимиляция) звуков.

Лучше других детьми воспроизводятся ударный и начальный слоги, так как их легче всего воспринимают на слух. Наряду с расширением словаря, усвоением грамматических норм и уточнением слухового восприятия происходит постепенное совершенствование произношения. Работа речевого аппарата становится все более тонкой и дифференцированной. К пяти-семи годам перечисленные выше дефекты произношения в большинстве случаев исчезают, и дети произносят все звуки речи правильно.

Процесс овладения интонацией начинается у ребенка уже на стадии гуления, и к концу первого года жизни на основе интонационной системы языка взрослых начинается овладение системой фонем. Интонация вопроса формируется только на втором году жизни, к этому возрасту у ребенка развивается умение модулирования голосом различных эмоций, происходит резкий количественный рост разнообразных звукосочетаний лепетной речи и последующее появление первых слов. Подтверждение факту, что овладение просодикой у детей происходит на основе подражания речи взрослого, можно найти в работах А.Н. Гвоздева. В частности, он указывает, что первоначально вопрос в детской речи выражается только интонацией, идентичной интонации окружающих. Интонация перечисления, появляющаяся также на раннем этапе, сначала осуществляется без союзов. Союзы перечисления появляются приблизительно к 2 годам 3 месяцам. Фразовое ударение усваивается детьми очень рано, примерно с 1 года 11 месяцев, с того момента, когда предложения начинают включать несколько слов. При этом во всех случаях употребление фразового ударения ничем не отличается от его употребления взрослыми, ударение меняет свое положение в зависимости от смысла фразы.

В.И. Бельтюков (1977, 1981) считает, что одной из причин более раннего формирования у детей эмоциональных интонационных конструкций является опережающее развитие слуховой функции над речедвигательной, что обуславливает ее ведущую роль в процессе формирования звуковой системы языка. В ряде работ отечественных исследователей (Н.Х. Швачкина, А.И. Бронштейна, И.П. Нечаева) доказано, что развитие слухового анализатора достигает значительной степени совершенства уже на первом году жизни, а к двум годам в сенсорной речи ребенка дифференцированы все звуки русского языка, в том числе и акустически близкие.

В.В. Тонкова-Ямпольская (1970), изучавшая физиологические механизмы речи, приходит к важному заключению, что интонационное поле речеслухового анализатора (восприятие интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе заканчивается только в период оформления устной речи, когда «индифферентная, выразительная и настойчивая интонация периодов гуления и лепета идентифицируется с логическими интонациями повествования, убеждения и утверждения». Подтверждение этому факту можно найти в исследованиях Е.Н. Винарской (1987) и А.Н. Гвоздева (1961). В работе О.И. Яровенко (1985), высказывается мысль, что в 2,5 года использование интонационных типов в большей степени контролируется сознанием, так как еще не достигает автоматизма.

Еще Гиппократ указывал на особенности голоса как дифференциальный диагностический критерий. Следует отметить, что характеристика крика и развитие голосовых реакций детей уже на первом году жизни имеют важное диагностическое значение. Е.Ф. Архипова (1989) проводит сравнительную характеристику доречевого развития детей раннего возраста в норме и при церебральном параличе. Весь доречевой период автор делит на 4 этапа, в каждом этапе выделяет особенности развития, основываясь на медицинской периодизации.

 У детей с церебральным параличом звуки гуления долгое время не являются средством общения со взрослым из-за бедности их интонационной выразительности.

 К.А. Семенова и Н.М. Махмудова (1979) считают, что у детей с патологией речи, в частности с дизартрией, крик — монотонный, непродолжительный, быстро истощаемый; голос слабый, низкий. При нарушениях речи на этапе доречевого развития просодия крика формируется в течение более длительного срока, звуки гуления отличаются однообразием, лепет интонационно беден. В дальнейшем у таких детей отмечаются нарушения в просодической стороне речи, они не могут регулировать громкость голоса и темп речи, не изменяют голос по высоте и тембру (Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. 1985).

ПЕРИОД МУТАЦИИ ГОЛОСА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Особое значение следует уделять изменениям голоса в период мутации.

Мутация - физиологическое явление, связанное с бурным ростом гортани и всего организма в период полового созревания. До мутации голосовой аппарат у девочек и мальчиков практически одинаков. Начало функционирования половых желез у мальчиков и, в меньшей степени, у девочек приводит к выраженному росту гортани. Под влиянием гормонов половых желез гортань мальчиков увеличивается в диаметре и за короткое время развивается из детской в мужскую, что приводит к понижению голоса на однуполторы октавы. Изменения в голосе девочек не так заметны, так как увеличение гортани невелико и происходит в основном по вертикали, голосовые складки удлиняются на 3–—4 мм, в результате голос понижается только на терцию, поэтому Н.Д. Орлова (1963) называет этот период в развитии голоса девушек эволюцией.

 В период мутации меняется механизм голосообразования: на смену фальцетному, характеризующемуся натяжением и смыканием краев голосовых складок и головным резонированием, формируется новый механизм голосообразования, при котором фонация осуществляется всей массой голосовых складок и включается грудное звучание.

По  данным         исследователей и сведениям литературы, у современных подростков мутация начинается несколько раньше, чем столетие назад, и зависит от климатических и географических условий. У жителей южных районов изменения голоса наступают раньше, чем у народов северных стран: мальчиков в 12–13 лет, у девочек — в 10–11 лет. Перемена голоса у юношей длится от 6 месяцев до 2 лет, у девочек мутация протекает от 6 недель до 3 месяцев.

Весь период мутации может быть разделен на три стадии: предмутационную, собственно мутационную и постмутационную.

 В предмутационной стадии появляются первые признаки приближающейся мутации: отмечается сужение диапазона, утрачиваются высокие ноты, появляется быстрая утомляемость. Голос становится жестче, напряженнее. При микроларингоскопии можно наблюдать повышенную инъецированность сосудов, скопление слизи на голосовых складках.

Собственно мутационная стадия характеризуется бурным ростом гортани и голосовых складок, изменением механизма голосообразования. Рост гортани у мальчиков происходит как в продольном, так и поперечном направлении от 1 до 2 см. Увеличиваются в размерах все хрящи, особенно доступный для наблюдения щитовидный хрящ, который образует на передней поверхности шеи «адамово яблоко». Голосовые складки удлиняются на 6–10 мм и достигают 20–25 мм. В некоторых случаях возможно покраснение средних отделов гортани, разрыхленность слизистой оболочки голосовых складок, недостаточное замыкание голосовой щели в хрящевой ее части. При фонации остается просвет, имеющий форму удлиненного треугольника в задних отделах, — «мутационный треугольник».

В этот период увеличивается объем глотки и языка, заметно усиливается напряжение артикуляционной и мимической мускулатуры. При обычном осмотре можно наблюдать явно выраженное напряжение наружных гортанных мышц и излишнее напряжение оральной мускулатуры.

Акустические изменения ярко выражены. Голос подростков характеризуется непостоянством и вариабельностью: тональность звучания меняется в пределах октавы, поочередно включаются головной и грудной регистры, происходит изменение диапазона, интонационные возможности ограничены. Создается впечатление, что ребенок не может управлять своим голосом. У 1/5 мальчиков мутация протекает как «ломка» голоса.

У остальных голос меняется постепенно, незаметно для самого ребенка и окружающих. Лишь иногда появляется повышенная утомляемость и легкая охриплость. Элементы звучания взрослого голоса как бы незаметно вплетаются в детский голос, который приобретает мужской или женский тембр.

В других случаях мутация протекает более остро. Голос неожиданно начинает срываться, появляются низкие ноты басового или баритонального тембра. По мере завершения мутации такие явления отмечаются реже. Встречаются такие формы мутации, когда мягкий детский голос внезапно становится грубым, появляется хрипота вплоть до полной афонии. Через некоторое время охриплость исчезает, и у подростка оформляется голос взрослого. В литературе описаны случаи очень быстрой смены голоса, продолжавшейся у мальчиков 1–2 дня.

Патофизиологический механизм фонации во время мутации заключается в дискоординации слаженного механизма голосообразования. С одной стороны, закрепившийся стереотип фальцетного звучания, а с другой стороны, изменения, связанные с быстрым ростом гортани и голосовых складок, обуславливают нестабильность звучания. Тогда, когда при фонации преобладает функция m. cricolhyreodeus, сильное напряжение которой служит причиной поднятия гортани в верхнее положение, включается фальцетный механизм. Сменяющая гиперактивность голосовых складок определяет образование грудного голоса. Для выработки правильной фонационной кинестезии требуется продолжительной время.

 Подростки по-разному реагируют на появившийся у них голос. Юноши долго не могут привыкнуть к новому голосу, стараются говорить привычным для них высоким тембром, избегают возможности пользоваться низким голосом.

В постмутационной стадии происходит дальнейшее оформление голоса подростков, устанавливается диапазон и тембр звучания. Этот период продолжается 1–2 года и имеет большое значение для вокалистов. Так как голос еще не окреп и отмечается быстрая утомляемость голосового аппарата, вокальные педагоги должны бережно развивать и совершенствовать природные данные голоса ребенка.

Спокойно протекающая мутация — физиологический процесс и не требует никакой терапии, кроме охранительного голосового режима. Вместе с тем необходима пропедевтическая работа как с подростками, так и их родителями, учителями, направленная на профилактику нарушений голоса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Проблема нарушений голоса у детей остается актуальной, т. к. голосовые перегрузки неблагоприятно влияют на развитие личности в целом. Голос имеет большое значение в развитии ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно – психическое состояние, затруднять коммуникацию, даже стать причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека. Число детей, имеющих измененный тембр голоса, от охриплости, гиперназальности до более выраженных нарушений тональности, силы звучания, вплоть до шепотной речи, не имеет тенденции к снижению. Кроме того, патологическое изменение голоса является симптомом в структуре таких речевых расстройств как дизартрия, ринолалия, заикание.

Голос, являясь одним из компонентов речи, обеспечивает её слышимость, выразительность, эмоциональность, поэтому любые его нарушения в первую очередь влияют на процесс коммуникации, проявляются как в информативно-коммуникативных, так и в аффективно-коммуникативных способностях ребенка.

Таким образом, знания об особенностях развития голоса в онтогенезе будут способствовать предупреждению стойких голосовых расстройств у детей и подростков, а также в значительной степени повышению эффективности коррекционной работы при устранении дисфоний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

2. Василенко, Ю. С. Нарушение голоса в период мутации. Особенности
фонопедической работы. / Ю. С. Василенко, О. С. Орлова, С. Е. Уланов //
Методические рекомендации МЗ РСФСР. — М., 1984.

3. orlova_razvitie-detskogo-golosa-v-ontogeneze.pdf - Яндекс Документы (yandex.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие звукослоговой структуры слова в онтогенезе.

Нарушение звукослоговой структуры слова, затрудняющее овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью, достаточно стойкое и преодолевается с трудом. В силу того, что звукослоговая структура речи ф...

"Развитие грамматического строя речи в онтогенезе"

Гвоздев А. Н. выделяет три периода развития грамматического строя речи, каждый из которых  состоит из нескольких этапов. В данном работе  в доступной форме подробно изложена информация по ка...

Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе.

В данной статье содержится теоретический материал об особенностях развития звукопроизношения у детей в процессе их роста и развития; об особенностях артикуляционного аппарата, о том, какое положения з...

Развитие просодической стороны речи в онтогенезе

Развитие просодии и её компонентов на различных временных этапах жизни ребёнка....

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»...

Комплекс упражнений для развития силы, выносливости голоса и совершенствования других голосо-речевых навыков.

Предложенный комплекс упражнений позволяет практикующим воспитателям совершенствовать свои голосо-речевые возможности, что повысит эффективность их работы....

Логопедическая презентация "Становление речи в онтогенезе"

В презентации раскрываются все этапы развития активной речи (от крика младенца до фразовой речи). Разбираются особенности формирования речи у детей с ОВЗ на всех этапах развития....