Главные вкладки

    Комплекс упражнений для развития силы, выносливости голоса и совершенствования других голосо-речевых навыков.
    консультация на тему

    Тарахина Любовь Владимировна

    Предложенный комплекс упражнений позволяет практикующим воспитателям совершенствовать свои голосо-речевые возможности, что повысит эффективность их работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kompleks_uprazhneniy_dlya_razvitiya_sily.docx20.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплекс упражнений для развития силы,

    выносливости голоса и  совершенствования

    других голосо-речевых навыков.

    Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут

    привести к болезненным последствиям.

    Предложенный комплекс упражнений поможет практикующим воспитателям совершенствовать свои голосо-речевые возможности, что повысит эффективность их работы.

    1) Дыхание - это энергетическая база речи, поэтому первой "ступенькой" в работе над выразительной речью является развитие физиологического и фонационного дыхания. Для этого выполняются следующие упражнения: встать прямо и спокойно дышать, положив одну руку на живот, для контроля движений диафрагмы, а другую - сбоку на рёбра, для контроля движений грудной клетки. Сначала выполняем вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос, потом между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку (2 с.), а затем осуществляем вдох через нос и выдох через рот.

    2) Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, а затем удлиняем выдох до 10 и 15.

    3) Выдыхаем воздух через суженное ротовое отверстие сильной струёй, как будто дуем на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы "пламя заколыхалось" и держим его в таком положении до конца выдоха.

    4) Долго произносим звук [м], направляя его как бы в маску, с целью, нахождения для себя наиболее оптимального, удобного звучания. Упражнение должно выполняться свободно, без напряжения, чтобы мышцы шеи, плечевого пояса, живота были расслаблены. Данное упражнение в сочетании с постукивающим движением пальцев называется вибрационным гигиеническим массажем и служит для настройки речевого аппарата на звучание, активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных:

    1. постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук "мммм"; 2. кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук "мммм"; 3. кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая звук "ввввв"; 4. кончиками пальцев подбородка, озвучивая звук "зззззз";5. кончиками пальцев области груди, озвучивая согласный "ддддд".

    Произнести с интонациями радости, удивления, восхищения скороговорку:

    Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки.

    Произнести с интонациями порицания, печали, безразличия скороговорку:

    Зимой бы съел грибок, да снег глубок.

    Произнести с вопросительной интонацией скороговорки:

    Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?

    Проворонила ворона вороненка?

    Около колодца кольцо не найдется?

    Произнести строчки из различных стихотворений сначала с интонацией вопроса, а затем утверждения, как бы отвечая на вопрос, например:

    Воет ветер в степи огромной? - Воет ветер в степи огромной

    Собирала Маргарита маргаритки на горе? - Собирала Маргарита маргаритки на горе и др.

    Прочитать стихотворения, повышая на пол тона каждую строчку, как бы идя вверх по лестнице, чтобы звук голоса усиливался:

    Колокольчики мои,
    Цветики степные!
    Что глядите на меня,
    Темно-голубые?

    И о чем звените вы
    В день весёлый мая,
    Средь некошеной травы
    Головой качая?

    А. К. Толстой.

    О, тихий Амстердам
    С печальным перезвоном
    Старинных колоколен,
    Зачем я здесь - не там,
    Где, преданный мечтам,
    Какой-то призрак болен.
    Тоскует с долгим стоном
    И вечным перезвоном
    Звучит и здесь и там.
      К.Бальмонт.

    5) Произносим слоги "ра-ра, ра-ро, ра-ру, ра-рэ, ра-ры" с поворотами головы то вправо, то влево. Данное упражнение служит для активизации и тренировки мышц гортани.

    6) Упражнения основного комплекса органично дополняет комплекс парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Парадокс её заключается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Гимнастика оказывает следующее воздействие на организм человека: снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения "тяжести в голове"; активизирует носовое дыхание; способствует восстановлению голоса при его потере в момент общей усталости и др. Упражнения основного комплекса дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой включают следующие рекомендации: думать только о вдохе носом, тренировать вдох, он должен быть мгновенный, не объемный, а предельно активный, шумный, эмоциональный; вдох делать одновременно с движением, в ритме своего шага, выдох - результат вдоха, надо стараться не замечать выдоха, он должен быть естественный, пассивный, самопроизвольный. Комплекс включает следующие упражнения:

    "Повороты головы" - исходное положение: встать прямо. Повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох. Затем сразу же (без остановки посередине) повернуть голову влево, шумно и коротко "понюхать воздух" слева. Выдох происходит во время поворота головы, однако внимание на нем не акцентируется. И так 16 движений. Ни в коем случае нельзя напрягать шею. Туловище должно быть неподвижно, плечи не движутся вслед за головой и не поднимаются.

    "Тянем канат" - исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, ладони сжаты в кулаки. Слегка присесть, руки согнуть в локтях, как будто что-то тянем, сделать короткий шумный вдох, вернуться в исходное положение.

    "Обними плечи" - исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч, ладони сжаты в кулаки. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Сразу же

    после короткого вдоха руки расходятся в разные стороны. В этот момент на выдохе пассивно уходит воздух.

    7) Для тренировки мышц артикуляционного аппарата мы предлагаем комплексы артикуляционной гимнастики, которые оформлены в виде "сказок о весёлом язычке". Комплексы можно выполнять вместе с детьми:

    Жил был дружок весёлый язычок (высунуть широкий язык) в своем маленьком домике (улыбнуться, показав зубы). Утром язычок выходил на крылечко (положить язык на нижнюю губу), смотрел вверх (потянуть кончик языка к носу), светит ли солнышко, вниз (потянуть язык к подбородку), высохли ли лужи (упражнение выполняется 6-8 раз), играл на дудочке (вытянуть губы в трубочку 6-8 раз) и к его домику сбегались веселые пони (поцокать язычком). На пони язычок ехал к тётушке, которая встречала его приветливой улыбкой (улыбнуться). Тётушка пекла блинчики (высунуть язык пошлёпать по нему п-п-п-п-п), которые язычок очень любил есть с клубничным вареньем (облизать губы). Во дворе у тётушки жил хомячок (перекатываем воздух из одной щеки в другую), язычок любил играть с хомячком (упираем язык то в правую, то в левую щеку) и дразнить индюка (пошлепываем по верхней губе бл-бл-бл). Вечером за язычком приходила мама и пела ему песенку (пропеть аааааааааа), язычок улыбался (растянуть губы на улыбку) и засыпал (зевнуть с закрытым ртом).

    Язычок с утра проснулся (высунуть широкий язык), сладко потянулся (потянуть язык к носу 6-8 раз), почистил зубы (почистить зубы с внешней и внутренней стороны), причесался (почесать губы об зубы), завел свой мотоцикл (произнести р!-р!-р!) сел на него и поехал в зоопарк (произнести ррррррр). Язычок вошёл в двери зоопарка (широко открыть и закрыть рот) и удивился, сколько здесь животных! (изобразить на лице удивление). Вот вертит хоботом добрый слон (вытянуть губы трубочкой и вращать ей по кругу), а вот пятнистый жираф (широко открыть рот, потянуть язык к небу), вот скачут зебры (поцокать языком), а вот выгнул спину леопард (зацепить кончик языка за нижние зубы, вывалить его горкой), у забора притаился старый филин (произнести уф! уф! уф!), а там сидит облизывается пантера (облизать верхнюю губу ). Вечером язычок рассказал обо всем, что увидел, маме (произнести ля-ля-ля)

    Язычок с утра проснулся и выглянул в окошко (положить язык на нижнюю губу), посмотрел вверх, какая сегодня погода, что одеть, чтобы не замерзнуть?(тянем язык к носу), почистил зубки (провести языком по зубам с внешней и внутренней стороны), умылся (облизать губы) и пошел на работу в детский сад (перекатываем воздух из одной щеки в другую). На пороге детского сада он встретил заведующую (вытянуть губы в трубочку, сделать грозное лицо) и улыбнулся ей (растянуть губы на улыбку), заведующая тоже улыбнулась (вытянуть губы в трубочку и растянуть на улыбку). Язычок поднялся по ступенькам (болтать языком из стороны в сторону) и пришел к себе в группу (протянуть уффффф). Надо проветрить помещение (широко открыть рот) и подготовиться к занятиям, скоро дети придут. Язычок достал лошадку (поцокать языком), кошку (зацепить язык за нижние резцы и выгнуть горкой), лягушку ("присосать" язык к верхнему небу, открывать и закрывать рот), бегемота (надуть щеки). А вот и дети пришли! (улыбнуться друг другу, произнести "Здравствуйте!")

    8) Для развития силы голоса предлагается произносить звук [у], имитируя различные ситуации:

    • гудит пароход, который находится далеко в море;
    • гудит пароход, который стоит у причала;
    • свистит паровоз, который подходит к станции;
    • свистит электричка, которая проносится мимо станции.

    9) Изменение высоты голоса - одно из наиболее значительных орудий его выразительности. Высота голоса создает мелодику тона, которая окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной. Для тренировки умения менять высоту голоса есть следующие упражнения:

    "Колокол" - "раскачиваем колокол", одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол", произнося дон-дон-дон на обычной высоте

    голоса, затем - "массивный колокол", произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.

    "Генератор звука" - тянем гласные звуки [а], [о], [у], постепенно изменяя высоту голоса, как будто поворачиваем ручку звукового генератора

    "Инопланетянин" - попеременно произносим звуки [у], [и], при этом звук [у] произносился низким голосом, а [и] – высоким.

    "Шагаем по ступенькам" - произносим фразы "Первый этаж, второй этаж: седьмой этаж", постепенно повышая свой голос, как бы шагаем по ступенькам.

    10) Речь, произносимая громким выразительным голосом, но слишком быстрая или чересчур медленная тяжело воспринимается слушателями. Для тренировки темпа речи рекомендуется последующий комплекс:

    прочитать скороговорку: "Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ" в том темпе, который подсказывает ситуация, а ситуации следующие:

    • вы диктуете нерадивому ученику данное сообщение.
    • вы рассказываете данную новость хорошему другу в неторопливой беседе.
    • вы рассказываете данное сообщение большой аудитории.
    • вы рассказываете данную новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.

    Встать прямо, расслабиться, на медленном выдохе передать стук колес поезда в разном темпе:

    • поезд отходит от станции: тук-тук-тук-тук:
    • прибавляет ход: туктуктуктуктук:
    • мчится быстрее: так-чики,так-чики,так-чики.так-чики:
    • замедляет ход: туктуктук-тук-тук-тук:

    11) Для того, чтобы речь педагога была благозвучной и выразительной, необходимо согласованное взаимодействие всех компонентов речевого анализатора: хорошее речевое дыхание, чёткая артикуляция, богатая интонация. Далее приводятся упражнения на развитие всей мелодико-интонационной стороны речи:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения для развития силы для детей 3-6 лет

    Для малышей ограничен круг специальных гимнастических упражнений, но все-таки можно использовать некоторые упражнения для укрепления крупных групп мышц....

    УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ГРОМКОСТИ, ВЫСОТЫ ГОЛОСА И ИНТОНАЦИИ

    Рекомендации по развитию громкости, высоты голоса и интонации у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией (для выполнения родителями, логопедами, воспитателями)....

    "Игровые упражнения для развития дыхания и голоса"

    Материал предназначен для родителей детей имеющих речевые наушения....

    Комплекс упражнений для развития актерских умений детей старшей группы, постановки голоса и дыхания.

    При помощи комплексов упражнений Дети знакомятся с возможностями своего тела и голоса.Развивается воображение‚ мышление‚ разговорная речь ‚память‚ что не маловажно для развити...

    Упражнение для развития слуха и голоса «Небо синее» муз. Тиличеевой

    Музыкально- ритмическая модель - упражнение для развития слуха и голоса «Небо синее» муз. ТиличеевойНебо синее, роща в инее.Утро раннее, все туманнее......

    Упражнения на развитие силы голоса.

    Упражнения на развитие силы голоса можно применять на занятиях по развитию речи, на  звуковой культуре речи и в индивидуальной деятельности с детьми.Применяя эти упражнения воспитатель вырабатыва...

    ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ .

    Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности...