Главные вкладки

    Упражнения на развитие силы голоса.
    методическая разработка по развитию речи

    Афанасенко Елена Геннадьевна

    Упражнения на развитие силы голоса можно применять на занятиях по развитию речи, на  звуковой культуре речи и в индивидуальной деятельности с детьми.Применяя эти упражнения воспитатель вырабатывает у детей умение говорить тихо-громко, быстро-медленно,в разной тональности голоса (тонким-низким голосом). В старшем возрасте используются упражнения на развитие дикции, произношение скороговорок на все звуки русского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vospitatel.docx33.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитатель:Афанасенко Е.Г.

    МБДОУ «Детский сад №27»

    г.Уссурийск, Приморского края

    УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

    Громко-тихо.

    « Не разбуди Катю»

    Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

    Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например: кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.

    Краткое описание:

    Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.

    Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

    «Громко — тихо»

    Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

    Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

    Краткое описание:

    Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

    Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

    Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

    Рассказ «Кто как кричит?»

    Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

    Подготовительная работа. Педагог заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.

    Краткое описание:

    Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

    Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

    «мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

    А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».

    Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

    Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

    «Дует ветер»

    Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.

    Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев.

    Краткое описание:

    Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

    Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.

    Методические указания. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

     «Кот и мыши»

    Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

    Подготовительная работа.  Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихотворения.

    Краткое описание:

    Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

    «Тише, мыши.

    Тише, мыши.

    Кот сидит на нашей крыше.              

    Мышка, мышка, берегись!

    И коту не попадись!»

    Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.

    Методические указания. Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.

    Высоко-низко.

    Катаемся на лифте»

    Поднимая руку вверх и опуская вниз, сопровождаем поездку на лифте звуком, меняя тембр голоса (верхний этаж –высоко, нижний – низко).

    «Маляр»

    Дети красят забор и водят рукой вверх – вниз, и вместе с рукой меняются их голоса, они звучат то высоко, то низко.

    Три медведя.

    Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.

    Краткое описание:

    Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы, например: «Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?» Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.

    Методические указания. Взрослый следит, чтобы, подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, дети не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т. е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.

    Этажи.

    Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.(Поднимаемся до 9 этажа и обратно.)

    «Отважный лётчик»

    В руке дети держат воображаемый самолёт, и, подражая ему, на звук «у-у-у», выполняют виражи, сопровождая самолёт характерным звуком. Вот самолёт набирает высоту, делает «петлю», затем ещё вираж, плавно парит, медленно приземляется.

    Быстро-медленно.

    1.Карусели.

    Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

    Еле-еле, еле-еле — — — (медленный темп)

    Завертелись карусели. — — — (медленный темп)

    А потом, потом, потом — — — (средний темп)

    Все бегом, бегом, бегом! — — — (быстрый темп)

    Все быстрей, быстрей, бегом, — — — (очень быстрый темп)

    Карусель кругом, кругом! — — — (очень быстрый темп)

    Тише, тише, не спешите — — — (средний темп)

    Карусель остановите. — — — (средний темп)

    Раз, два, раз, два — — — (медленный темп)

    Вот и кончилась игра. — — — (медленный темп)

    2.

    Произнесите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп до очень быстрого с последующем замедлением: «Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали»

    3. «От 1 до 10»

    Начинаем считать медленно от 1 к 10 постепенно ускоряемся. Возвращаемся обратно сначала очень быстро затем замедляемся.

    4.»Слоги» (слоги можно менять)

    Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.
    МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА

    5.Приговорки

    Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

    Божья коровушка,

    Полети на облышко,

    Принеси нам с неба,

    Чтобы было летом:

    В огороде бобы,

    В лесу ягоды, грибы,

    В роднике водица,

    Во поле пшеница.

    Развитие дикции.

    Скороговорки

    1.Детская скороговорка для автоматизации звука [Б], [Б’]

    Белые бараны били в барабаны.

     

    Бык бодается с быком. Убегают все кругом. Береги, бегун, бока,

    От бодливого быка.

    2. Смешная скороговорка для детей: звук [Б], [Б’]

    Забавной обезьяне бросили бананы, Бросили бананы забавной обезьяне.

    3. Детская скороговорка для автоматизации звука [Ж]

    Уж шипит, а жук жужжит.

    Встретил в чаще ёж ежа: - Как погодка, ёж? - Свежа! И пошли вдвоём дрожа, скорчась-съёжась два ежа.

    Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно.

    Жу-жу-жу-жу. Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву «ж» все твержу.

    4. Детская скороговорка на звук Щ Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей.

    5. Скороговорка для детей на звук [Л]

    Еле-еле Лена ела, Есть из лени не хотела.

    Ла-ла-ла — мусор убрала, Лу-лу-лу — подмету золу, Ле-ле-ле — ваза на столе, Ли-ли-ли — ландыши нашли. Ло-ло-ло — лопнуло стекло. Ля-ля-ля — тёплая земля. Лю-лю-лю — печку истоплю.

    Лиса по лесу ходила,
    Лиса голосом вопила.
    Лиса лычки драла,
    Лиса лапотки плела.

    6. Детская скороговорка на звук [З]

    Звенит звонок, зовет звонок, И Зоя в класс к себе идет.

    За козой шагал козёл, на козу козёл был зол, позвала коза козлят, а козла козлята злят.

    Взялись спорить как-то раз Скалолаз и водолаз: Кому лезть удобней По скале подводной.

    7. Скороговорка для детей на звук [Р]

    Проворонила ворона воронёнка.

    У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.

    Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, Матросы две недели карамель на мели ели.

    8. Скороговорка на звук [Х]

    Вкусная халва – мастеру хвала.

    9. Простая детская скороговорка: звуки [С], [Ц]

    Из соседнего колодца целый день водица льётся.

    10.Скороговорка на звуки [П], [Р]

    Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

    11. Скороговора для детей на звуки [Р] и [Ч]

    Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!»

    12. Скороговорка на звуки [З] и[ С]

    Идет козел с косой козой, Идет козел с босой козой. Идет коза с косым козлом, Идет коза с босым козлом.

    13. Скороговорка для автоматизации звуков [Ж],[ Ш]

    Ша-жа-ша раз ловили мы ерша, Ше-же-ше мы засели в камыше,

    Шу-жу-шу я сижу и не дышу, Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо, Ши-жи-ши хороши были ерши.

    14. Скороговорка для детей на звуки [Ж] и[ Ш]

    Ёжик наш домой спешит. А навстречу ему волк, На ежа зубами – щёлк. Ёж иголки показал, Волк со страху убежал. Ёжик в бане вымыл ушки, Шею, кожицу на брюшке. И сказал еноту ёж: «Ты мне спинку не потрёшь?»

    15. Скороговорка для детей: звуки [Д],[ Т],[ С],[ Ш]

    Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

    16. Скороговорка для детей на звуки [С] –[ Ш] – [Ч]

    Чайничек — с крышечкой, крышечка — с шишечкой, шишечка — с дырочкой, в дырочку пар идёт. Пар идёт в дырочку, дырочка — на шишечке, шишечка — на крышечке, а крышечка — на чайничке.

    17. Скороговорка для детей на звуки [З]-[С]-[Ш]

    Вёз Амос сеять овёс, посеял овёс, уродился овёс. Пришёл Амос, скосил овёс, повязал овёс, смолотил овёс, повеял овёс, до зерна Амос повыбрал овёс, увёз овса воз.

    18. Скооговорка на звуки [Р] [Р’] [C] [Т]

    Нет абрикоса, кокоса, редиса,

    Палтуса, уксуса, кваса и риса,

    Компаса нет, баркаса и троса,

    Термоса, пресса, индуса-матроса,

    Баса нет, вкуса, веса и спроса,

    Нет интереса – нет и вопроса.

    19. Скороговорка для детей на звуки [С] – [Щ] – [Ч] – [Ш]

    У свинки — щетинки, у щучки — чешуйки.

    Чешуя — у щучки, щетинка — у чушки.

    Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает.

    В роще щебечут стрижи и чижи.

    В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.

    20.Скороговорки для детей:

    Пришел Прокоп – кипел укроп,
    Ушел Прокоп – кипит укроп.
    Как при Прокопе кипел укроп,
    Так и без Прокопа кипит укроп.
    И спит Прокоп – кипит укроп.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры на развитие силы голоса, темпа речи

    Игры на развитие силы голоса, темпа речи...

    Картотека дидактических игр на развитие силы голоса

    Картотека дидактических игр на развитие силы голоса...

    Комплекс упражнений для развития силы, выносливости голоса и совершенствования других голосо-речевых навыков.

    Предложенный комплекс упражнений позволяет практикующим воспитателям совершенствовать свои голосо-речевые возможности, что повысит эффективность их работы....

    Картотека игр на развитие силы голоса

    Представлена картотека игр на развитие голоса для дошкольников...

    Сборник игр на развитие силы голоса для детей 5-6 лет

    Данный сборник предназначен для проведения дидактических игр на развитие силы голоса у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. В сборнике представлены дидактические игры на развит...

    Игры на развитие силы голоса

    Данные игры способствуют развитию силы голоса у детей, интонации, тембра....