Мастер - класс для родителей по артикуляционной гимнастике учителя-логопеда
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Чистикина Ольга Павловна

Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки ребенка к правильному звукопроизношению. Дети дошкольного возраста еще не очень умеют координировать движения своих органов речи. Для того, чтобы дети научились правильно произносить нужные звуки, необходимо подготовить его артикуляционный аппарат, вначале нужно специальными упражнениями отработать с ребенком основные движения и положения губ и языка, необходимые для правильного произношения всех звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_dlya_roditeley_veselyy_yazychok.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для родителей  по артикуляционной гимнастике учителя-логопеда

Тема: «Весёлый язычок».

 Цели: Научить родителей проводить артикуляционную гимнастику с детьми. Тренировать органы артикуляции (губы, язык, нижнюю челюсть) необходимые для правильного звукопроизношения

 Задачи: Совершенствовать артикуляционный аппарат, что бы в процессе речевой гимнастики укреплять мышцы детей, учить достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков

 МАТЕРИАЛЫ: Варенье. Соломка. Красная рукавичка (модель язычка). Картинки для артикуляционной гимнастики.

Родители располагаются за круглым столом. Логопед приветствует гостей.

 ЛОГОПЕД: Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки ребенка к правильному звукопроизношению. Дети дошкольного возраста еще не очень умеют координировать движения своих органов речи. Для того, чтобы ваш малыш научился правильно произносить нужные звуки, необходимо подготовить его артикуляционный аппарат, вначале нужно специальными упражнениями отработать с ребенком основные движения и положения губ и языка, необходимые для правильного произношения всех звуков.

Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

Усваиваемые звуки: 1-2 года звуки А О Э 2-3 года звуки И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х 3-5 лет звуки С З Ц Ш Ж Ч Щ 5-6 лет звуки Л Р

Основные органы артикуляции: Язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы, причем язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, а остальные неподвижные.

Логопед показывает.

Родители смотрят в зеркало и наблюдают за своими органами артикуляции.

ОСНОВНЫЕ (БАЗОВЫЕ) УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

Упражнение «Бегемотики»

Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счет от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза.

Упражнение «Слоник»

Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Упражнение «Лягушка и слоник»

Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счет «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» - вытягивай сомкнутые губы вперед и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка- слоник» пять-шесть раз на счет «раз-два».

Упражнение «Заборчик»

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

Упражнение «Блинчики»

Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Упражнение «Змея».

Давай изобразим змею. Улыбнись, открой рот, сильно высуни язычок изо рта и спрячь ( рот не закрывать). Повтори три-четыре раза.

Чередование упражнений «Змея» и «Блинчики»

Упражнение «Киска сердится»

Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счет до восьми-десяти.

Упражнение «Погладь киску».

Покажи, как сердилась киска, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Упражнение «Парус». Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счет восемь-десять. Повтори два-три раза.

Упражнение «Качели».

Давай покачаем язычок на качелях: Улыбнись, открой рот, на счет «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счет «два»- подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз. «Улыбочка»

Упражнение «Часики»

Открыть рот, растянуть губы в улыбке, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.

Упражнение «Грибок»

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Удерживать от 1 до 10.

Упражнение «Чашечка»

Открыть рот, положить язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой». Удерживать от 1 до 10. Повторять упражнения 3-4 раза.

Упражнение «Вкусное варенье»

Широко открыть рот, острым кончиком языка провести по верхней губе снизу вверх. Выполнять 6-8 раз. Повторять 3-4 раза.

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика:

Ребёнок берёт тарелку двумя руками и начинает облизывать широким языком, приговаривая: «Аах».

«Ах, как вкусно»

Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки, восклицая: «Ааа, аам, аах как вкусно!»

«Вкусное варенье»

Намазываем ребёнку губы вареньем и просим облизать их языком по кругу. Либо намазываем только верхнюю или нижнюю губу и просим слизать варенье. Если это упражнение не доступны ребёнку, то просим его просто высунуть язычок наружу, просовывая его между губ и тем самым, слизать варенье.

«Жевательная конфета»

Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.

«Яблочко»

Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.

Упражнение с мармеладками и соломинками:

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

  1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
  2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
  3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
  4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
  5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
  6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
  7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.

После того, как все упражнения будут усвоены ребенком, переходим к выполнению упражнений, специально подобранных в зависимости от того, какие звуки ребенок выговаривает неправильно.

3 часть: заключение

Содержание: обмен мнениями присутствующих. методические рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики.

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики:

Проводить артикуляционную гимнастику лучше 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать ребёнка надо так, чтобы он видел лицо взрослого. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Лицо взрослого должно быть, хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, показывает выполнение упражнения.

Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. - После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится ( вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет.

Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. Комната должна быть чистой, хорошо проветренной.
  2. У взрослого должны быть чистые руки, поэтому используется медицинский спирт, вата и другой гигиенический материал.
  3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  4. Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  5. К детям 4-5 летнего возраста требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.
  6. В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
  7. Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж.

Родителям раздаются рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в печатном виде.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой , связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Над артикуляционной гимнастикой для отдельных звуков мы можем поработать на следующем мастер-классе. Желаю успехов !

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда"

Представлен материал из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологии в логопедической практике: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жи...

Мастер класс: «Мультимедийные игры в работе учителя-логопеда»

Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе учителя-логопеда всегда найдется место для использования мультимедийных игр, что позволяет чрезвычайно повысить эффективност...

Мастер - класс для родителей «Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе »

Цель мастер - класса: познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной;  пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа....

Мастер – класс: «Использование игры в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»

Мастер – класс: «Использование игры в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Мастер -класс: Нетрадиционные методы в работе учителя -логопеда Логопедический массаж и артикуляционные упражнения с помощью ложек.

В последнее время мы слышим всё чаще:Ребёнок хороший, но неговорящий.А этот, хоть скажет - но плохо, невнятно,И что говорит, ничего не понятно.Но, мы для того и даны нашим детям:Понять, разобраться и ...