Детская журналистика как средство развития речи детей с ОНР
консультация по логопедии

Улюмджиева Делгр Эрдниевна

материал по теме самообразования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада встрече с вами и сегодня хочу познакомить вас со своей темой самообразования. Буду рада, если, кто-нибудь заинтересуется.

Проблема развития речи остается одной из самых актуальных проблем детей дошкольного возраста, в особенности детей с ОНР.

При проведении логопедических обследований отмечено, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, проблемы в овладении навыками связной диалогической речи, овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыков рассуждения, диалог не получается, каждый ребенок говорит о своём, не слышит партнера.

В общении такие дети недостаточно инициативны, не могут адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.  И так как речь взрослеет и развивается в процессе общения, общение является необходимым условием формирования личности ее сознания и самосознания. Наша задача заключается в формирование и развитие у детей умений навыков речевого общения, для их социализации в обществе.

     В своей работе, я обратилась к интересному, на мой взгляд, методу для современных детей, это детская журналистика.

Такой прием усиливает речевую мотивацию, создает условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, развивают свои творческие и коммуникативные способности.

Детская  журналистика  позволяет:

-  развивать личностные качества детей;

-  учить преодолевать скованность;

-  быть активным и самостоятельным собеседником;

- развивать уверенность в себе и в своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру речевого общения;

-  вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;

-  устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и вовремя её, а также грамматичное использование слов в структуре связного высказывания;

- овладевать умением пользоваться различными типами предложений.

Поставленные задачи решаем в кружковой работе.

Кружок «Мы журналисты» расчитан на детей 6 лет. на кружке с включением дидактических и словесных игр, элементов интервьюрирования, тренинговых  упражнений, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, моделирование ситуаций, наблюдение, рассказы детей (описательные, из опыта, беседы, обсуждение занятий), встречи с интересными людьми разных профессий. Все это позволяет развивать не только диалогическую речь детей и  уровень звуковой культуры речи,

 но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Именно в игре дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. В процессе игр участники учатся слышать друг друга и стараются быть услышанными и понятыми сверстниками, педагогами и родителями. Так началась наша игра в журналистов.

Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (н-р: музыкального руководителя), необходимо провести беседы с детьми на эту тему, поиграть в дидактические игры “Что лишнее?”, “Играем в профессии”, “Кем быть?”, “Что за профессия”, “Не ошибись” и потренироваться, беря интервью друг у друга “Спроси меня, а я тебя», у родителей.

Для облегчения ведения диалога пользуемся схемой-подсказкой, которая состоит из картинок-символов. По этим картинкам ребятам легче  подбирали возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок - корреспондент выстраивал свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде этих картинок-символов.

         Конечно же ни какая работа не проходит без родительской поддержки. С их помочью подобрали необходимые атрибуты: микрофоны, фотоаппараты, сотовые телефоны. Мы вместе с детьми заинтересовали и родителей, которые с удовольствием  принимают участие в выполнении заданий, охотно становятся респондентами у наших «юных корреспондентов», делают фотографии и фотосьемки, рассказывают своим детям о своей профессии, о работе.  И уже на занятии представляли свои репортажи, в виде видео записи или рассказа по фотографиям.

И в заключении можно подвести вывод: 

             Метод детской журналистики  усиливает речевую мотивацию и речевое развитие дошкольников, дает возможность интеграции всех образовательных областей, особенно коммуникативных.

             Дети приобрели знания норм речевого общения со взрослыми и сверстниками. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета.  Ребята учатся вести диалог, описывать интересное событие. У некоторых детей улучшилась выразительность речи, которая позволит им стать хорошими собеседниками, выступать перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская журналистика как средство развития диалогической речи

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения....

Самообразование по теме «Детская журналистика как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста»

Цель: создание условий для формирования диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством детской журналистики. Повысить профессиональную компетентность в вопросах «Детской журнали...

Консультация для воспитателей «Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт и передавало их младшим поколениям....

Доклад Поддержка детской инициативы как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Доклад Поддержка детской инициативы как средство развития речи детей дошкольного возраста....

Проект « Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»

laquo; Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»...