ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ? Буклет для родителей.
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Что такое фонематический слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой, речевой и музыкальный ...
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребёнок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, то ребёнок при чтении и письме может допускать специфические ошибки ....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое слух?
Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой, речевой и музыкальный
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.
Музыкальный слух-способность человека различать и оценивать звуки по тембру, высоте.
Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи их количество и последовательность. Это и есть фонематический слух.
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, то ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:
-Замены одних звуков речи другими: твёрдых на мягкие, звонких на глухие, свистящих - шипящими и.т.д. (вместо дом - "том", лук-"люк", шуба-"суба, рыба-"лыба"...)
- Пропуск звуков, слогов при написании слов:(кровать- "ковать", скороговорка- "скоговока"
-Перестановка звуков, слогов при написании слов:(шоколад- "кошолад", градусник-"градунсик")..
-Добавление лишних звуков и слогов в слова:(трава-"тарава", девочка-"девочека")
Чтобы этого не случилось, поиграем в игры занимательно – развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.
Развиваем фонематический слух
на неречевом материале.
1. «Отгадай источник звука».
(издаём разные звуки, а дети отгадывают их источник, можно использовать звукозапись)
-шуршим (рвём, режем, мнём) бумагу;
-переливаем воду;
-стучим молоточком;
-рисуем карандашиком, фломастером...
2. «Слушаем тишину».
(прислушиваемся в течении минуты к окружающим звукам. Нужно услышать и запомнить их как можно больше)
-скрип двери;
-сигнал автомобиля;
-стук каблуков;
-покашливание (чихание) человека;
-тикание часов;
3.»Что звучит?»
(знакомим детей с разным звучание музыкальных инструментов и определяем какой играет на слух);
-Барабан, гитара, флейта, арфа, скрипка.
4. «Чей голосок?»
(в семейном кругу или в компании можно узнавать друг друга по тембру голоса нас слух);
5. «Сказочный голос»
(интересно загадывать сказочных героев изменяя тембр собственного голоса);
Что - то русским духом запахло! (Баба Яга)
Корову заведём, молочко будем пить (кот Матроскин)
Ну, заяц, погоди! (волк)...
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! (Дед Мороз)
Какая славная песенка, но я стара стала. Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок! (Лиса)
6. «Громко-тихо-шёпотом».
(учимся с детьми говорить с разной силой голоса)
7. «Хлопни как я».
(знакомим детей с разными ритмами, учимся повторять и ритмические рисунки):
*-* **-* **-*** *-****
Игры на развитие фонематического слуха
на речевом материале.
1. «Кто (что) так звук издает?» - связать услышанный звук с "картинкой-символом".
"ЖЖЖЖ"- пылесос, жук, машина;
"СССССС"- водичка, насос, ветер;
"ЛЛЛЛЛЛ"- самолёт, пароход;
2. «Поймай звук» - нужно ребёнку хлопнуть в ладоши, если он слышит данный звук в звуковом, слоговом яду, из цепочки слов;
Звук "З"
з-р-д-к-в-м-щ-ц; сы-зу-до-аш-жу-щу;
заяц-носорог-зонтик-коза-муха и т.д.
3. «Подбери слово на заданный звук» - звук [С]: сапог, сани, сын, сапоги, самовар и т.д.
Сложные варианты игры:
- «Интервью»
Отвечаем на вопросы словами на один звук.
Звук [С]
Как тебя зовут?
Что ты ешь?
Чем ты играешь?
Какое животное тебе больше всего нравится?
Что ты носишь из одежды?...
- «Группировка слов»
Называем с заданным звуком только овощи, посуду, птиц, профессии, ягоды…...
4. «Слоговой аукцион» - подбираем слова на заданный слог, кто больше, например:
«МУ» - муравей, муха, мумия, музыка…
5. «Разведчики» - ребёнку нужно отыскать предметы, в названии которых есть нужный звук на кухне, в гараже, в ванной, в коридоре...
6. «Прятки» - объясняем ребёнку, что звуки живут в словах в разных позициях: в начале,
в середине, в конце, просим определить место звука в слове.)
Звук [Р] - Ракета-корова-помидор
7. «Мы - роботы» - рассказываем ребёнку, что слова состоят из частей (слогов), можно их проговаривать слогами как роботы. Это замечательное упражнение для подготовки к обучению чтения:
«При-вет ре-бя-та! Как у вас де-ла? Я хо-чу по-иг-рать с ва-ми!..»
Другой вариант игры «Телеграфисты» - отстукивать или прохлопывать слова по слогам.
Замечательно развивает фонематический слух разучивание и, отгадывание последней строчки стихотворения:
Я захотел устроить бал
и я гостей к себе… (позвал)
Купил муку, купил творог
испёк рассыпчатый… (пирог).
Можно попробовать себя в роли поэта и поиграть в рифмы со словами:
Кошка-мошка
Маша-каша.
А потом сочинить весёлый стишок или небылицу с этими рифмами.
На окошке сидит мошка
Её ловит наша кошка,
за столом сидела Маша
в чашке остывала каша.
МБДОУ «Детский сад № 64»
г. Таганрог
Что такое фонематический слух?
Материал подготовила:
учитель-логопед
Самойленко
Виктория Владимировна
2024г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/12/picture-383347-1418397841.jpg)
Игры на развитие фонематического восприятия (буклет для родителей)
Игры на развитие фонематического восприятия дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/29/picture-881152-1485678721.jpg)
Семинар-практикум для педагогов: "Что такое фонематическй слух и фонематическое восприятие" Картотека игр.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференциров...
Консультация для родителей "Что такое фонематическое недоразвитие. Способы выявления фонематического недоразвития у детей, методы работы".
В сложном строении речевой деятельности различают проявления,составляющие звуковую,произносительную части речи,фонематические процессы,лексику и грамматику. Нарушения речи могу...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-1016902-1521546944.jpg)
Буклет- памятка. "Что такое фонематический слух?"
Нарушение фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух ( не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Словарь ребенка не пополняетс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/25/picture-561035-1629888147.jpg)
Буклет для родителей "Что такое фонематический слух?
Игры и упражнения для развития фонематического слуха...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/12/picture-1449095-1673530801.jpg)
Буклет "Что такое фонематический слух и как его развивать"
Памятка (буклет), в которой даны описание понятия, способы определения развития фонематического слуха и дидактические упражнения...