ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ? Буклет для родителей.
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Самойленко Виктория Владимировна

Что такое фонематический слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой, речевой и музыкальный ...

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребёнок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, то ребёнок при чтении и письме может допускать специфические ошибки ....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_fonemat.sluh_.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое слух?

Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой, речевой и музыкальный

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Музыкальный слух-способность человека различать и оценивать звуки по тембру, высоте.

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи их количество и последовательность. Это и  есть фонематический слух.

    Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, то ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:

-Замены одних звуков речи другими: твёрдых  на мягкие, звонких на глухие, свистящих - шипящими и.т.д. (вместо дом - "том", лук-"люк", шуба-"суба, рыба-"лыба"...)

- Пропуск звуков, слогов при написании слов:(кровать- "ковать", скороговорка- "скоговока"

-Перестановка звуков, слогов при написании слов:(шоколад- "кошолад", градусник-"градунсик")..

-Добавление лишних звуков и слогов в слова:(трава-"тарава", девочка-"девочека")

Чтобы этого не случилось, поиграем в игры занимательно – развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.

Развиваем фонематический слух

 на неречевом материале.

1. «Отгадай источник звука».

(издаём разные звуки, а дети отгадывают их источник, можно использовать звукозапись)

-шуршим (рвём, режем, мнём) бумагу;

-переливаем воду;

-стучим молоточком;

-рисуем карандашиком, фломастером...

2. «Слушаем тишину».

(прислушиваемся в течении минуты к окружающим звукам. Нужно услышать и запомнить их как можно больше)

-скрип двери;

-сигнал автомобиля;

-стук каблуков;

-покашливание (чихание) человека;

-тикание часов;

3.»Что звучит?»

(знакомим детей с разным звучание музыкальных инструментов и определяем какой играет на слух);

-Барабан, гитара, флейта, арфа, скрипка.

4. «Чей голосок

(в семейном кругу или в компании можно узнавать друг друга по тембру голоса нас слух);

5. «Сказочный голос»

(интересно загадывать сказочных героев изменяя тембр собственного голоса);

Что - то русским духом запахло! (Баба Яга)

Корову заведём, молочко будем пить (кот Матроскин)

Ну, заяц, погоди! (волк)...

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! (Дед Мороз)

Какая славная песенка, но я стара стала. Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок! (Лиса)

6.  «Громко-тихо-шёпотом». 

(учимся с детьми говорить с разной силой голоса)

7. «Хлопни как я».

(знакомим детей с  разными ритмами, учимся повторять и ритмические рисунки):

 *-*     **-*     **-***    *-****

C:\Users\User\Desktop\Slide27.jpg

Игры на развитие фонематического слуха

 на речевом материале.

1. «Кто (что) так звук издает?» - связать услышанный звук с "картинкой-символом".

"ЖЖЖЖ"- пылесос, жук, машина;

"СССССС"- водичка, насос, ветер;

"ЛЛЛЛЛЛ"- самолёт, пароход;

2. «Поймай звук» - нужно ребёнку хлопнуть в ладоши, если он слышит данный звук в звуковом, слоговом яду, из цепочки слов;

Звук "З"

з-р-д-к-в-м-щ-ц; сы-зу-до-аш-жу-щу;

заяц-носорог-зонтик-коза-муха и т.д.

 

3. «Подбери слово на заданный звук» -  звук [С]: сапог, сани, сын, сапоги, самовар и т.д.

Сложные варианты игры:

  • «Интервью»

Отвечаем на вопросы словами на один звук.

Звук [С]

Как тебя зовут?

Что ты ешь?

Чем ты играешь?

Какое животное тебе больше всего нравится?

Что ты носишь из одежды?...

  • «Группировка слов»

 Называем с заданным звуком только овощи, посуду, птиц, профессии, ягоды…...

4. «Слоговой аукцион» - подбираем слова на заданный слог, кто больше, например:

«МУ» - муравей, муха, мумия, музыка…

5. «Разведчики» - ребёнку нужно отыскать предметы, в названии  которых есть нужный звук на кухне, в гараже, в ванной, в коридоре...

6. «Прятки» - объясняем ребёнку, что звуки живут  в словах в разных позициях:   в  начале,

в середине, в конце, просим  определить место звука в слове.)

Звук [Р] - Ракета-корова-помидор

7. «Мы - роботы» - рассказываем ребёнку, что слова состоят из частей (слогов), можно их проговаривать слогами как роботы. Это замечательное упражнение для подготовки  к обучению чтения:

«При-вет ре-бя-та! Как у вас де-ла? Я хо-чу по-иг-рать с ва-ми!..»

Другой вариант игры «Телеграфисты» - отстукивать или прохлопывать слова по слогам.

Замечательно развивает фонематический слух разучивание и, отгадывание последней строчки стихотворения:

Я захотел устроить бал

и я гостей к себе… (позвал)

Купил муку, купил творог

испёк  рассыпчатый… (пирог).

 Можно попробовать себя в роли поэта и поиграть в рифмы со словами:

Кошка-мошка

Маша-каша.

А потом сочинить весёлый стишок или небылицу с этими рифмами.

На окошке сидит мошка

Её ловит наша кошка,

за столом  сидела Маша

в чашке остывала каша.

МБДОУ «Детский сад № 64»

г. Таганрог

Что такое фонематический слух?

C:\Users\User\Desktop\bc4c6771b68b0ed330f1918b8b62d9c4_XL.jpg

Материал подготовила:

учитель-логопед

Самойленко

Виктория Владимировна

https://yt3.ggpht.com/a-/AN66SAyI08u1OiRa3gt5Do0I0Re5llwYPKv8mzR5lw=s900-mo-c-c0xffffffff-rj-k-no

2024г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического восприятия (буклет для родителей)

Игры на развитие фонематического восприятия дошкольников...

Семинар-практикум для педагогов: "Что такое фонематическй слух и фонематическое восприятие" Картотека игр.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференциров...

Консультация для родителей "Что такое фонематическое недоразвитие. Способы выявления фонематического недоразвития у детей, методы работы".

В сложном строении речевой деятельности различают проявления,составляющие звуковую,произносительную части речи,фонематические процессы,лексику и грамматику.     Нарушения речи могу...

Буклет- памятка. "Что такое фонематический слух?"

Нарушение фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух ( не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по  артикуляции звуки речи. Словарь ребенка не пополняетс...

Буклет для родителей "Что такое фонематический слух?

Игры и упражнения для развития фонематического слуха...

Буклет "Что такое фонематический слух и как его развивать"

Памятка (буклет), в которой даны описание понятия, способы определения развития фонематического слуха и дидактические упражнения...