Автоматизация звука «Р» в предложениях.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Автоматизация звука [Р] в предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Автоматизация звука [Р] в предложениях»

 

Тема: «Автоматизация звука [Р] в предложениях»

Лексическая тема: Транспорт.

Цель: Автоматизация звука [Р] в предложениях

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • активизировать словарь по данной теме;
  • закрепить ранее полученные знания о транспорте
  • закреплять выполнение артикуляционных упражнений в полном объеме
  • автоматизировать звук в предложениях
  • продолжать учить детей составлять предложение, согласовывая части речи; небольшой рассказ, используя картинно-графический план.

  коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать логическое мышление;
  • формировать правильное речевое дыхание

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к занятию;
  • воспитывать у детей самоконтроль над речью.

Оборудование: письмо, картинки транспорта для игры «Что лишнее», артикуляционные карточки, картинка с артикуляцией звука Р, игрушки (вертолет, самолет, машина, поезд, предметные картинки, магнитная доска.

Ход занятия:

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность ребенка

        1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

 Сегодня я получила письмо, а в нем загадки.

Отгадав их, вы узнаете, о чем будет наше занятие:

Что за чудо - длинный дом!

Пассажиров много в нем

Носит обувь из резины

И питается бензином

-Правильно

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

человек им управляет

Что такое?

- Верно.

Братцы в гости снарядились

Друг за друга уцепились

И помчались в путь далек

Лишь оставили дымок

- Молодцы.

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей

- Правильно

Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей

Что это? скажи скорей

Молодцы! Все загадки отгадали, сегодня мы поговорим с вами о транспорте!

Вывешиваю картинки с изображением транспорта на магнитную доску.

2.  Основная часть.

Виды транспорта бывают разными: Транспорт, который передвигается по земле (дорогам, рельсам), называется наземным.

Назовите и покажите его на картинках.

Транспорт, который передвигается по воде, называется водным.

Назовите  и покажите его

Транспорт, который передвигается по воздуху, называется воздушным.

 Транспорт, который передвигается в космосе, называется космическим.

Транспорт, который передвигается под землёй, называется подземным.

Транспорт, который перевозит людей, называется пассажирским.

Транспорт, который перевозит грузы, называется грузовым.

3.Игра «Управляет чем?»

Найдите для каждого вида транспорта нужную профессию

Летчик управляет чем?

Водитель?

Капитан?

Космонавт?

Машинист?

4.Упражнение на употребление предлогов в речи.

В гараже много транспорта. Один из водителей чинит трактор. Добавьте нужное слово в предложение.

 5. Уточнение артикуляции звука, зрительное восприятие буквы.
Мы отправляемся в гараж. Здесь много разных машин. А вот грузовик готовится к отправке. Помогите нагрузить его. Нужно положить в машину шарики, на которых изображена буква Р.
Теперь грузовик отправляется.

А теперь вспомним как правильно произнести звук Р.

Напоминаю детям правильную артикуляцию этого звука.

  • Губы улыбаются
  • Зубы разомкнуты, «заборчик с щелью»
  • Кончик языка поднят к небу(альвеолам), боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего по середине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.
  • Воздушная струя сильная.
  • Звук произносится с голосом- звонкий.



6.Динамическая пауза. Упражнение с речевым сопровождением.
Вот готовится в полет
Винтокрылый вертолет.
Изображаем рукой вращение пропеллера.
Ни разгона, ни разбега:
Разведите руки в стороны
Раскрутили винт – и в небо!
Поднимите руки вверх.

7. «Что здесь лишнее?»


Ребята, посмотрите на картинки и определите, что здесь лишнее и почему. Как, одним словом, назвать оставшиеся предметы?

 - Корабль, лодка, парусник, грузовик.


Самолет, вертолет, ракета, поезд –


Троллейбус, автобус, трамвай, самосвал


Паровоз, тепловоз, электричка, скорая помощь.

- Скорая помощь, пожарная, милицейская машины, скутер

8. Дыхательная гимнастика

- Назовите, на чём можно путешествовать по воде?

- Давайте станем капитанами и отправимся в плавание на корабле. Для того чтобы корабль поплыл, его парусам нужен ветер. Давайте поможем нашему кораблику плыть. Не забывайте, чтобы он благополучно добрался до другого берега и не потонул, ветер должен быть плавным, но сильным. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

9.Игра «Исправь предложение».

Дети, сейчас я прочитаю вам предложения, а вы должны будете их исправить.

Маршрутка едет по Роме.

В троллейбусе жарко бежать.

Скутер промчался в красный цвет.

Пароход прошел полпути со свежими пассажирами.

В станции метро поезд убирал работника.

10.Работа над составлением предложений.
Посмотрите, на доске картинки с изображением разного транспорта. Расскажите в какую сторону он движется. 

11.Рефлексия.

Ребята, подошло к концу наше занятие.

Мы вспомнили все о транспорте.

Что вам больше всего понравилось, какое задание оказалось самым трудным?

До свидания!

                 

-Здравствуйте.

-Автобус

Самолет

Поезд

Метро

Транспорт

Дети показывают машины, автомобили, грузовики, мотоцикл, велосипед, трамвай, троллейбус, автобус, поезд

Это корабль, подводная лодка, катер, лодка, баржа

Это самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар

Ракета, спутник.

Метро

Маршрутка, автобус

Грузовик, самосвал

-Летчик управляет самолетом

- Водитель управляет автомобилем

- Капитан управляет кораблем

- Космонавт управляет ракетой

- Машинист управляет поездом

Водитель сел В трактор.
Водитель вышел ИЗ трактора.
Водитель полез ПОД трактор.
Водитель вылез ИЗ-ПОД трактора.
Водитель зашел ЗА трактор.
Водитель вышел ИЗ-ЗА трактора.
Водитель залез НА трактор.
Водитель слез и снова сел В трактор.




Повторяют пошагово инструкцию.

Произносят Р.

Показывают.

Разводят.


Подняли и
завели мотор.






Лишний грузовик, потому что он   относится к наземному виду транспорта, а остальные к водному.

Лишний поезд, потому что он относится к наземному виду транспорта, а остальные к воздушному.

Лишний самосвал, потому что..

Лишняя скорая помощь, потому что..

Лишний скутер, потому что

Дети называют виды водного транспорта.

Дети по очереди дуют на кораблик, помогая ему перебраться до другого края таза

Рома едет на маршрутке.

В троллейбусе жарко ехать.

Скутер промчался на красный свет.

Пароход прошел полпути с новыми пассажирами.

Работник убирал поезд на станции метро.

Жираф на вертолете направляется направо.
Мартышка на грузовике движется налево.
Тигр на тракторе движется направо.
Кролик на метро движется налево.
Рысь на ракете летит вверх. 

Дети отвечают.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука "Р" в предложениях и связной речи.

Презентация -занятие по звукопроизношению в подготовительной группе ДОУ....

Автоматизация звука Р в предложениях

Автоматизация звука Р в предложениях...

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению "Автоматизация звука Л в предложениях"

В данном конспекте даны упражнения по автоматизации звука Л во фразовой речи, развитию фонематического восприятия, лексикограмматических категорий....

Автоматизация звука Ж в предложении и тексте

Презентация по автоматизации звука Ж в предложениях и тексте...

Презентация " Автоматизация звука С в предложениях и чистоговорках"

В презентации к индивидуальному занятию подобраны разные виды заданий, игр и упражнений....

Автоматизация звука ж в предложении, тексте

Автоматизация звука  в тексте- последний этап в автоматизации. В дальнейшем звук должен использоваться в самостоятельной, своболной речи.Для этого подбираются небольшие по объему рассказы, насыще...

Автоматизация звука "Р" в предложениях

Цели игры:1. Автоматизация звука"Р" в предложениях2. Активизация словаря по темам (фрукты, овощи)3.Формирование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных творительного ...