Консультация для родителей «16 вопросов логопеду».
консультация по логопедии

Т.О.Ермакова

В реальности нашего современного мира, где дети с младшего дошкольного возраста уже в руках держат гаджеты, и минимально имеют живое общение с родителями, которые всё меньше уделяют внимание своему ребёнку, а именно чтение художественной литературы, заучивание стихов, словесные игры- всё это заменили электронные девайсы. Сейчас особенно очень важно и нужно, повышать компетентность родителей в вопросах развития и здоровья детей. Мне, как логопеду, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4-5, а иногда и 6-летних детей не подозревают о серьезности нарушений речи и психического развития, считая, что у их ребёнка всё в порядке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_logoped_aprel_24.docx52.22 КБ

Предварительный просмотр:

;n=13

Консультация для родителей «16 вопросов логопеду». (Часть 1)

В реальности нашего современного мира, где дети с младшего дошкольного возраста уже в руках держат гаджеты, и минимально имеют живое общение с родителями, которые всё меньше уделяют внимание своему ребёнку, а именно чтение художественной литературы, заучивание стихов, словесные игры- всё это заменили электронные девайсы. Сейчас особенно очень важно и нужно, повышать компетентность родителей в вопросах развития и здоровья детей. Мне, как логопеду, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4-5, а иногда и 6-летних детей не подозревают о серьезности нарушений речи и психического развития, считая, что у их ребёнка всё в порядке. Предложение перевести ребёнка в логопедическую группу пугает многих родителей, воспринимается как трагедия. Бывает, они отказываются от логопедической помощи под самыми разными предлогами. Требуются индивидуальные беседы с каждой мамой, чтобы убедить ее в целесообразности перевода ребенка в специализированную группу.

Давайте ещё раз разберём наиболее актуальные вопросы.

Вопрос 1. Чем занимается логопед?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения, памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

Вопрос 2. В каком возрасте пора показать ребёнка логопеду?

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это время?». Сейчас активно разрабатываются методики ранней (до года) диагностики тяжелых нарушений речи, система помощи детям такого раннего возраста еще недостаточно развита. И всё же чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция.

Вопрос 3. Может ли мама сама определить, нужен ли ребёнку логопед?

Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку», имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребёнок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребёнка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трёхлетнего ребёнка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырёхлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы (что, куда, сколько).

К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц, а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т. д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т. п.). В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи. Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребёнка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

Вопрос 4. Могут ли родители сами исправить речь ребёнка?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например:

• Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя;

• Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения;

• Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи.

Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребёнка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

- нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребёнка;

- желательно, чтобы ваша речь была всегда чёткой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

- общаясь с ребёнком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми.

- перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребёнку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

- следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом; ребёнка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

- полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Вопрос 5. Как попасть на занятия к логопеду?

Логопедическая помощь оказывается логопедом поликлиники, детского сада или школы. Иногда логопеды работают в домах культуры, различных центрах. По сути, это те же специалисты, имеющие высшее дефектологическое образование. Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо побывать в поликлинике. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребёнка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада. В детском саду при наличии ставки логопеда занятия с детьми могут проводиться либо на логопункте, либо в специализированных группах. На логопункт берутся дети из массовых групп с нетяжелыми нарушениями речи. Логопед сам выявляет таких детей и проводит с ними занятия несколько раз в неделю. Если в детском саду есть такая группа, логопед занимается только с зачисленными в неё детьми. В основном это дети с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, заикание). Для зачисления необходимо, чтобы возраст ребёнка соответствовал комплектуемой группе (как правило, 4 или 5 лет на начало обучения, имелись необходимые справки от специалистов поликлиники (окулиста, психиатра, логопеда, отоларинголога) и направление от ТПМПК. Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 2 или 3 года. Логопед школы (если он есть) сам отбирает детей для занятий. Часть времени он тратит на исправление неправильного произношения звуков, большую часть времени занимает исправление нарушений письма и чтения.

Вопрос 6. Не ухудшится ли речь моего ребёнка в логопедической группе?

Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребёнок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.

Вопрос 7. Может ребёнок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?

Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребёнка. Однако далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.

Вопрос 8. Моему старшему ребёнку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?

Если нарушение речи выражается только в неправильном произношении звуков, то достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года – в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребёнка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более, нарушена слоговая структура слов: петерь – теперь, масалет – самолет, агат – виноград. Словарь бедный, происходят словесные замены: каска – шапка, донышко – подошва, гребень (у петуха) – шапка, пила – нож. Ребёнок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция подобных нарушений возможна только при ежедневном комплексном медико- педагогическом воздействии в условиях коррекционной группы и может занять до 2–3 лет и более.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "К вопросу о наказании"

Как поступить родителям, решая вопрос о наказании ребенка....

Консультация для родителей. "К вопросу о наказании"

Как поступить родителям, решая вопрос о наказании ребенка....

Консультация для родителей «16 вопросов логопеду»

Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но не в меньшей степени им нужна адекватная помощь родителей. При отсутс...

Консультация для родителей: "Домашка" от логопеда, или зачем логопед дает домашние задания?

Консультация для родителей о необходимости выполнять родителям с детьми домашние задания от логопеда....

Консультация для родителей «Неудобные вопросы» «Пап, а ты умрешь?» или, Как отвечать ребенку на неудобные вопросы.

Консультация для родителей  «Неудобные вопросы»«Пап, а ты умрешь?» или, Как отвечать ребенку на неудобные вопросы....

Консультация для родителей «Неудобные вопросы» «Откуда я взялся?»; «Мам, почему говорят, что Петя – беженец?», или, Как отвечать ребенку на неудобные вопросы.

Консультация для родителей  «Неудобные вопросы»«Откуда я взялся?»; «Мам, почему говорят, что Петя – беженец?», или, Как отвечать ребе...

Консультация для родителей «16 вопросов логопеду».

Консультация для родителей «16 вопросов логопеду».   (Часть 2)...