"Игровая логопедия. От запуска речи до фразовой речи"
статья по логопедии

Климова Ирина Михайловна

Данная статья рассматривает методику, которая изучает жесты через игру. Каждому жесту соответствует своя игра и свой звук.

Специалист создаёт условия для стимуляции речи, обучает сначала ребёнка выполнять жесты и повторять звуки, а затем передаёт ведущую роль родителю для закрепления.

Когда ребёнок владеет 4–5 жестовыми звуками, специалист помогает составить первые слова малыша. Опора на жест позволяет ребёнку понимать, напоминать себе, какой звук использовать, помогает проговорить слово полностью. Занятия по этой методике можно начинать с ребятами с 1,5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_logopediya.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровая логопедия»

Формирование предпосылок речи

Авторы, разработавшие такую технологию, как игровая логопедия говорят о важности работы над моторной и сенсорной сферой. Они отмечают, что если у ребенка есть проблемы с чувствительностями, сенсорной интеграцией, если есть проблемы двигательного плана это сказывается на развитие ребенка в целом. Поэтому, если присутствуют нарушения сенсомоторной сферы, то ребенка необходимо направить к специалистам по сенсорной интеграции.

Для того чтобы говорить ребенок должен понимать идею подражания, символизации, и уметь проявлять коммуникативные реакции.

1 блок заданий это -подражание деятельности с предметами, посредством обогащения деятельности навык вводится в предметную деятельность.

Для вызывания речи используются два видов жестов. Это цифровые и аналоговые жесты. При этом цифровой жест показывает отдельный звук, а аналоговый жест показывает полностью слово, следовательно, подражать крупномоторному действию ребенок может распознавать и использовать жесты в качестве подсказки и опоры для появления речи.

Навык символизации очень значим для появления речи. Самая простая и доступная символизация это иконическая, то есть сопоставление конкретного предмета с конкретным изображением. После освоения данной символизации идет переход на символизацию действий предмета, это такой процесс, когда какое-то определенное действие ассоциируется с предметом, и урезая это действие с предметом вводится жестовая подсказка, другими словами, жестовая символизация. Далее идет переход к самому сложному типу символизации, звуковой, когда какая-то звукооболочка обозначает предмет. Авторы данной технологии отмечают, что очень часто у детей не происходит связи между словом и предметом. Таким образом, если идет нарушение звуковой символизации, то в такой ситуации помогает формирование понимание речи через использование.

3 группа коммуникативных предпосылок. Первый коммуникативный мотив- это мотив просьбы. После того, как ребенок научился эксплуатировать данный мотив, его включают в структуру группы, где отрабатываются два последующих мотива. Это мотив информирования и разделения.

Таким образом, запуск речи происходит в три этапа:

• Сначала логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Логопед вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляет их в игре.

• Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.

• На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.

Уровни языковой компетентности в развитии речи

Игровой логопед, который занимается по методике Т. Грузиновой и Е. Гуриной, не будет работать с ребенком одновременно на разных уровнях языковой организации: учить неговорящего ребенка произносить слово и тут же просить его повторить фразу с этим словом, да еще и «по ходу» поправлять окончания. Стратегия «все и сразу» неверна, так как сильно путает ребенка со сложной речевой патологией, и он не может охватить всю речевую систему единовременно.

В рамках методики Т. Грузиновой и Е. Гуриной «Запуск речи неговорящих детей», отталкиваясь от игровых мотиваций ребенка, авторы строго соблюдают последовательность и этапность работы. Переход с этапа на этап происходит только после проведения тестирования, которое показывает, что ребенок должным образом освоил текущий языковой уровень.

1. Фонетический уровень.

В основе этой иерархии лежит звуковой или фонетический уровень, то есть, умение человека произносить звуки. Каждого неговорящего ребенка мы учим повторять за взрослым слова, делать это произвольно и бегло. Ели пришедший ребенок уже владеет обозначенным навыком, работа продолжается со следующего уровня.

2. Лексический уровень.

Следующий уровень - смысловой или лексический. Осваивая лексический уровень, человек понимает, что те звуки и слова, которые он говорит, что-то обозначают – предмет, действия, признак предмета и так далее. Проще говоря, тут мы формируем словарный запас, состоящий из существительных, глаголов, прилагательных, местоимений и так далее. Важно на этом уровне дать ребенку понять, что все, что его окружает, имеет свое название. Помогая ему запомнить ключевые слова, мы формируем базовый словарный запас. Если к нам приходят детки, которые сразу проходят тестирование объема словарного запаса, то работа с ними начинается со следующей ступени.

3. Синтаксический уровень.

Следующий уровень - уровень фразы или синтаксический. В работе над ним педагог обучает ученика компоновать отдельные значения – слова, в последовательности составляя фразы и обращенные связные высказывания. А также раскладывать те предложения, которые он слышит, на отдельные элементы – то есть, «прокачивает» понимание фразовой речи.

После освоения фраз и проведения тестирования педагог обучает ребенка компоновать из отдельных предложений небольшие рассказы, участвовать в диалоге как со взрослыми, так и со сверстниками.

4. Грамматический уровень.

Завершает речевую иерархию грамматический уровень, на котором человек обучается оформлять отношения между словами, руководствуясь правилами, принятыми в родном языке. То есть, на этом уровне логопед учит ребенка верно использовать категории рода, числа, падежи и так далее.

На этом работа в рамках методики «Запуск речи неговорящих детей от 0 – до фразовой речи» заканчивается, и мы можем решить какие-то локальные речевые задачи, отталкиваясь от персонального запроса семьи.

Заключение

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что

технология основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов». Специалист подходит к проблеме системно, в результате диагностики выявляет, каких предпосылок не хватает для развития речи, и опираясь на эти данные, так строит занятия, чтобы восполнить выявленные пробелы.

Отличительной особенностью игровой логопедии является не только неформальная обстановка, яркие игрушки и картинки на стенах кабинета, как может показаться из названия. Безусловно, отталкиваться от мотиваций ребенка и учитывать их при подаче заданий чрезвычайно важно. Но не менее важен структурный подход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедии «Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)»

Автоматизация звука /ш/ в слогах, словах и фразовой речи по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь"...

Консультация учителя-логопеда для родителей «Игры и упражнения по запуску речи у малышей»

В консультации представлены игры и упражнения по запуску речи у малышей....

«Развитие самостоятельной фразовой речи и речевого общения у дошкольников посредством реализации педагогических технологий при взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»

При эффективном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей у  детей успешно формируются разные виды речи: повествовательная, описательная, рассудительно-доказательная, развиваются коммуникати...

Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи

Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи...

Развитие лексико-грамматического строя речи и фразовой речи по теме "Деревья"

Удобные, простые задания для развития лексико-грамматического строя речи и фразовой речи по лексической теме :"Деревья". Слайд первый: Назови, что это? (множественное число именительного пад...

консультация для учителей - логопедов "Развитие фразовой речи у детей с ТНР"

Данный материал в помощь учителям-логопедам , работающих в группах компенсирующей направленности. Материалы для формирования фразы у дошкольников с ТНР...

Использование фразового конструктора для запуска речи

Использование на занятиях  занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей...