консультация для учителей - логопедов "Развитие фразовой речи у детей с ТНР"
консультация по развитию речи

Данный материал в помощь учителям-логопедам , работающих в группах компенсирующей направленности. Материалы для формирования фразы у дошкольников с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_frazovoy_rechi.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 50 города Ставрополя

Консультация для учителей- логопедов

«Развитие фразовой речи дошкольников с ТНР»

                                                                                                    учитель – логопед

                                                                                              О.Н. Малышко

2023 г

       «Развитие фразовой речи дошкольников с ТНР»

         Вся   работа по развитию речи ребёнка в детском саду является подготовительным этапом к обучению в школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. В группе компенсирующей направленности, наряду с формированием звуковой культуры речи, расширением лексики, необходимо расширять деятельность по развитию речевых навыков детей, начиная с отработки различного вида предложений и заканчивая совершенствованием связной речи.

Приёмы для развития фразовой речи:

  1. Работа над семантикой слов. 

При прохождении любой лексической темы предлагаем детям осмыслить нюансы слова и составить с ним предложение.

Например, на занятии по теме «Дом и его части» вводим слова: «дом, домик, домище», выясняем их значение и составляем фразы. Для детей более старшего возраста предлагаем ряд слов: «маленький, крохотный, небольшой». Даём задание: составить предложения с этими словами. Далее предлагаем ряд их антонимов:

 «большой, огромный, громадный» и просим выполнить аналогичное задание.

  1. Распространение предложений.  

Например: «Садовник поливает …Что? Где? Чем? Когда?» (с опорой на картинку). Или, добавление придаточных предложений.

Например:

- Сегодня надо надеть варежки, потому что…

- Мама пошла на рынок, чтобы…

- Мы пойдём завтра в парк, если…

- Кошка взобралась на дерево, которое…

     3. Составление предложений с редко употребляемым словом.

          При прохождении темы «Одежда», исправляем традиционные ошибки детей

           в употреблении слов «одеть- надеть» или неизменяемого слова «пальто».

          Закрепляем их в речи с помощью составления фраз.

  1. Составление предложений с заданными (опорными) словами.

Предлагаем детям 3-4 слова: «старик, собака, испугаться».

Дети отвечают: - «Собака залаяла, старик испугался».

- «Старик взял в руку палку, собака испугалась и убежала».

Добиваемся, чтобы ответы детей были разнообразными и не повторялись.

  1. Работа с грамматической основой предложений.

Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Занятия по любой грамматической теме строятся на составлении предложений. Необходимо ввести в речь предлоги (термин «предлог» употребляем, как слово- малютка»), усвоить формы падежей, множественного числа существительных, ввести во фразу несклоняемые существительные («пальто, пюре, пианино, кино, радио»). Предлагаем составить предложения с различными глагольными формами или правильным согласованием прилагательных с существительными.

  1. Игры, типа: «Договори словечко», «Закончи предложение» …

Взрослый читает предложение, а дети вставляют недосказанные им подлежащее, сказуемое или пояснительные слова и т.д. Выгоднее строить предложения в виде небольшого рассказа, подготавливая детей к связной речи. Например,

«На пороге сидела и жалобно мяукала… (кто?). Кошка звала своих (кого?). Котята подбежали к миске с молоком и жадно стали… (что делать?). Кошка поймала в саду …  (кого?). Шерсть у кошки… (какая?), когти (какие?). Кошка лежала с котятами (где?). Котята играли мячиком (как?).

Затем, дети сами составляют по одному предложению так, чтобы взрослый его закончил. Им это особенно нравится.

  1. Составление детьми загадок.

При прохождении любой темы по накоплению словаря: «Одежда», «Мебель», «Животные», «Птицы» и т.д. педагог предлагает детям отгадать 2-3 загадки по теме, а затем, просит составить загадку самим. Здесь детям необходимо умение логически мыслить. Примеры загадок:

«Птица, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда» (кукушка)
«Овощ, растет в огороде, небольшой, снаружи красный, а внутри белый» (редис)

      7. Составление рассказов: описательного, по картине, по впечатлению.

           Описание животных, предметов мебели, посуды, овощей или фруктов легче всего

           проводить с использованием схемы-описания. Описание и сравнение двух

           предметов единой тематической группы можно провести с опорой на план.

           Над рассказом по картине работа ведется в два этапа и занимает минимум два

           занятия. На первом педагог рассматривает картину с детьми, беседует, составляет

           план будущего рассказа, на втором – дети составляют предложения по картине с

            теми словами и словосочетаниями, которые предлагает им взрослый. Иногда,

           педагог может дать образец рассказа.

           Например, в ходе беседы по картине «Медвежья семья» учитель- логопед

           проводит словарную работу: объясняет значение слов «рой, соты», «береста», а на

           втором  занятии воспитатель дает задание составить предложения со словами и

           словосочетаниями: «пчелиный рой», «миска из бересты», «соты с медом» для того,

           чтобы потом ввести эти предложения в готовый рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фразовой речи у детей раннего возраста.

Предлагаю вашему вниманию статью "Формирование фразовой речи у детей раннего возраста".  Она будет интересна педагогам работающими с детьми от 1.5 до 3 лет.    Статья написана из опыта ...

«Коррекционно-логопедическая работа по формированию фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются аспекты  работы  учителя – логопеда по формированию фразовой речи:  у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована фразовая ре...

перспективный план формирования фразовой речи у детей с ОНР

Посчастливилось слушать лекции Л.Н.Ефименковой. На основании ее материалов разработан план формирования фразовой речи у детей с ОНР с примерами....

«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

Консультация "Как формировать фразовую речь у детей при составление рассказа по сюжетным картинкам"

Формирование фразовой речи это важный этап, так как фраза – основа общения, поэтому (диалогическая форма общения)....

«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»

   Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для п...