«Формирование фразовой речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект занятий для работы  логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здебская Марина Васильевна,

логопед,

 Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

 Киселевского городского округа

 детский сад 46

 комбинированного вида

 «Формирование фразовой речи

у детей дошкольного возраста с ОНР»

   Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного  обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте. Один из этапов развития связной речи- развитие фразы.

  Тема  является актуальной, потому что для  всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками

        Л.Н. Ефименковой  систематизированы приемы по формированию фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Коррекционная работа в соответствии с уровнями речевого развития детей делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря и формированию фразовой речи.

    Основная работа первого этапа - формирование пассивного и активного словаря. На втором этапе главное - формирование фразовой речи. Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи.

Формирование фразовой речи, следует начинать с самого простого: накопления слов в пассивный и активный словарь ребенка. Для занятий имею альбом, в котором  картинки, соответствующие предметному словарю каждой темы. Такие картинки помогают  ребенку накапливать пассивный словарь и использовать его в речи.

Занятия начинаю с того, что сначала обучаю ребенка понимать слово – называю  предмет с тем, чтобы он указал на него. Затем произносим  это слово, добиваясь, чтобы ребенок повторил его.
      Слова должны быть доступными для произнесения.   Развитие пассивного словаря идет в основном за счет широкого знакомства с предметами, которые окружают ребенка, рассматривания доступных по содержанию картинок. Ребенок на втором году жизни усваивает и названия действий. Выполняем  такие задания. 1.Научить детей узнавать предметы по их назначению.
Образец. «Покажи то, чем ты будешь кушать», «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять», «Покажи, чем ты будешь чистить зубы?», «Покажи, чем ты нарисуешь домик?» и т.д.

2. Научить детей узнавать демонстрируемые игрушки (предметы или животных) по их описанию. На столе стоят игрушки: шарик, кошка, птичка. Логопед предлагает угадать, о ком это он сейчас говорит: «У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы», или: «Он круглый, красный, деревянный» и т. д.

     Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигает определенного количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни.

      Выполняя действия с предметами, дети оречевляют их: пью молоко, наливаю молоко в бутылку, дую на молоко и т.д. У них вырабатывается умение отвечать на вопросы и задавать их, придумывать предложения по слову, опорным словам, по серии картинок, составлять загадки о предметах.
   Одной из форм словарной работы – является игра в картинное лото. Играть можно по-разному. Если слова детям знакомы, я молча вынимаю картинки и показывает их детям, а ребенок, имеющий на своей игральной карте соответствующий рисунок, должен громко его назвать, например, «кошка», или если это возможно: «У меня кошка».

     Важную роль   играет умение малыша не только назвать предмет, который он видит или который ему показывают, но и указать, как  называется действие, которое выполняет тот или иной предмет.

    Глаголы в повелительном наклонении, «дай, отойди, пошли» начинают активно появляться в речи ребенка с существительными и в сочетании они начинают составлять первые фразы ребенка.

    На основе сказки «Репка» в театрализованной деятельности познакомила с глаголом иди.

Дети отвечали на мои  вопросы по сказке:

-Что посадил дед? (- Репку)

- Кто тянул репку с дедом ? (-Бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.)

-Как звал дед бабку?

Детям предлагала  позвать бабку тихо, затем громко: «Баба, иди!»

-Внучка, иди!

-Жучка, иди!

-Мурка, иди!

- Мышка, иди!

-Как мяукала кошка?

-Как лаяла собака Жучка?

- Как пищала мышка? (

    Если  у ребенка не активизировать словарь  действий, это отрицательно скажется на развитии его коммуникативных способностей: умении отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы . Решая задачу обогащения словаря действий ребенка, я использую картинный материал, речевые задания и игры, на материале которых формируются и закрепляются различные речевые навыки, прежде всего связанные с употреблением глаголов в разных временных категориях: хожу- ходил; прыгаю- прыгал; умываюсь - буду умываться .Такие игры способствуют  закреплению у дошкольников представлений о времени : действие происходит сегодня, сейчас; оно происходило вчера, неделю назад; оно произойдет.

     Одним из способов коррекции связанной речи детей является фольклор.

  С детьми  пропеваем народные песенки, потешки, в которых содержатся  слова, наиболее близкие, понятные, доступные ребёнку.

    Песенки, потешки вызывают желание повторить слова, движения за взрослым, участвовать в общих играх. Детей завораживает напевность слов («Ой люли, люли, люли»).

На первых этапах работы  разучиваем потешку. Текст проговариваю, а ребенок только воспроизводит действия или повторяет некоторые звукоподражания из произносимого текста. Например, «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду»!

Ребенок показывает, как сидит ворон, затем – как ворон играет во трубу.

«Наши уточки с утра»

Для проведения этого этюда потребуется: картинки с изображением уточек, гусей, голубей, курочек, индюка и петушка.

Я поочередно, в соответствии с текстом, показываю картинки с изображением нужных птиц и читаю потешку, подражая «голосам» персонажей.

   На данном этапе я  предварительно прочитываю текст, а затем пересказываю детям, строя короткие предложения и сопровождая рассказ показом по картинке.

    Подбирая загадки, стараюсь, чтобы их содержание было доступно для детей. Если содержание загадки незнакомо малышам  необходимо предварительное объяснение с показом игрушки, предмета или картинки с изображением отгадки.

      Чтобы малышам легче было отгадывать загадки, вначале можно предъявлять игрушки-отгадки. На следующем этапе дети могут выбрать отгадку из набора игрушек и предметов. Помимо развития речи, ставится задача развития мышления малышей. Завершается работа отгадыванием уже знакомых загадок. Дети любят узнавать их и стараются быстро дать ответ.

   Чтобы дети правильно произносили фразу, они должен научиться правильному речевому дыханию. Любой звук мы произносим на выдохе. Ребенок иногда не умеет делать плавный речевой выдох.

    Научить ребенка управлять речевым дыханием — немаловажная задача. На четвертом году ребенок начинает употреблять довольно сложные предложения, состоящие из 3—5 и более слов, а для свободного и слитного их произнесения нужно уметь правильно производить выдох, чтобы воздуха хватило на часть фразы или на всю фразу.

    Для усиления и удлинения выдоха необходимо приучать ребенка правильно расходовать воздух. Специальные игры помогают  нам в этом.

Например, спросите мальчика: «Как плачет маленькая девочка?» (У-а-а...) При произнесении звуков необходимо обращать внимание на плавность перехода от одного звука к другому, на слитность их произнесения. Шутки-чистоговорки, произнесенные на одном выдохе, способствуют выработке речевого дыхания:

ха-ха-ха — поймали петуха,

 ко-ко-ко—мы едем далеко,

ту-ту-ту — даем еду коту.

Игра «Приятный запах».Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо; очень хорошо; очень приятный запах; очень ароматный цветок (ароматное яблоко)» и т.д.

Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они (в зависимости от речевых возможностей) сами придумывают предложения.

    Отрабатывая правильный выдох, не забываем о правильно произведенном вдохе. Он должен быть спокойным, коротким, без особых напряжений со стороны мышц лица и шеи.

     Итак, развитие речи  детей осуществляю  поэтапно. Работу  начинаю с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем с действием. В процессе обучения словарный запас детей обогащается   словами разной степени  и разных категорий, формируется  фразовая речь. Учу детей высказываться предложением, обучаю вопросно-ответной речи, связному высказыванию.

    Результативность логопедической работы по формированию фразы отслеживается через мониторинговые исследования.

   Сравнительный анализ диагностики  показывает положительную динамику уровня развития воспитанников.

Список   литературы

1.Ефименкова  Л.Н.  Формирование речи у дошкольников [Текст): Книга для логопеда /  Л.Н. Ефименкова  М.:  Просвещение, 1985.-109с.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.  Логопедия  Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст): Книга для логопеда /  Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева  Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.- 316 с.

3. Жукова Н.С., Мастюкова  Е.М., Филичева Т.Б.  Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст): Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.- М.: Просвещение, 1990.-238с.

4. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И.   Воспитание речи у детей с моторной алалией [Текст):/ пособие для логопеда  Н.И. Кузьмина, В.И.Рождественская. - М. Просвещение, 1977.-125с.

           5.Шестернина Н.Л. Тематический словарь в картинках " Азбука действий: кто что делает ?" [Текст): пособие/ Н.Л.Шестернина.- М.:  Школьная  Книга, 2013.

          6.Фадеева, Ю.А.,Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием [Текст):/ Конспекты Ю.А.Фадеева, Г.А.Пичугина.- М.: Книголюб, 2006.-143с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фразовой речи у детей раннего возраста.

Предлагаю вашему вниманию статью "Формирование фразовой речи у детей раннего возраста".  Она будет интересна педагогам работающими с детьми от 1.5 до 3 лет.    Статья написана из опыта ...

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация по проведенному исследованию и работе над формированием диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙИ ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»...

Проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...

Проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"

Педагогический творческий проект в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование активной родительской п...

«Формирование фразовой речи у детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания"

Дошкольное образовательное учреждение  - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном д...