Главные вкладки

    «Коррекционно-логопедическая работа по формированию фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи»
    статья по логопедии на тему

    В данной статье рассматриваются аспекты  работы  учителя – логопеда по формированию фразовой речи:  у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована фразовая речь, поэтапная коррекционно-логопедическая работа с использованием графических моделей будет способствовать наиболее успешному ее формированию у детей данной категории.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_v_sbornik_mbuno45.doc76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сборник докладов  МБУ детского сада № 45 «Яблонька»

    «Коррекционно-логопедическая работа по формированию фразовой речи у детей

    с общим недоразвитием речи»

    Юмашева  Елена  Вячеславовна, МБУ  детский сад компенсирующего вида № 45 «Яблонька»,  учитель - логопед, г.о. Тольятти

    Савинова Елена Александровна,  МБУ  детский сад компенсирующего вида № 45 «Яблонька»,  учитель - логопед, г.о. Тольятти

    Аннотация

    В данной статье рассматриваются аспекты  работы  учителя – логопеда по формированию фразовой речи:  у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована фразовая речь, поэтапная коррекционно-логопедическая работа с использованием графических моделей будет способствовать наиболее успешному ее формированию у детей данной категории.

    Одной из основных целей данной работы является определение направлений и приемов работы по формированию фразовой речи у дошкольников с ОНР.

    Мы изучили программы, методические разработки и рекомендации разных авторов в данном направлении (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, В.П. Глухов, Кузьмина, Рождественская и др.). Систематизировав данный материал, определили направления и приемы работы с детьми по формированию фразовой речи.  

            В нашей коррекционно-логопедической работе мы опираемся на общедидактические и специфические принципы.

            Общедидактические принципы: научность, доступность, систематичность и последовательность, прочность.

    Специфические принципы:

    • Систематичность и последовательность
    • Принцип развития
    • Онтогенетический принцип
    • Деятельностный принцип
    • Принцип доступности
    • Принцип индивидуального подхода

    Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фразовой речи у дошкольников с ОНР

    I этап 

    Двусоставные простые предложения и с прямым дополнением в В.п.:

    а) субъект + предикат  с использованием местоимений (Я иду. Он сидит.);

    Примерные игры и игровые упражнения:

    «Кто что делает?»

    Логопед предлагает двум детям сесть на стульчики и проводит диалог, задавая вопросы:

    – Что ты делаешь, Вова?  (Я сижу)

    – А что делает Витя?  (Он сидит)

    Аналогично отрабатываются глаголы стою, стоит, лежу, лежит, иду, идет

    Работа с моделью.

    Ребенку поясняется, что предложение – это «когда слова дружат». Логопед предлагает ребенку составить предложение (подружить слова). Вместо звездочки слева в модели выбрать и подставить картинку, а вместо длинной полоски – придумать слово-действие.

    б) Предикат + объект – прямое дополнение (Дай кубик. Можно игрушку?). В качестве прямого дополнения сначала используются слова, форма винительного падежа которых совпадает с формой именительного падежа.

    «Выбери игрушку»

    Дети становятся в круг. В середине круга стоит стол, на котором разложены игрушки (шар, кубики, лопата, кукла). Один из детей, бросая мяч другому, просит: «Вова, дай шар (кубик)», «Таня, дай куклу (лопатку)» и т.д.

    Ребенок, поймавший мяч, должен выполнить эту просьбу: положить мяч на стол, взять со стола названную игрушку, сказать: «Оля, на (возьми) шар».

    в) субъект + предикат + объект: подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (Девочка рисует дом).

    «Кто что ест?»

    Логопед показывает детям картинки (см. приложение 4) с изображениями домашних животных и тем, чем они питаются и говорит, что с их помощью мы будем составлять предложения. Предъявляет ребенку по две картинки (например, корова и трава), а ребенок самостоятельно составляет предложение: Корова жует траву. Лошадь жует траву. Собака грызет кость. Кошка лакает молоко.

    Работа с моделью.

    Логопед выкладывает предметные картинки (например, с изображением девочки, супа, хлеба и яблока). Предлагает ребенку рассмотреть их и назвать. А затем знакомит с новой графической моделью предложения:

    Вместо первой звездочки слева в графическую модель предложения ребенку предлагается поставить картинку, про которую можно спросить: «Кто это?» (девочка), а вместо второй звездочки слева – любую из оставшихся картинок. А затем ответить на вопрос логопеда: «Что кушает девочка?» Ребенок отвечает на вопрос и проговаривает все предложение целиком («Девочка кушает суп»). Логопед просит посчитать количество слов в составленном предложении, с опорой на модель. Определить, какое слово первое, какое второе, третье.

    Далее проводится работа с деформированным предложением. Логопед предлагает ребенку послушать предложение, найти и исправить допущенную ошибку: «Хлеб кушает девочку. (Девочка кушает хлеб.)»

    II этап 

    Распространённые предложения из трёх-четырёх слов:

    а) Субъект + предикат + объект + объект: подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (Девочка рисует дом карандашом).

    Примерные игры и игровые упражнения.

    Работа с моделью.

    Логопед выкладывает перед ребенком предметные картинки (например, картинки с изображением папы, мешка, яблок, картошки, лука) и графическую модель:

    Ребенок называет предметные картинки и подставляет в карточку вместо первой звездочки слева картинку, про которую можно спросить: «Кто это?» (папа), а вместо второй звездочки слева – картинку «мешок». После этого логопед предлагает ребенку выбрать любую из оставшихся картинок (картошка, яблоки и лук) и подставить ее в карточку вместо третьей звездочки. А затем – просит составить предложение по карточке, со всеми выбранными картинками и со словом-действием «купил». Например: «Папа купил мешок картошки». Проводится анализ составленного предложения. Определяется количество и порядок слов.

    б) Субъект + предикат + локатив: подлежащее + сказуемое + обстоятельство места (Дети играют в саду).

    Примерные игры и игровые упражнения:

    «Подумай и ответь!»

    Ребенку предлагается ответить на вопросы:

    Куда можно повесить пальто? – Пальто можно повесить на вешалку.

    Куда можно положить книги? – …

    Куда кладут обувь? – …

    Кого можно увидеть в зоопарке? – …

    Работа с моделью.

    Ребенку предъявляются предметные картинки, карточка с графическим изображением конкретного предлога (по усмотрению логопеда)  и модель предложения:

    Последовательно составляются и анализируются предложения с каждым из предлогов. Вместо звездочек в модель предложения подставляют картинки предметов. Вместо короткой черточки – маленькую карточку с графическим изображением предлога. Составляются и анализируются предложения. Например: «Мяч лежит на ковре». «Девочка села на стул». «Конфета упала на ковер». И т.п.

    Кроме того, рекомендуются следующие виды занятий с использованием графических схем:

    1. Подбор предложений по данной графической модели.        

    2. Самостоятельное придумывание предложений по данной графической модели.

    3. Составление обобщенного представления значений предложений, соответствующих одной графической модели.

    в) субъект + предикат + объект + локатив: подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство места (Девочка рвёт цветы в саду).

    Модель предложения:

    Методика работы с моделью, игры и игровые упражнения аналогичны предыдущему подэтапу работы.

    г) субъект + предикат + объект + атрибутив: подлежащее + сказуемое + определение + дополнение (Бабушка подарила красивую куклу).

    Модель предложения:

    Методика работы с моделью аналогичны предыдущему подэтапу работы.

    Примерные игры и игровые упражнения:

    «Предложение рассыпалось»

    Составление предложений по данным словам. Слова, в том числе в «нейтральной форме», предлагаются вначале в правильной, а затем – в измененной последовательности):

    Медведь, мед, сладкий, любит;

    под, ноги, скрипит, снег, белый;

    снежинки, легкие, кружиться и т.п.

    д) Предложения с «двойной предикативностью» (Дедушка сидит в кресле и читает газету.).

    Модель предложения:

    И

    Методика работы с моделью, игры и игровые упражнения аналогичны предыдущим подэтапам работы.

    III этап 

    Сложные предложения.

    а) Сложносочиненные конструкции из двух симметричных частей, где вторая часть дублирует первую (Заяц любит морковку, а белка любит орехи.).

    Модель предложения:

    , а

    Примерные игры и игровые упражнения:

    Составление предложений по действиям.

    Логопед дает задание двум детям:

    – Лена, сиди, Коля, стой.

    Дети должны составить предложение. Например: Лена сидит, а Коля стоит. И т.п.

    «Овощи»

    Логопед выставляет поочередно картинки с изображениями овощей. Дети отвечают на вопрос: где растет этот овощ?

    Образец ответа: Огурец растет на земле. Репа растет в земле.

    Далее детям предлагается составить предложение по двум предметным картинкам (Например, помидор и репа).

    Образец ответа: Помидор растет на земле, а репа растет в земле.

    б) сложносочиненные предложения с союзом и

    в) сложноподчиненные предложения с союзом чтобы

    Модель предложения:

    ,чтобы

    Методика работы с моделью, игры и игровые упражнения аналогичны предыдущим подэтапам работы.

    Примерные игры и упражнения по закреплению навыка составления предложений разных типов:

            «Исправь ошибки»

    Цель: работа над пониманием распространенных предложений.

    Ход: Логопед: Незнайка придумал предложения по картинкам и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки.

    Коза принесла корм девочке. Чашка разбила Лену. Мяч играет с Сашей. Дорога едет по машине. Вова разбил стеклом мяч. Оля с картинкой рисует папу. Мама несет сумку в капусте.

    «Закончи предложение»

    Цель: закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы».

    Ход: Логопед: Я надела теплую шубу, чтобы… (…было тепло. … пойти гулять. … не замерзнуть.) Мы зажгли свет, чтобы… (…было светло. … писать буквы. … читать книгу.) Мы полили цветы, чтобы… (… они не завяли. … они быстро росли.)

    В результате такой поэтапной работы дети с ОНР начинают сознательно использовать в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений. То есть, овладевают основами связной речи.  

    Список литературы:

    1. Воробьева В.К.  Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
    2. Воробьева В.К.  Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология – 1990. – № 4. – С. 40-46.
    3. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология – 1994. – № 4.
    4. Глухов В.П.  О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология – 1990. – № 6.  
    5. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001.
    6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
    7. Чаладзе Е.А.  Коррекционная работа по формированию навыков текстообразования у детей дошкольного возраста с экспрессивной алалией // Логопед в детском саду – 2004. - № 3. – С. 55-65.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

    Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

    Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

    ¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые ...

    Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

    Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководств...

    Работа по коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

    Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевоговоспитания детей.Это обусловлено,прежде всего,её социальной значимостью и ролью в формировании личности.Именно в связной речи ...

    Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи

    В статье представлен опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по проведению занятий в форме логосказок. Даётся краткая характеристика связной речи детей с ОНР. Раскрывается важное значение испо...

    Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов наглядного моделирования

    Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, который зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    Мнемотехника, как один из современных и эффективных методов, обеспечивающих успешное освоение детьми  знаний об окружающем мире и развитие связной речи....