«Значение правильного дыхания для речи детей. Дыхательная гимнастика»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

«Значение правильного дыхания для речи детей. Дыхательная гимнастика»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 73 «Малыш»

Консультация для родителей и воспитателей

«Значение правильного дыхания для речи детей. Дыхательная гимнастика»

Подготовил

Учитель- логопедь

Дорощенкова А.В.

Дыхание — энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем. В этой статье мы расскажем Вам об особенностях речевого дыхания и о способах его развития у детей дошкольного возраста.

Суть и особенности дыхательной гимнастики как метода коррекции в логопедии

Дыхательной гимнастикой в логопедии называют комплекс упражнений, которые представляют собой комбинации вдохов и выдохов различной продолжительности, интенсивности и сопровождаются кратковременными задержками дыхания. Это хорошая тренировка для мышц и органов, участвующих в физиологическом процессе дыхания, которая к тому же способствует насыщению клеток организма кислородом, предупреждает гипоксию и возникающие вследствие нее болезни. Дыхательные упражнения благотворно влияют и на психоэмоциональное состояние — снимают излишнее напряжение, переключают внимание, успокаивают. 

Дыхательная гимнастика проста, но при этом дает хорошие результаты, поэтому используется логопедами в работе с дошкольниками. Специально подобранные комбинации упражнений помогают сформировать у ребят навыки правильного речевого дыхания, которое является важным условием

  • корректного образования звуков, их артикуляции;
  • поддержания стабильной, равномерной на протяжении одной фразы громкости речи;
  • правильной расстановки пауз;
  • плавного говорения;
  • выразительного интонирования. 

Правильное физиологическое дыхание не предполагает, правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.

Речевое дыхание происходит произвольно, неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Как показывает наш опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на входе или на остаточном выходе.

Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Задачами работы по развитию речевого дыхания являются :

1) формирование навыков правильного речевого дыхания;

2) укрепление мышц лица и грудной клетки;

3) профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;

4) повышение умственной работоспособности детей;

5) нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;

6) закрепление лексических тем и грамматических категорий;

7) стимуляция интереса к занятиям.

Дыхательные упражнения улучшают осанку, стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем.

Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к различным заболеваниям всей дыхательной системы. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха.

Дышать через рот вредно так как воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь верхние отделы, а значит, организм получит меньше кислорода. Так же изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.

Речевое дыхание дошкольников резко отличается от речевого дыхания взрослых : оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Многие дети пользуются верхне- грудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч. Некоторые дети не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, нередко добирают воздух почти перед каждым словом.

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников :

1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых, малоподвижных, стеснительных детей.

2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, "проглатывает” конец слова или фразы.

3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с куклой пой -(вдох) – дем гулять).

4. Торопливое произнесение фраз, без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”.

5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо.

6. Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

*Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

*Формирование длительного фонационного выдоха.

*Формирование речевого выдоха.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.

Правила и техника выполнения дыхательной гимнастики

Чтобы упражнения пошли на пользу, необходимо учитывать рекомендации специалистов:

  • Дыхательную гимнастику делают натощак или по прошествии одного-двух часов после приема пищи. 
  • Если малыш устал, находится в возбужденном эмоциональном состоянии, жалуется на плохое самочувствие, заболел, дыхательную тренировку лучше перенести. 
  • Одежда ребенка должна быть свободной, не стеснять движения. 
  • Перед началом занятия в помещении нужно провести влажную уборку (вытереть пыль) и как следует проветрить, в теплое время года можно заниматься с открытой форточкой. 
  • Необходимо подобрать определенную последовательность упражнений, подготовить план занятия и придерживаться его. 
  • Продолжительность занятия не должна превышать 5-7 минут. 
  • На самом старте ребенок учится выполнять одно упражнение. На каждом последующем занятии к нему добавляется по одному упражнению. 
  • Важно контролировать темп, в котором малыш выполняет упражнение. 
  • Не рекомендуется повторять одно упражнение больше 3-4 раз, в противном случае у ребенка может закружиться голова — из-за гипервентиляции. 

Еще один существенный момент, который влияет на эффект от таких тренировок — техника выполнения. Основные правила такие:

  • вдыхать нужно через нос;
  • не поднимать плечи при вдохе;
  • выдыхать — плавно и долго;
  • при выдохе важно не надувать щеки (сначала можно придерживать их ладошками);
  • при выполнении упражнений не надо напрягать мышцы груди, шеи, рук, живота.

Осваивать технику выполнения дыхательной гимнастики начинают в положении лежа на спине. Прежде всего малышу предстоит научиться бесшумно вдыхать и выдыхать, дышать без толчков, равномерно, не задерживая дыхание. Затем переходят к упражнениям в положении сидя и стоя, позже — в движении. Тренироваться придется регулярно, пока навыки правильного речевого дыхания не будут доведены до автоматизма.

Поскольку делать дыхательные упражнения больше 5-7 минут не рекомендуют, логопеды включают в занятия логоритмику, артикуляционную гимнастику и логомассаж (его делают пальцами или специальными шпателями, зондами, чтобы вернуть тонус мышцам лица, шеи, щек, губ, языка и неба, которые участвуют в речи). 

Какие дыхательные упражнения помогают логопеду в коррекционной работе

Для формирования, совершенствования и коррекции каждого из этапов и механизмов речевого дыхания есть свой вид упражнений. Рассмотрим несколько примеров.

Для развития сильного продолжительного выдоха

  • «Листопад». Нужно подготовить «реквизит» — собрать на прогулке желтые и красные осенние листочки или вырезать их заменители из цветной бумаги. А затем можно устроить настоящий листопад — разложить заготовки на столе и активно их сдувать. Зимой листья можно заменить вырезанными из бумаги снежинками — получится снегопад. 
  • «Соревнование карандашей». Для «забега» нужно подготовить «стадион» — на столе обозначить место старта и финиша. Соревноваться в скорости будут разноцветные карандаши. Участники такого «забега» по очереди дуют на своего «спортсмена». Задача — прийти к финишу первым. 
  • «Мореплаватели». Для маленького морского приключения нужно сделать кораблики из бумаги, пробки или пенопласта, налить в тазик воду и аккуратно поставить туда «суденышки». А затем устроить на «море» шторм — дуть изо всех сил на кораблики, чтобы они плыли наперегонки. 

Важно следить, чтобы при выполнении этих игровых упражнений выдохи были плавными, долгими. Задачу можно постепенно усложнять — увеличивать расстояние между лицом малыша и листочком, снежинкой или корабликом, на который он дует.

Для отработки диафрагмального выдоха

Упражнение выполняется в положении лежа. Малыш лежит на спине, а его рука или любимая игрушка располагается на животе (в области диафрагмы). Задача ребенка — сделать так, чтобы живот хорошо дышал. Такое упражнение выполняется без усилий и не дольше 2-3 минут — чтобы не допустить гипервентиляции.

Для нормализации речевого дыхания

Упражнения выполняются на выдохе — его делают плавно и долго.

  • «Озвученный выдох». Произнести отдельные согласные и гласные звуки. 
  • «Пропавшие звуки». Взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки. Задача малыша — понять, что именно говорит взрослый, и озвучить.
  • «Считалочка». Ребенок делает полный вдох, а на выдохе считает — например, от одного до пяти. Потом можно повторить упражнение, но считать уже в обратном порядке.

Для формирования правильного произношения

Чтобы звуки, звукосочетания и слоги получали правильное звуковое оформление, нужно научиться их проговаривать на одном выдохе. Сформировать такие навыки помогут «песенки», подражающие звукам, которые малыш слышит вокруг себя. 

Например:

  • Змея шипит: «Ш-ш-ш».
  • Паровоз сигналит: «Ту-ту!».
  • Ребенок плачет; «А-а-а!».
  • Воздушный шарик сдувается: «Ф-ф-ф».
  • Осенний дождик стучит по крыше: «Кап-кап-кап».

Занятие пройдет намного веселее, если использовать в упражнениях игрушки. Такими помощниками могут быть:

Упражнения для развития силы и длительности выдоха

  • Ветерок. К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек серпантина или елочного дождика. Предложите малышу подуть на них и устроить ветерок. Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета. Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.
  • Листопад. Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья. Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад, сдувая их со стола. В зимнее время года так же можно играть со снежинками из бумаги.
  • Лети, перышко! Пусть кроха подбросит перышко вверх и дует на него снизу вверх, не давая ему упасть.
  • Карандаши-спортсмены. На столе начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым.
  • Мореплаватели. Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.

  • Задуй свечи. Можно разыграть с ребенком ситуацию дня рождения. Подготовьте игрушечный сервиз, торт и настоящие свечи. Задувая свечи, можно загадать желание.
  • Вертушка. Для формирования правильного выдоха отлично подходит игрушка-вертушка. Дети обожают наблюдать за крутящимися лопастями и гордятся результатом своих стараний.
  • Свистульки со звуками различных животных и птиц также порадуют малыша и будут очень полезны для развития его речевого дыхания.
  • Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.

Следите за тем, чтобы ребенок делал плавные и длительные выдохи. Постепенно усложняйте упражнения, увеличивая расстояние между лицом и сдуваемым объектом.

Упражнения для отработки правильного произношения звуков и слогов

Чтобы научить малыша правильно произносить гласные и согласные звуки, слоги и звукосочетания, нужно тренировать их произнесение на одном выдохе. Предложите крохе спеть «песенки», имитирующие различные звуки:

  • «А-а-а!» - плачет малыш;
  • «У-у-у!» - летит самолет;
  • «Ы-ы-ы!» - гудит пароход;
  • «О-о-о» - вздыхает зайка;
  • «Ф-ф-ф» - сдувается шарик;
  • «Ш-ш-ш» - шипит змея;
  • «С-с-с» - работает насос;
  • «Би-би!» - сигналит машина;
  • «Ту-ту» - едет паровоз;
  • «Ля-ля-ля» - поёт кукла;
  • «Топ-топ-топ» - идет мишка;
  • «Кап-кап-кап» - какает дождь.

Чтобы увлечь ребенка, создайте игровую ситуацию, используя на занятиях любимые игрушки малыша. Подкрепляйте речь соответствующими действиями, и пусть кроха повторяет за Вами.

Систематическое использование дыхательных упражнений показывает положительную динамику у часто болеющих детей. Таким образом используемые дыхательные упражнения помогают предупредить возникновения простудных заболеваний, повысить жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, развитие творческого воображения и фантазию детей. Делать дыхательные упражнения дети должны осмысленно, а не механически.

«Правильное дыхание – основа Здоровья!» 

«Основа здорового образа жизни – это стиль жизни!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Значение правильного дыхания для звукопроизношения и речи в целом"

«Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха). Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для зв...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «О правильном дыхании и о пользе дыхательной гимнастики для детей»

Обучив малыша простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнасти...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «О правильном дыхании и о пользе дыхательной гимнастики для детей»

laquo;О правильном дыхании и о пользе дыхательной гимнастики для детей»...

Значение правильного дыхания в коррекционной работе учителя-логопеда

В данной статье рассмотрениы основные виды дыхания, подобраны упражнения для развития правильного дыхания. статья будет полезна практикующим учителям-логопедам, родителям и воспитателям....

Консультация для родителей на тему: «О правильном дыхании и о пользе дыхательной гимнастики для детей»

Консультация для родителей на тему: «О правильном дыхании и о пользе дыхательной гимнастики для детей»...