Мастер – класс «Использование элементов Орф- педагогики в речевом развитии дошкольников»
учебно-методический материал по логопедии

Светлана Николаевна Дементьева

 Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию элементов Орф- педагогики, способствующих развитию речи у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_na_pedsovete.docx18.5 КБ
Файл makster-klass.docx157.13 КБ

Предварительный просмотр:

          Мастер – класс «Использование элементов Орф- педагогики

в речевом развитии дошкольников»

 В рамках педсовета, я хотела бы поделиться своим небольшим опытом по использованию элементов Орф - педагогики в речевом развитии дошкольников, и провести небольшой мастер-класс.

Коротко охарактеризую принципы данной методики.

           Сама по себе она не является коррекционной, а призвана всесторонне развивать личность ребёнка, используя его природную потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание участвовать во всех этих видах деятельности одновременно. Именно в этой полихудожественной деятельности активизируются и раскрываются все сферы жизнедеятельности ребёнка – его эмоциональность, активность, индивидуальность, творческий потенциал, межличностные отношения, что в конечном итоге даёт основу для полноценного психического развития личности и успешности человека в будущем.

           Нейропсихологи считают, что музыкальная активность считается самой широкой тренировкой мозговых клеток и развития связей между ними, потому что во время исполнения музыки вся кора головного мозга активна, а следовательно, и активен весь человек. Игровые музыкальные упражнения вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие познавательных, сенсорных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память.

           Использовать эти игровые упражнения можно в самых разнообразных формах работы с детьми – в качестве разминки или физминутки в ходе групповых занятий, коррекционного часа или в совместной деятельности, в утреннем приёме, на праздниках и развлечениях.  

           Предлагаю вам один из вариантов - ритмическое упражнение со звучащими жестами, вы сможете сами поучаствовать в этом процессе и поймёте, как можно играть с детьми.

Ритмическое упражнение со «звучащими жестами» «Рукавичка»

Это упражнение развивает у детей:

-  артикуляционный аппарат, свойства голоса (высота, темп, динамика, ритм);

- развивают мышечное чувство (способность снимать эмоциональное и физическое напряжение);

- обучает речевым, певческим навыкам, развивать внимание, память;

- воспитывает общую музыкальную, речевую культуру.

Из-за леса, из-за гор притопы всей стопой медленно

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил быстрые притопы ногами

Рукавичку обронил. показываем ладошку

Мышка по полю бежала шлепки по коленям

Рукавичку увидала показываем ладошку

- Кто, кто здесь живет? стучим кулачком по ладошке

Мышку здесь никто не ждет? пожимаем плечами

Стала жить - поживать, хлопки в ладоши

Звонко песни распевать.

Зайка по полю скакал, шлепки по коленям

Рукавичку увидал показываем ладошку

- Кто, кто здесь живет? стучим кулачком по ладошке

Звонко песенку поет?

Мышка зайку пригласила, разводим ладошки в стороны

Сладким чаем напоила.

Как по полю шла лисичка, потирание ладонями

Увидала рукавичку. показываем ладошку

- Кто, кто здесь живет? стучим кулачком по ладошке

Звонко песенку поет?

И лисичку пригласили, разводим ладошки в стороны

Сладким чаем напоила хлопки согнутыми ладонями

Стала жить там поживать хлопки в ладоши

Пол метелкой подметать.

Мишка по полю гулял, притопы пяткой

Рукавичку увидал показываем ладошку

- Кто, кто здесь живет? стучим кулачком по ладошке

Звонко песенку поет?

Звери испугались покачивание головой, руки на ушках

В страхе разбежались шлепки по бедрам

Элементарный музыкальный театр.

           Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре. Самое первое представление о выразительности различных тембров они получают, если попробуют озвучить какую-нибудь историю, например “Концерт на кухне или чей голос лучше”. Нужно выложить на столе шумовые инструменты, начать рассказывать историю. Предложить детям подобрать для каждого персонажа инструмент. Договориться, кто какую партию будет играть. Можно сделать список “действующих персонажей”, например: хрустальный бокал – треугольник, две чашки-металлофон, деревянные ложки-деревянные ложки, баночка с крупой-маракасы, пластмассовая бутылка- бутылка или барабан, сковородка-тарелки, Катенька-бубенцы. Этот вариант озвучивания только один из многих возможных, который может меняться в различных группах. Рассказывая историю детям постарше, можно пропускать слова, обозначающие персонажей, пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент: “У меня волшебный голос» (ТРЕУГОЛЬНИК) ; «У нас тоже приятные голоса» (МЕТАЛЛОФОН) и т. д. В конце концов слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.

КОНЦЕРТ НА КУХНЕ ИЛИ ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ

Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.

"У меня просто волшебный голос”, - сказал большой хрустальный бокал. И он зазвенел.

БОКАЛ ИЛИ ТРЕУГОЛЬНИК

"У нас тоже очень приятные голоса”, - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе, и они подружились. "Мы можем сыграть вместе песенку”, - и они зазвенели.

ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН  

" Мы тоже умеем играть”, - вдруг сказали две деревянные ложки и простучали что-то весёлое.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

"А вот послушайте-ка меня”, - сказала баночка с крупой. "У меня небольшой, но очень интересный голос”. И она загремела, вот так:

БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ

"Разве это музыка?”, - закричала большая картонная коробка/ пластмассовая бутылка "Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!”, - и она громко застучала.

КОРОБКА / БУТЫЛКА ИЛИ БАРАБАН

"Звук громкий, но не очень приятный”,- сказала большая тяжёлая сковородка. "Послушайте-ка теперь меня” И она зазвонила, как колокол:

СКОВОРОДКА ИЛИ ТАРЕЛКА

Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала: "Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!”

БУБЕНЦЫ

И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела, и это был самый лучший голос.

ВЕСЬ ОРКЕСТР

Заключение

           ОРФ - педагогика в первую очередь влияет на эмоциональную сферу ребёнка, даёт возможность создать ситуацию успеха каждому ребенку и это один из принципов здоровьесберегающих технологий. У детей разный уровень, разные данные, разный характер. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно развивают свою речь, учатся чётко проговаривать звуки, творческие задания помогают каждому ребёнку с тяжёлыми нарушениями речи раскрыть свои индивидуальные способности в процессе коллективной работы.



Предварительный просмотр:

 

        

Орф-педагогика была основана и развита немецким композитором Карлом Орфом (1895–1982) и его коллегой Гунильд Кетман в 20-е годы прошлого века. Орф-подход, являющийся основой этой педагогики, наряду с методами Кодай, Далькроза, Судзуки, служит для обучения музыке. Он соединяет музыку, движение, драму и речь в уроки, которые похожи на мир детской игры.

Орф-педагогика – это:

• Творческий процесс обучения, где что давать и как давать — главные части обучения.

• Разные виды совместного исследования, которые приводят к импровизации.

• Соединение музыки, движения, слова, рисунка

• Приоритетное воспитание чувства ритма.

• От простого – к сложному.

• Индивидуальное развитие каждого музыкального уровня ребенка на уроке.

• Область музыкальной педагогики, где наряду с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных и социальных задач.

• Свобода в рамках заранее обыгранных правил.

• Возможность играть на многих музыкальных инструментах без предварительного обучения.

 Материал разных культур, эпох.

 Шутки, смех, большая двигательная активность на занятиях. 

• Шутки, смех, большая двигательная активность на занятиях.

 

ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА

Бежала лисичка по лесу, глядь – колокольчик на веточке висит и звенит.
КОЛОКОЛЬЧИК \ ТРЕУГОЛЬНИК
Голосок то у тебя нежный, а сам небось плохой.
Не возьму тебя. И побежала лисичка дальше.
ЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКОМ
Бежит дальше лисичка, глядь – на земле бутылка лежит и гудит.
ДУТЬ В БУТЫЛКУ
- Ишь как гудит, - говорит лисичка, напугать меня хочет! Вот я её
сейчас утоплю. Схватила бутылку и бегом к речке.
КАСТАНЬЕТЫ
Стала лисичка тыковку топить, а та булькает, и тянет лисичку в воду.
ДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ В ВОДУ
Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала.
КАСТАНЬЕТЫ
Глядь – капкан на дороге.
- Вот какие железки тут положили. Посижу-ка я на них, отдохну.
Не успела она присесть, как капкан вдруг…
ТАРЕЛКА
Цап её за хвост! Уж лисичка его царапала – царапала,
ПЛАСТИК БАРАБАНА
Стучала – стучала…
СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ
Еле вырвалась!
КАСТАНЬЕТЫ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников

Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников...

Мастер-класс "Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Обогащение словарного запасаОбучение пересказуСоставление рассказовРазучивание стихотворений,  скороговорок, чистоговорокОтгадывание загадокПостоновка звуковАвтоматизация звуковДифференциоация зв...

мастер класс для педагогов ДОУ: "Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников"

Мастер класс был подготовлен для выступления на конкурсе: "Воспитатель года 2018"...

Мастер – класс для педагогов «Система работы по речевому развитию дошкольников с использованием нетрадиционных методик»

Матсер-класс для воспитателей ДОУ по речевому развитию. Презентация. Приложения....

Мастер класс «Использование элементов нейрофитнеса в образовательной деятельности с дошкольниками»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.Задачи:1) Ознакомление участников мастер-класса с приёмами и упражнениями данного вида гимнастики.2) Формирование понятия актуальности данны...

Использование элементов Орф- педагогики в речевом развитии дошкольников

Карл  Орф – немецкий композитор, основатель музыкально-педагогической системы «Шульверк. Музыка для детей» в которой он обучал детей навыкам коллективного музицирования, пения, ...

Мастер - класс «Использование проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Цель мастер - класса: повысить педагогическую компетентность педагогов по теме: Использование проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников....