статья "Условия семейного воспитания детей с ОВЗ (нарушение речи)"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Бызова Екатерина Николаевна

В данной статье описывается роль семьи в воспитании детей, имеющих комплексное нарушение речи, а также позиция, занимаемая родителями в отношении  своих детей.

Статья посвящена актуальной проблеме – коррекционной работе с детьми с ОВЗ организованная преемственностью работы учителя-логопеда и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Условия семейного воспитания детей с ОВЗ (нарушение речи)

                                                                                    Бызова Екатерина Николаевна

учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 17»

Энгельсского муниципального  района Саратовской области

ekaterina.bizova2013@yandex.ru

                                                                                   

                                                                     

2024 год

Содержание:

  1. Аннотация.
  2. Введение.
  3. Основная часть.
  4. Список используемых источников.
  5. Приложения.

Аннотация

В данной статье описывается роль семьи в воспитании детей, имеющих комплексное нарушение речи, а также позиция, занимаемая родителями в отношении  своих детей. 

Статья посвящена актуальной проблеме – коррекционной работе с детьми с ОВЗ организованная преемственностью работы учителя-логопеда и родителей.

Ключевые слова:

  Дети с ОВЗ, коррекционная работа.

Введение

Эффективность преодоления речевых нарушений у детей зависит от вида речевой патологии, своевременно начатой логопедической работы и от активного участия в этом процессе родителей дошкольников. Внимание родителей к речевому развитию детей, знание его основных этапов могло бы предотвратить во многих случаях позднее обращение к специалистам по поводу речевых расстройств детей.

Основная часть

        Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя-логопеда и родителей. Им необходимо стать непременно сотрудниками,  помощниками друг другу, которые могут решить общие задачи. Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка в онтогенезе, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Задача учителя-логопеда – помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить знаниями, умениями и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

      В этой связи необходим комплексный подход к преодолению речевого дефекта, который предполагает активное участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом, закрепить в повседневной жизни. Поэтому учителю-логопеду необходимо лучше знать семью, учитывая:

  • роль всех членов семьи в воспитании ребенка;
  • тип семейного воспитания;
  • позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.

    При проведении логопедической работы родители могут оказать существенное влияние, как минимум, на скорость преодоления речевых нарушений: регулярное, ежедневное, выполнение с ребенком  домашних заданий логопеда позволяет значительно сократить время проведения коррекционной работы.

      Родители предъявляют разные требования к ребенку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших сестер и братьев. Учитывая индивидуальность каждого из родителей и принадлежность его к определенной группе, учитель-логопед должен рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Ведь, в работе с разными семьями, нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, типу взаимоотношений в семье, наличию заинтересованности и  пониманию проблем своего ребенка, т. е. необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с логопедом.

      Для привлечения родителей к совместной деятельности в исправлении речевого  дефекта детей учителю-логопеду необходимо  использовать различные  методы и приемы, применяя весь свой творческий потенциал.

       Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на весь учебный год. (см. Приложение 1)

Работа с родителями может быть построена следующим образом:

  • логопедом проводятся консультации в виде родительских собраний, на которых сообщаются основные сведения о речевых нарушениях дошкольников, их причинах, возможностях преодоления;
  • ежедневное консультирование родителей по вопросам речевого развития детей, рекомендации по выполнению домашних заданий;
  • родители знакомятся с результатами логопедического обследования, индивидуальными особенностями и психофизического развития детей и разработанными направлениями коррекционно-логопедической работы;
  • необходимость соблюдения единых требований и преемственности в коррекционно-логопедическом воздействии на развитие детей в ДОУ и в семье.

Особое значение придается формированию мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям ребенка, т.к. только в том случае, если родители сами убеждены в важности и необходимости занятий их ребенка со специалистом, можно говорить о значительном повышении эффективности коррекционной работы и сокращении ее сроков.

Систематическая и целенаправленная работа с родителями имеет большое значение для повышения эффективности коррекционного процесса, а также способствует улучшению детско-родительских отношений.

Список используемых источников.

  1. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?: Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми: Развитие у детей речевых возможностей, языковые способности. -М.: ГНОМ и Д, 2001.-109с.
  2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии.- М: Медицина, 1993.- 105с.


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей воспитанников с ОВЗ (нарушение речи)

« Условия семейного воспитания»

  1. Состав семьи.

  1. Характер отношений между членами семьи.

  1. Отношения ребенка с членами семьи.

  1. Кому он отдает предпочтение?

  1. Не сложились ли у ребенка негативного отношения к кому-либо из членов семьи?

  1. Кто занимается воспитанием ребенка?

  1. С кем ребенок проводит больше времени?

  1. Кто чаще занимается с ребенком?

  1. Избирателен ли ребенок в общении?

  1. Зависит ли речевая активность от степени и характера знакомства ребенка с человеком?

  1. Каким образом ребенок реагирует на речевые трудности?

  1. Какие черты беспокоят Вас в характере ребенка?

  1. Чем больше всего ребенок любит заниматься?

  1. Вовлекаете ли Вы ребенка в совместную деятельность?

  1. Какие книжки Вы читаете ребенку?

 

  1. Есть ли у ребенка любимые фильмы, мультфильмы?

  1. Любит ли ребенок рисовать?

  1. Обращается ли за помощью ребенок к взрослым? В каких случаях?

  1. Любит ли лепить, конструировать, играть в мозаику, пазлы? Не вызывают ли затруднений эти виды деятельность?

  1. Как решает возникающие трудности? (плачет, обращается за помощью – спрашивает взглядом, интонацией, речевыми средствами, наблюдает за Вашими действиями – молча, мешает вам)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сенсорного воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.Познавательные ...

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ.

Прививать любовь к Отечеству, гордость за его культуру и т. п., то есть определённое отношение к собственной стране, в то время как гражданское воспитание состоит в формировании у ребёнка активной соц...

Нравственно-трудовое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках реализации ФГОС ДО

В современном обществе проблема нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения является актуальной, так как престиж рабочих профессий, востребованных в обществе, утрачивается. Именно поэтому...

Адаптированная образовательная Программа по физическому воспитанию детей ОВЗ - тяжелое нарушение речи (5-6 лет, 6-8 лет).

Адаптированная образовательная Программа по физическому воспитанию детей ОВЗ - тяжелое нарушение речи (5-6 лет, 6-8 лет)....

Проект «Школа бережливости» по экологическому воспитанию детей с тяжёлым нарушением речи (с применением инструментов Кайдзен)

Одной из основных целей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи является формирование полноценной речевой деятельности. Мы пришли к мысли о том, что необходимо искать и внедрять более эффективные ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ОСОБЕННОСТИ  СЕМЕЙНОГО  ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ....