Конспект занятия на тему: "День родного языка"
план-конспект занятия по логопедии

Агафонова Александра Сергеевна

 

Конспект занятия на тему: «День родного языка»

Цель: актуализация знаний детей о родном языке, особенностях речевой системы русского языка.

Задачи:

- формировать понятие «родной язык»;

- актуализировать у детей словарь синонимов, антонимов, многозначных слов;

- обогащать речь детей пословицами о языке;

- развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла во фразеологизмах;

- развивать звуковой анализ слова;

- развивать зрительное внимание, память, восприятие;

- формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность;

- воспитывать у детей интерес к языкам.

 

Ход занятия

Приветствие:

Есть у каждого язык,

Что родной навеки,

Без родного языка

Нету человека!

Мы поём им, говорим,

С самого рожденья,

И к родному языку

Есть большое рвенье.

 

 

 

 

- Каждый год 21 февраля в нашей стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Какие языки вы знаете? (Отвечают дети)

— А в какой стране мы живём? (В России)

— Как называют жителей нашей страны? (русские).

— Ребята, на каком языке мы с вами говорим? (на русском).

- А на каком языке говорят: украинцы — украинском; белорусы — белорусском; поляки — польском; немцы — немецком? (ответы детей).

- И сегодняшнее занятие я предлагаю начать с «Разминки для ума», за одно узнаем ваши знания русского языка.

Закончи предложение то, что мы слышим и произносим, это… (звук)

Назови последний звук в слове «дом» (М)

Назови первый звук в слове «сани» (С)

Сколько слогов в слове «пенал»? (2)

Чем отличаются слова «мышка», «мишка»? (звуки «И», «Ы»)

Назови гласный звук в слове «танк»? (А)

Сколько звуков в слове «снег» (4).

- Молодцы. И я вам предлагаю поиграть в игру «Слова— друзья».

Назови по-другому:

Конура — будка

Врач — доктор

Школьник — ученик

Еда — пища

Грустный — печальный

Красивая — прекрасная

Трусливый — пугливый.

 

 

 

 

- А сейчас я вам предлагаю встать в круг. (Игра «Многозначные слова»).

- Ребята, посмотрите, что изображено?

Лук — овощ и лук — оружие. Как называется слово, которое обозначает разные предметы? (многозначное слово).

Задание: я каждому раздам по картинке, ваша задача найти пару каждому слову, чтобы оно звучало одинаково.

Например, лук — овощ и лук — оружие.

Продолжают стоять в кругу. Игра с мячом. (Игра «Скажи наоборот»)

- Я буду говорить вам различные словосочетания, а вы скажите наоборот, то есть противоположное словосочетание по смыслу.

Большой дом — маленький дом.

Широкий ремень — узкий ремень

Толстый шарф — тонкий шарф

Горячий чай — холодный чай

Длинный путь — короткий путь

Высокий забор — низкий забор

Громкий плач — тихий плач

Веселый ребенок — грустный ребенок

Птицы летят далеко — птицы летят близко

Мальчик идет вперед — мальчик идет назад.

Присаживаются на стульчики.

- Велик и могуч наш русский язык. Много в нем пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость русского народа. Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы о языке. (Упражнение «Пословицы»).

- Я начну, а вы договаривайте:

Язык до Киева …. (доведёт)

Ешь пирог с грибами, а … (а язык держи за зубами)

За словом в карман… (не полезет)

Петь хорошо вместе, а … (а говорить порознь)

 

- Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы. (Упражнение «Фразеологизмы»).

Например, что означает, когда мы говорим: «Живут как кошка с собакой?» — ссорятся, «Как кот наплакал?» — мало.

Задание: посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и ответьте, что означают выражения.

«Бежать сломя голову» — очень-очень быстро

«Глаза разбежались» — про человека, который не может выбрать что-то одно из многого.

«Считать ворон» — бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться.

«Наврать с три короба» — очень много говорить, пообещать, наврать.

«Намотать на ус» — запомнить то, что может пригодиться в будущем.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили? Какие многозначные слова вы запомнили? Какие пословицы и поговорки, фразеологизмы? Вы показали сегодня хорошие знания о родном языке.

 

 

 

 

 

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674131901_gas-kvas-com-p-risunok-na-den-rodnogo-yazika-10.jpg

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674131924_gas-kvas-com-p-risunok-na-den-rodnogo-yazika-37.jpg

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rodnogo_yazyka.docx350.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «День родного языка»

Цель: актуализация знаний детей о родном языке, особенностях речевой системы русского языка.

Задачи:

- формировать понятие «родной язык»;

- актуализировать у детей словарь синонимов, антонимов, многозначных слов;

- обогащать речь детей пословицами о языке;

- развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла во фразеологизмах;

- развивать звуковой анализ слова;

- развивать зрительное внимание, память, восприятие;

- формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность;

- воспитывать у детей интерес к языкам.

Ход занятия

Приветствие:

Есть у каждого язык,

Что родной навеки,

Без родного языка

Нету человека!

Мы поём им, говорим,

С самого рожденья,

И к родному языку

Есть большое рвенье.

- Каждый год 21 февраля в нашей стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Какие языки вы знаете? (Отвечают дети)

— А в какой стране мы живём? (В России)

— Как называют жителей нашей страны? (русские).

— Ребята, на каком языке мы с вами говорим? (на русском).

- А на каком языке говорят: украинцы — украинском; белорусы — белорусском; поляки — польском; немцы — немецком? (ответы детей).

- И сегодняшнее занятие я предлагаю начать с «Разминки для ума», за одно узнаем ваши знания русского языка.

Закончи предложение то, что мы слышим и произносим, это… (звук)

Назови последний звук в слове «дом» (М)

Назови первый звук в слове «сани» (С)

Сколько слогов в слове «пенал»? (2)

Чем отличаются слова «мышка», «мишка»? (звуки «И», «Ы»)

Назови гласный звук в слове «танк»? (А)

Сколько звуков в слове «снег» (4).

- Молодцы. И я вам предлагаю поиграть в игру «Слова— друзья».

Назови по-другому:

Конура — будка

Врач — доктор

Школьник — ученик

Еда — пища

Грустный — печальный

Красивая — прекрасная

Трусливый — пугливый.

- А сейчас я вам предлагаю встать в круг. (Игра «Многозначные слова»).

- Ребята, посмотрите, что изображено?

Лук — овощ и лук — оружие. Как называется слово, которое обозначает разные предметы? (многозначное слово).

Задание: я каждому раздам по картинке, ваша задача найти пару каждому слову, чтобы оно звучало одинаково.

Например, лук — овощ и лук — оружие.

Продолжают стоять в кругу. Игра с мячом. (Игра «Скажи наоборот»)

- Я буду говорить вам различные словосочетания, а вы скажите наоборот, то есть противоположное словосочетание по смыслу.

Большой дом — маленький дом.

Широкий ремень — узкий ремень

Толстый шарф — тонкий шарф

Горячий чай — холодный чай

Длинный путь — короткий путь

Высокий забор — низкий забор

Громкий плач — тихий плач

Веселый ребенок — грустный ребенок

Птицы летят далеко — птицы летят близко

Мальчик идет вперед — мальчик идет назад.

Присаживаются на стульчики.

- Велик и могуч наш русский язык. Много в нем пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость русского народа. Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы о языке. (Упражнение «Пословицы»).

- Я начну, а вы договаривайте:

Язык до Киева …. (доведёт)

Ешь пирог с грибами, а … (а язык держи за зубами)

За словом в карман… (не полезет)

Петь хорошо вместе, а … (а говорить порознь)

- Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы. (Упражнение «Фразеологизмы»).

Например, что означает, когда мы говорим: «Живут как кошка с собакой?» — ссорятся, «Как кот наплакал?» — мало.

Задание: посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и ответьте, что означают выражения.

«Бежать сломя голову» — очень-очень быстро

«Глаза разбежались» — про человека, который не может выбрать что-то одно из многого.

«Считать ворон» — бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться.

«Наврать с три короба» — очень много говорить, пообещать, наврать.

«Намотать на ус» — запомнить то, что может пригодиться в будущем.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили? Какие многозначные слова вы запомнили? Какие пословицы и поговорки, фразеологизмы? Вы показали сегодня хорошие знания о родном языке.


https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674131901_gas-kvas-com-p-risunok-na-den-rodnogo-yazika-10.jpg

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674131924_gas-kvas-com-p-risunok-na-den-rodnogo-yazika-37.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «День мичуринского телевидения».

Цель:- знакомство детей с родным городом. Программное содержание:- познакомить (старшая группа) и расширить (подготовительная группа) знания детей о  городе, в котором живут дети; - ...

Конспект занятия на тему "День защитника Отечества".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "День защитника Отечества" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект позволяет расширить знания детей о родах войс...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:"ДЕНЬ И НОЧЬ. ВКУСНЫЕ ГОСТИНЦЫ НА ДНЕ РОЖДЕНИЯ МИШКИ"

интегрированное занятие для детей 2 младшей группы.Формирование понятий "день-ночь", развитие эстетического вкуса....

Конспект занятия"Мы любим наш родной язык"

Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия к Международному дню родного языка " Дарите добрые слова, от сердца чистого дарите!"

Конспект занятия к  Международному  дню  родного языка   " Дарите добрые слова, от сердца чистого дарите!"...

Конспект занятия - развлечения "Международный день родного языка"

Конспект занятия - развлечения«Международный день родного языка»      Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный ...