Взаимодействие детского сада и семьи в контексте развития интереса к чтению
статья по логопедии

Савенкова Александра Владимировна

В данной статье кратко представлены основные элементы авторской технологии ТРИТАЧ, способствующие более эффективному  взаимодействию детского сада и семьи в контексте развития интереса к чтению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи в контексте развития интереса к чтению

Актуальность темы поддержки детского чтения неоспорима и становится все острее с приходом в нашу жизнь цифровых технологий. Однако, мы считаем, что книга может оказаться не менее, а даже более привлекательной для детей альтернативой. Не верите? Мы тоже не верили, а потому задались целью поиска новых эффективных приемов работы с книгой.  Существует множество способов поддержки детского чтения, они знакомы педагогам и активно используются. Но сегодня мне хотелось бы поделиться с вами авторской технологией ТРИТАЧ- технологией развития интереса и творческой активности читателя. ТриТАЧ – это своего рода три прикосновения, три элемента технологии.

Первый из них– это айстопер (буквально то, на чем останавливается взгляд). Айстопером может выступать любой предмет, имеющий отношение к сюжету или содержанию книги. Дети могут рассуждать, с чем может быть связан такой предмет, о чем он может рассказать и почему здесь появился. Цель айстопера -не только привлечь внимание, но и вызвать творческую активность, пробудить фантазию ребенка. Я поясню данный прием на примере книги Елены Лопатиной- Кибис «Приключения Уйки». Когда в книжном уголке поселилась мягкая игрушка – лисенок, то рассуждения детей уже подготовили их к чтению про похождения озорного зверька. А после появилась и сама книга. Это прием сработал в качестве мотивационной точки для детей, привнес интригу еще до «официального» знакомства с книгой. С яркими, запоминающиеся образами, словами мы сталкиваемся ежедневно. Они притягивают наши взгляды и в свернутом виде доносят до нас смыслы. У детей старшего возраста особый интерес вызывает самостоятельное изготовление айстопера.

Второй элемент технологии- библиотечный квилт. В практику библиотечного дела пришло из тренингов и семинаров, где слово обозначает «блочное размещение информации. В контексте работы с книгой это не столько набор стикеров, сколько личностно значимые для ребенка относящиеся к книге образы и элементы: предметы из книги, чаще всего рисунки, для детей более старшего возраста - надписи. Это может выглядеть как комикс или коллаж, но основная его цель передать не сюжет, содержание, а именно свое отношение. С помощью квилта дети могут прорекламировать книгу детям других групп. Книги могут читаться в течение длительного времени и внешний вид квилта также претерпевает изменения. Наше лоскутное одеяло приобрело вид мудборда (доска настроения в виде веревочного панно или сетки), на котором стали появляться предметы из книги, сделанные руками детей или принесенные из дома. Теперь родители уже не удивляются детским просьбам принести в детский сад полосатые гольфы или футболку.

Третий элемент технологии - библиотечный рюкзачок. Это способ поделиться занимательной книгой с друзьями.     В групповую приемную вносится красивый яркий рюкзачок, в который помещаются наиболее понравившиеся ребятам книги. Вкладывается также сопроводительный конверт- куда и когда книгу нужно будет вернуть, ведь часто самые яркие книги дети приносят из дома, они очень дороги им. Так запускается процесс «культурного обмена», ведь главное условие- рюкзачок не должен пустовать, поэтому, если кто-то захотел взять книгу почитать, он обязательно положит что-то свое, а потом может выразить свое отношение к прочитанному: нарисовать, написать   или поставить «лайк» на импровизированной доске впечатлений рядом с рюкзачком.  На рюкзачок или на квилт помещается айстопер, усиливающий интерес и желание взять книгу. Книги сегодня покупать довольно затратно, поэтому такой формат буккроссинга позволяет минимизировать материальные и временные расходы на поиск хорошей книги.

 Благодаря технологии ТриТАЧ дети совместно, с интересом и увлечением «проживали» содержание книги, наша «книжная» жизнь начала распространяться далеко за пределы группы. И конечно, мы не могли не поделиться своими открытиями с родителями. На одном из мастер-классов мы рассказали им обо всех компонентах технологии, и с того момента, и по настоящее время получили в их лице надежных союзников. Как оказалось среди родителей масса увлечённых читателей, хорошо разбирающихся в многообразии детской художественной литературы      и готовых поделиться опытом в выборе хорошей книги. Идея клуба «Почитай-ка» родилась сама собой.

 Теперь не возникает затруднений, какую книгу почитать. Родители стали более заинтересованными, на собраниях клуба мы обсуждаем понравившиеся им книги, выбираем самые-самые. Создаем «Базу данных» книг, а также библиотек и интернет-ресурсов, которые позволяют ориентироваться в огромном массиве детской литературы.   Сами родители уже задают тон и могут самостоятельно с детьми создавать квилты дома, более того, инициатива создания мини-проектов по книге также постепенно переходит к родителям. Неизбежно наступает момент, когда книгой хочется поделиться, и тогда на помощь приходит «библиотечный рюкзачок». Если кто-то заинтересовался книгой, он может забрать ее домой, а если после прочтения захотелось поделиться содержанием- создается квилт или буктрейлер. Так формируется обширный каталог квилтов.

 В результате такого активного творчества детей и родителей появляются разнообразные мультфильмы, озвученные аудиофрагменты, музыкальные импровизации по прочитанному произведению, в том числе и снятые родителями дома. Дети становятся компетентными читателями- теперь они сами говорят, что им хочется купить в книжном магазине, а родители также проявляют свою активную читательскую позицию, создавая «Топ -10» самых интересных, по их мнению, книг для мальчиков и девочек. Семьи наших воспитанников стали участвовать в различных активностях, проводимых библиотеками нашего района, а также составили интерактивную карту книжных магазинов и магазинчиков. Педагоги и родители теперь нашли еще одну тему для неформального совместного общения, сотрудничества. Сама собой сложилась теплая доверительная атмосфера, которой порой так сложно добиться привычными способами.

ТриТАЧ- катализатор творческой находки, самостоятельности и инициативы.  Технология позволяет увидеть ребенка в образовательном процессе, «услышать голос семьи», и вовремя ответить на «читательский» запрос родителей, разделить радость совместного творчества и помочь реализоваться в кругу единомышленников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме родительского вечера "Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка"

Цель родительского собрания: Организовать эффективное взаимодействие  детского сада и семьи по вопросу развития музыкальных способностей детей....

Практикум для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития музыкальных способностей ребенка"

Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых – помочь ребенку в развитии социальных навыков, научить его ...

Конспект урока по художественно-эстетическому развитию на тему: «Любимый портрет» в рамках методического объединения «Взаимодействие детского сада и семьи в художественном развитии ребенка»

Задачи:Рисовать портрет мамы, передавая её индивидуальные особенности: цвет глаз, волосУчить соблюдать последовательность при рисовании ,Закреплять умение закрашивать, не выходя за контурПобуждать дет...