Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
статья по логопедии

Дырул Марина Олеговна

Данная статья рассматривает речевое развитие у детей и обращает внимание на речевые нарушения, которые могут затруднять коммуникацию и образовательный прогресс. Описываются распространенные формы речевых нарушений, подчеркивается важность ранней диагностики и правильного подхода к развитию речи у детей. Автор описывает примеры  профилактики речевых нарушений из опыта работы. Делается акцент на значимости роли родителей в правильном развитии навыков речи у детей.

Ключевые слова: речевое развитие, речевые нарушения, задержка речевого развития, словарный запас, произношение, родители, профилактика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_profilaktika_rechevyh_narusheniy.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного

возраста

Аннотация: Данная статья рассматривает речевое развитие у детей и обращает внимание на речевые нарушения, которые могут затруднять коммуникацию и образовательный прогресс. Описываются распространенные формы речевых нарушений, подчеркивается важность ранней диагностики и правильного подхода к развитию речи у детей. Автор описывает примеры  профилактики речевых нарушений из опыта работы. Делается акцент на значимости роли родителей в правильном развитии навыков речи у детей.

Ключевые слова: речевое развитие, речевые нарушения, задержка речевого развития, словарный запас, произношение, родители, профилактика.

Речевое развитие играет важную роль в жизни ребенка. Оно позволяет ему научиться общаться с окружающими, выражать свои мысли и эмоции, а также успешно адаптироваться в образовательной среде. Однако, не все дети развивают свою речь одинаково быстро и без проблем. Некоторые малыши сталкиваются с речевыми нарушениями, которые могут затруднять их коммуникацию и академический прогресс.

Речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста могут проявляться в различных формах. Одной из распространенных проблем является задержка речевого развития. Это означает, что ребенок начинает говорить или улучшать свою речь с опозданием по сравнению с возрастными нормами. Задержка речевого развития может проявляться в том, что ребенок говорит только отдельные слова или короткие фразы, имеет ограниченный словарный запас или испытывает трудности в произношении определенных звуков.

Речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста могут представлять серьезную проблему для их общения и образовательной успеваемости. Однако, с ранней диагностикой и правильным подходом, можно помочь ребенку преодолеть эти трудности.

Важно обратиться к специалистам, таким как логопеды и психологи, которые помогут оценить речевое развитие ребенка и разработать индивидуальную программу реабилитации. Обычно, такие программы включают в себя занятия с логопедом, игровые и практические упражнения, а также использование специальных речевых техник.

Поскольку речь ребенка формируется только в процессе общения с окружающими людьми, родители играют важную роль в правильном развитии ее навыков. Важно говорить с ребенком медленно и ясно, произнося звуки и слова правильно. Не следует повторять неправильное произношение, избегать использования уменьшительно-ласкательных суффиксов, так как это может замедлить развитие речи у ребенка. Чтение художественной литературы с объяснением непонятных слов и фраз играет важную роль в развитии речи у детей. Новые слова, которые ребенок услышит в книгах, должны быть включены в его активный словарный запас. Заучивание различных загадок, стихов и скороговорок также может помочь улучшить произношение звуков.

Основными направлениями работы по профилактике речевых нарушений у детей являются:

  • Формирование моторной сферы: развитие восприятия схемы тела; формирование пространственного чувства; проведение пальчиковых игр и упражнений на определение положения губ, языка и челюсти; упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.
  • Развитие высших психических функций: развитие памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной); развитие внимания (зрительного, слухового, двигательного); развитие восприятия (зрительного, слухового); развитие мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно, творческих способностей); формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
  • Развитие импрессивной речи: развитие понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; развитие грамматических категорий и предложных конструкций; развитие понимания инструкций и вопросов; развитие навыков понимания несложных текстов.
  • Развитие экспрессивной речи: развитие лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); развитие фразовой речи и звукопроизношения; активизация словаря и улучшение процессов поиска слов; формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими; развитие знаний и представлений об окружающем.

Из  опыта работы в детском саду, профилактика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста играет важную роль. Каждый день мы проводим разнообразные занятия, которые способствуют развитию речи у детей и помогают предотвратить проблемы в этой области.

Одной из основных задач в нашей работе является развитие словарного запаса у детей. Мы проводим игры, показываем изображения предметов, называем их и объясняем значение слов. Также мы часто используем рассказы и стихотворения для развития речи и богатства лексики.

Еще одним важным аспектом профилактики речевых нарушений является развитие звукопроизношения. Мы проводим занятия с использованием звуков и звукосочетаний, помогаем детям правильно произносить слова. Также обращаем внимание на артикуляцию и интонацию при разговоре.

Кроме того, мы уделяем внимание развитию связной речи. Дети учатся выражать свои мысли в предложениях, создавать рассказы о реальных или вымышленных событиях. Мы проводим диалоги с детьми, задаем им вопросы, делаем их сопровождение при выполнении различных заданий.

Также важно развивать у детей слуховое восприятие и аудитивное внимание. Мы проводим занятия, на которых дети слушают разные звуки, музыку, идентифицируют их и повторяют. Мы играем в игры, где дети должны различать звуки слов и определять их количество.

Кроме практических занятий, мы также обратить внимание на рациональную организацию режима дня и создание благоприятной речевой обстановки в группе. Мы стараемся общаться с детьми на языке хорошей речи, корректировать их ошибки и поддерживать положительный речевой опыт.

Все эти меры помогают предотвратить речевые нарушения и способствуют развитию речи у детей старшего дошкольного возраста. Они заинтересованы и активно участвуют в занятиях, что позволяет им успешно развиваться и готовиться к школе.

Таким образом, речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста - это реальная проблема, с которой сталкиваются многие дети. Однако, с помощью профессиональных и родительских усилий, можно добиться значительного прогресса в развитии речи и уверенности ребенка. Самое важное - это оказать поддержку и понимание ребенку, и предоставить ему все необходимые возможности для успешного общения и обучения.

Список литературы

  1. Белякова Л. И. 1998. Предупреждение речевых нарушений. М.
  2. Бородич А. 1981. Методика развития речи детей. М.
  3. Статья в журнале: Галкина С.Ф. 2010. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта// Логопед. - № 5 стр. 18-20
  4. Парамонова Л. Г. 2005.Профилактика нарушений звукопроизношения у детей. СПб.
  5. Статья в журнале: Порошина Е.Б., Лизунова Л.Р. 2010. Ранее выявление и профилактика речевых нарушений у детей в ДОУ общеразвивающего вида. // Логопед. – № 4 стр. 10-12.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Статистика говорит об увеличении количества детей с нарушениями речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по предуп...

О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста является идним из важных направлений логопедической работы....

Вопросы профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Что следует сделать для того, чтобы речь ребенка формировалась вовремя, полноценно, правильно? Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в развитии де...

Консультация для воспитателей: «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...