Методическая разработка «Сенсорные игры с водой для коррекции речи детей с ОВЗ»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Абалмазова Людмила Владимировна

Игры с водой направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стериотипов и судорожных движений, повышение концентрации внимания, развитие логического мышления и речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_igry_s_vodoy_dlya_razvitiya_rechi_.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Сенсорные игры с водой для коррекции речи детей с ОВЗ»

Игры с водой направленны на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для запуска и развития речи, произвольного внимания и памяти.

Игры с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только купаясь, но при любой возможности: протянуть  пальчик в бьющую струю фонтана и посмотреть, что получится; заглянуть в лужу на асфальте и попробовать разглядеть в ней свое отражение, облака, ветки; бросать камушки в пруд и наблюдать, как расходятся по воде круги...

Использую  в своей практике следующие варианты игр с водой:  

- ФОНТАН

Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится "фонтан". Обычно этот эффект приводит детей в восторг: "Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!" Подставьте пальчик под струю "фонтана", побудите ребенка повторить действие за вами.

- ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ

Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: "Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь - полная". Можно переливать воду из одной посуды в другую.

- ОТКРЫВАЙ! - ЗАКРЫВАЙ!

Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: "Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: " (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай!" Вот, открыла - снова потекла водичка буль-буль-буль!" В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.

- БАССЕЙН

Наполнив таз водой, организуйте игру в "бассейн", где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: "Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!"

- ОЗЕРО

Наполните большой таз водой: теперь это "озеро", в котором плавают рыбки или уточки: "Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки -маленькие утята. "Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке" и т.д.

- МОРЕ

На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики: "Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик - давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше" и т.д.

- КУПАНИЕ КУКОЛ

Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: "А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Лиза, а это Костя. …Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?" и т.д.

- МЫТЬЕ ПОСУДЫ

Вымойте посуду после кукольного "обеда", используя губку и средство для мытья посуды: "Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую - тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!"

игры с мыльными пузырями

Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не "поймают" все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются - это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания.

Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении. Предлагаем такие игры:

- "Метель" - дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.
-
"Пароход" - дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).
-
"Вертушка" - дуть на игрушку-вертушку.
-
"Легкий шарик!" - дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга), можно дуть через трубочку.
-
"Шторм в стакане" - дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.
Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.

- МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки - для этого возьмите коктельную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку и использовать ее корпус - прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку).

- ПЕННАЯ СТРАНА

В небольшую вазу или мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем на глазах у робенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку - это "принц, который живет в пенном замке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Сенсорные игры своими руками»

Сенсорное воспитание - важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве,...

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" учитель-логопед Борисовская Л.В.

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка «СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ»

Игры, направленные на сенсорное развитие, помогают детям знакомиться  со свойствами предметов: масса, цвет, запах, форма, длина, площадь, твердость, сила, температура, звучание и др.,  при п...

Методическая разработка «Театрализованные игры как средство развития выразительности речи у детей с ТНР»

Отчет по итогам работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности....

Методическая разработка: «Ритмические игры с предметами для развития речи детей»

Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Здесь представлена подборка пальчиковых игр с различными предметами. Раскрывае...

Методическая разработка «Оздоровительные игры в воде»

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому является прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления, оздоровления их организма....

Методическая разработка Дидактические игры "Волшебный фонарик" по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

В методической разработке рассказано о развитии речи старших дошкольников посредством дидактических игр "Волшебный фонарик"....