Правила выполнения артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии (средняя группа)

Ляцкая Наталья Николаевна

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

 

1. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, для закрепления вырабатываемых навыков. Выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не более 2 - 3 упражнений за раз.

 

2. Каждое упражнение выполняется по 5 - 7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10 - 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

 

4. При отборе упражнений для артикуляционной идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

 

5. Из выполняемых двух - трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

 

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_gimn.docx15.19 КБ

Предварительный просмотр:

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, для закрепления вырабатываемых навыков. Выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не более 2 - 3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5 - 7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10 - 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух - трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.


Артикуляционная гимнастика

«Бегемот»  Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот.

 «Лягушка улыбается»  Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять», затем вернуть губы в исходное положение.

«Хобот слоненка» Вытянуть вперед губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

«Змея» Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед, затем спрятать.

«Лошадка» Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко, энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язычок.

«Расческа» Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его.

«Часики» Высунуть широкий язык. Тянуться попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет взрослого. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

«Парус» Улыбнуться, открыть рот. Поставить язычок за верхние зубы. Удерживать язык в таком положении до 5, а затем до 10 сек.

«Футбол» Вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот.

«Качели»  Улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» - опустить кончик языка за нижние зубки, на счет «два» - подтянуть язык за верхние зубы.  Если ребенку сложно дается это упражнение, можно выполнить более легкий вариант. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.

«Индюк» Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе вперед – назад

«Месим тесто» Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами, проговаривая та-та-та, пошлепать язык губами, проговаривая пя-пя-пя.

«Блинчик» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет до 5

«Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Потом облизать нижнюю губу, рот при этом не закрывать. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

«Чашечка»  Улыбнуться, открыть рот, Широкий язык поднять кверху в форме чашки. Если не получается, то делаем от упражнения «Блинчик». Во время выполнения этого упражнения рекомендуется помогать ребенку поднимать язык при помощи шпателя или пальца. Удерживать в течение 5 – 10 секунд.

«Гармошка» Улыбнуться, открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, прикрывать и открывать рот.  

«Дятел» Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Ды – ды – ды..» или «Ты – ты – ты..». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать

«Моторчик» Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Ды – ды – ды..» или «Ты – ты – ты..». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. Потом добавить движение ватной палочкой или пальчиком поперек языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Правила выполнения артикуляционной гимнастики"

Развитие движений органов артикуляционного аппарата является залогом правильного звукопроизношения детей  и развития речи в целом. Для того чтобы правильно выполнять упражнения артикуляционной ги...

Семинар- практикум для родителей " Правила выполнения артикуляционной гимнастики"

Данный материал содержит информацию для родителей- как правильно и эффективно выполнять дома артикуляционную гимнастику...

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Рекомендации для родителей по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики....

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Правила выполнения артикуляционной гимнастики...

Консультация для родителей. Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию...

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Как правильно выполненять артикуляционную гимнастику...