Консультация для родителей "Чем занять ребенка с пользой дома?" (развиваем фонематический слух)
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Николаевна Герасимова

Еще раз о важности развития фонематического слуха. Игры для развития фонематического слуха в домашней обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chem_zanyat_rebenka_s_polzoy_doma.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Чем занять ребенка с пользой дома?

( развиваем фонематический слух)

Фонематический слух — это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы.

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

Далее слуховое восприятие развивается поэтапно:

  • Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
  • Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
  • Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
  • В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем. Нарушение фонематического слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка», вместо «ложка» – «лоска» и т.д.

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия и не только с логопедом, но и дома с родителями. В непринужденной домашней обстановке поиграйте с ребенком в игры на развитие фонематического слуха:

 1. Узнавание и различение неречевых звуков  (основа развития фонематического слуха)

Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

Игра "Жмурки". Ребёнку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами. 

2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. 

3.  Различение слов, близких по своему звуковому составу

Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, ворота, морота). Ребёнок хлопает в ладоши, услышав правильный вариант произношения. 

4. Дифференциация слогов

Игра "Хлопки". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя на слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Затем предлагаем ребенку самому отхлопать количество слогов в слове.

Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок хлопает, услышав «лишний» слог. 

5. Дифференциация фонем (начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков)

Игра «Подними руку». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок поднимает руку, когда услышит заданную фонему. 

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество. 
Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (сто…, …ампа, скака…ка ).

 Работа над формированием фонематического слуха очень важна, потому что хорошо развитый  фонематический слух  позволяет человеку верно воспроизводить звуки;

чётко артикулировать;

управлять своим голосом, то есть менять громкость, скорость произнесения, говорить ритмично или плавно;

формировать словарный запас, осваивать грамматику языка;

грамотно писать и читать.

Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия: пусть будет весело и интересно!  И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, а также памяти, воображения и исполнительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему:«Развитие фонематического слуха. С чего начинать?»

Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не ...

Консультация для родителей на тему "Дидактические игры на развитие фонематического слуха"

В консультации раскрыта актуальность проблемы развития фонематического слуха у детей, особое значение дидактических игр в этой работе. Произведена подборка конкретных дидактических игр....

Консультация в родительский уголок (для педагогов и родителей) "ВЛИЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ"

Недоразвитие фонематического слуха в дошкольном возрасте проявляется в нарушенном звукопроизношении, а в школьном периодеэто будет проявлятся ошибками на письме....

консультация для родителей "О необходимости развития слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста".

Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему: «Стихи, скороговорки в развитии фонематического слуха у детей»

Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой для овладения грамотой.Исследованиями установлено, что дети с недоразвитием фонематического слуха впоследствии испы­тывают трудности при ...

Игры на кухне или как занять ребенка с пользой

Не сНе секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребёнком. Вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ем...