Речевое развитие ребенка раннего возраста
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)

Развитие речи — это один из основных этапов общего развития человека. Именно с помощью слов мы можем выражать свои мысли, эмоции и желания. Процесс формирования речи имеет важное значение в развитии ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_chast_1_20.02.24.pptx733.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи в группах для детей раннего возраста Подготовили учителя – логопеды Коноплева О.В. Рыжова Ю.А ГБДОУ д/с № 42 Колпинского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Особенности речевого развития детей 2–3 лет Словарь. У ребенка в обиходе более 200 слов. Ребенок начинает употреблять не только существительные и глаголы , но и другие части речи: личные местоимения (Я, ОН, ОНА, ТЫ, МЫ), наречия (ТАМ, ВОН, ГДЕ, ХОРОШО, ЕЩЁ), прилагательные (КРАСНЫЙ, БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ), простые предлоги (НА, В, ПОД, У, ЗА), соединительные союзы (А, И).

Слайд 3

Грамматика. Усваиваются - падежи существительных (Я рисую машину.) - глагольные времена (Мы пойдем гулять. Мы ходили гулять). В его речи появляются простые распространенные и сложносочиненные предложения: • обращение + глагол (МАМА, ИДИ); • предложение с отрицанием (БИТЬ, НЕ или НЕ БИТЬ); • обращение + дополнение (ТЁТЯ, ЛЯЛЮ); • предложение из трех слов с употреблением своего имени (ПАПА, ВИТЯ, ГУЛЯТЬ); • более сложные предложения из трех слов (ТЁТЯ, ДАЙ МЯЧ. КАТЯ, СИДИ ТУТ.); • вопросительные предложения (ТЫ ЧЕГО ТУТ СИДИШЬ?) • предложения с противопоставлением (ПАПА МНЕ ДАВАЛ КАРАНДАШ, А ТЫ НЕ ДАВАЕШЬ.); • сложносочиненные предложения (МАМА УШЛА, И Я ОДИН ОСТАЛСЯ). Особенности речевого развития детей 2–3 лет

Слайд 4

Звукопроизношение. К 2 годам появляются твердые согласные звуки т, д, п . Всё чаще стечение согласных замещается одним звуком. К 2,5 годам появляются твердые согласные звуки: в, с, з, л . Отмечается смешение артикуляционно-близких звуков. Стечения согласных все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. К 3 годам появляется произношение согласных, как, ч, щ, ж, ц . Заканчивается усвоение групп согласных. Особенности речевого развития детей 2–3 лет

Слайд 5

Слоговая структура слова. Двухлетний ребёнок в трехсложных словах все еще опускается слог, чаще всего предударный ("кусу" - укушу); может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах. В 2,5 года во многих сложных словах опускается предударный слог, иногда приставки. Например, " ципилась " - зацепилась. В 3 года слоговая структура слова нарушается редко, в основном в малознакомых словах. Особенности речевого развития детей 2–3 лет

Слайд 6

Обследование речи детей 2-3 лет (Визель Т.Г.) Понимает ли содержание читаемых книг (по возрасту)? Есть ли фразовая речь (подлежащее + сказуемое: собачка лает, дай машинку)? Строит ли вопросительные предложения (что это, где)? Разговаривает ли, используя фразу с кукольными персонажами? Понимает ли простые частотные инструкции (возьми, принеси, дай, иди сюда) и обороты бытовой речи? Может ли по заданию показать язык, вытянуть губы в трубочку, облизать губы, подуть? Доступно ли произнесение передне -, средне-, и заднеязычных звуков (п, пь , б, бь , м, мь , ф, фь , в, вь , т, ть , д, дь , н, нь , к, кь , г, гь , х, хь , сь ) при повторении слов? Способен ли ребенок к обобщениям разных изображений одного и того же предмета? Может ли показать части тела по их названиям? Показывает ли картинки по слову? Может ли разложить предметы по двум категориям? Называет ли знакомые предметы или картинки? Показывает ли сюжетные картинки по их словесному описанию.

Слайд 7

Признаки задержки развития речи Кроме бедного словарного запаса, задержка речевого развития в 2,5-3 годам выражается такими симптомами: • Ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого; • Активный и пассивный словарь накапливаются очень медленными темпами; • Дети с трудом строят даже короткую фразу: «Девочка мяч упали» (У девочки упал мяч); • Распространённое предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым. Например, «Мишка косолапый вышел из леса»; • В произносимых словах часто встречаются перестановки слогов и звуков, замещение одного звука другим; • При произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица; • Не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию, пытаться пересказать; • У малыша возникает сложность при собирании матрёшек, кубиков, разрезных картинок, состоящих из четырёх частей.

Слайд 8

Преодоление ЗРР Вызывание подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений (удачные звуковые комплексы повторяем в игре до 5-6 раз) Развитие общей подражательной деятельности (в быту, в играх) Расширение объема понимания речи (проигрывание простых сюжетов в форме диалога, т.е. по очереди с ребенком, бытовые ситуации) Формирование представления об обобщенном образе предмета (необходимо для приобретения способности понимать слова, для приобретения фонематического слуха и развития понимания речи в целом) Использование рифмованных текстов (потешки, короткие стихи) Использование диалога (начинаем с игры «по очереди») Развитие слухового восприятия («Что звучало?», «Кто кричит?»)

Слайд 9

Содержание и способы общения педагога с ребенком раннего возраста (создание игровой среды и обучение игре на основе использования вербальных средств). Опосредованное общение Именно такая форма общения со взрослым становится важным условием преодоления речевого и неречевого негативизма у ребенка, побуждением его к взаимодействию со взрослым, поскольку в ней формируется позиция ребенка – его отношение к взрослому как носителю образцов предметных и речевых действий и партнеру по первым играм, партнеру по общению .

Слайд 10

Требования к речи взрослого: Говорите медленно, четко, выразительно, правильно произносите все слова. Ваши мимика и жесты должны быть выразительными, но не избыточными. Организуйте такие игры, которые вызовут у ребенка желание повторять восклицая, междометья, звукоподражания за вами. Используйте только короткие предложения: «Это мишка. Мишка большой. Вот какой! У мишки лапы. Вот. У мишки голова. Вот. У мишки живот. Вот.». Давайте ребенку только одноступечатые инструкции и ждите, когда он их выполнит: «Иди сюда. Давай мыть руки. Возьми мыло. Намыль руки. Молодец!» Если ребенок произносит слово неправильно, похвалите его, но произнесите слов так, как следует. Малыш произнес впервые: «Асина!» Скажите: «Умница! Машина! Это машина!»

Слайд 11

Заметив те или иные отклонения от темпов нормального развития, советуем не терять время и направить на консультацию к специалистам : неврологу, психологу, логопеду, педиатру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по речевому развитию ребенка раннего возраста.

В работе рассматривается роль родителей в пропедевтике и в своевременном выявлении нарушений речи у детей раннего возраста....

Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отд...

Консультация для родителей "Речевое развитие ребенка раннего возраста".

Естественное желание любой любящей мамы - чтобы малыш как можно раньше научился говорить, четко произностить звуки. Данная консультация раскрывает особенности формирования речи ребенка, на что необход...

Консультации для родителей по развитию речи в младшей группе Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношен...

«Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.».

Консультации для родителей по развитию речи в  группе раннего возраста...

Консультация для родителей по развитию речи в ясельной группе. Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

К первой группе (задержка функционального характера) можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, ...