Польза артикуляционной гимнастики
учебно-методический материал по логопедии

При освоении родного языка дети часто сталкиваются с трудностями в использовании новых слов и ясной речи. Расширение словарного запаса обычно не составляет большого труда, так как детская психика быстро усваивает новые слова и конструкции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_7.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

При освоении родного языка дети часто сталкиваются с трудностями в использовании новых слов и ясной речи. Расширение словарного запаса обычно не составляет большого труда, так как детская психика быстро усваивает новые слова и конструкции. Однако достижение четкой дикции представляет собой более сложную задачу, поскольку речевой аппарат большинства детей требует систематических упражнений. Специальная артикуляционная гимнастика может помочь детям в возрасте 3-4 лет улучшить свою речь без необходимости обращаться к логопедам.

В логопедической практике артикуляцией называют способность произносить звуки раздельно. Чёткость звучания напрямую зависит от развития артикуляционного аппарата. Наибольшее влияние на произношение оказывает постановка губ, языка и щёк. Детям необходимо развивать речевой аппарат, выполняя набор специальных упражнений.

Гимнастика для развития речи выполняется в игровой форме. Ребёнка располагают перед зеркалом и обучают простым и забавным упражнениями, помогающим лучше контролировать движения языка, щёк и губ. Взрослый на собственном примере показывает правильный вариант выполнения каждого упражнения, а ребёнок их старательно повторяет. Занятия с малышами в возрасте 2-3 лет длятся 7-10 минут, а с детьми 3-4 лет – около 20 минут в день.

Логопедическая гимнастика не требует особых условий. Через несколько месяцев работы от зеркала можно будет отказаться и выполнять упражнения «на ходу», с пользой коротая время в пробках, длинных очередях, на детской площадке.

Детские психологи считают, что артикуляционная гимнастика помогает не только в исправлении дикции, но и в укреплении семейных отношений. Родители становятся для ребёнка прямым примером для подражания и обучают навыку, крайне важному для адаптации в социуме. Научить малыша правильно говорить, значит заложить фундамент для успешного будущего.

Артикуляционный аппарат развивается постепенно и нуждается в тренировках. Ни один ребёнок не рождается с правильным произношением – чистому говорению необходимо учиться! Наш язык во время речи выполняет более 30-ти движений (кончиком и краями, спинкой и корнем), дающих разные акустические эффекты. Однако недостаточно делать только гимнастику для языка – огромное значение на артикуляцию оказывают движения губ и щёк!

В возрасте 3-4 лет у 90% детейнаблюдаетсянебольшоенарушениеречи,котороеможнолегко преодолеть, укрепив мышцы языка,щеки губребенка.Допустимыми считаются следующие искажения:

Отсутствие/замена звука"р"("ломашка"вместо"ромашка"), а такжеколичествопроизносимыхзвуков"ш","щ","ж","ч"("крушка"вместо"кружка").

Заменитепохожийзвук"Г"на"к"("кроватка"вместо"гриб") или"д"на"т"("дерево"вместо"елочка").

Заменитеглухоеначто-нибудьзвучное("папайка"вместо"бабайка").

Смягчение речи ("лев"вместо"ложка","лампа"вместо"светильник").;

Сложныесокращенияслов ("компьютер"вместо"computer","морозильник"вместо"refrigerator").

Разборслогов ("Лесорп"вместо"велосипед","Кашепон"вместо"капечон").

Пропуск"неудобных"звуков ("люстра"вместо"канделябр","пачик"вместо"пальчик");

К 4,5годамбольшинство дефектовавтоматическиустраняютсяпри достаточной физическойактивностииотсутствии физиологических проблем.Серияупражненийподыхательнойгимнастике,бегуиплаванию,освоениесловарейпомогутукрепитьголосовой аппарат.

одготовкаребенкак занятиям

Суставнаягимнастика для детей может стать одним изсамыхсчастливыхвоспоминаний детства.1Не обязательноставитьребенкав"школьнуюпозу"или заставлятьего"бытьвнимательным"."Поиграйтевэто.Дажеприинтенсивныхежедневныхзанятияхсуставнойаппаратможетнеразвитьсязамесяц.Рекомендуетсяпредставлятьупражненияввидеигры-скорчитерожицупередзеркаломипопроситеповторить движениязавами.

Малыши от 6 месяцев до 1,5 лет

Детиэтого возрастасудовольствиемподражают взрослым. Во время прогулки можноимитироватьголосживотного–учитьребенкатихоигромко"кукарекать","мяу","Му".Для развитиящекигублучшеподражатьптицами земноводным.Спроситеребенка:"Когдажабадышит,какэтоделаютжабы".-Выпирающиещекихорошоукрепятмышцы."Какдуетветер.тихий.Сильно.-Малышжадновыдыхаетвоздухинапрягаетмышцы губ.Проявитенаходчивость–логопедическиеупражнениямогутсопровождать изучениекниги просмотрмультфильмов.

Дети 1,5-3 лет

Ребенкуинтересныболее сложные упражнения.Чтобыполучитьпользу от словаря, достаточно повторитькаждое упражнение 6-8раз.Времязанятиязависит от настроения малыша – не применяйте силу. Если малышраздраженили устал,рекомендуетсяперенести тренировку на другое время. В этом возрастеоченьудобнонадувать мыльные пузыринамалыше -дети в восторге от радужныхвоздушныхшариков.Втожевремямышцы губ ищекработаютхорошо.Например,выможетепопроситьребенка"дотянутьсяязыком до носа, подбородкаищек","облизатьгубыкончиком или серединкойязыка","послатьвоздушный поцелуй, укрепляющий мышцыгуб". Вы можете это сделать.

Дети 3-4 лет

Продолжительностьзанятий увеличивается до 5-7 минут,аупражненияусложняются.Артикуляционный аппаратхорошоразвитдлявыполненияклассическихлогопедическихупражнений.Ребенкаможноусадитьпередзеркаломиодновременнонаучить егосидеть с ровной спиной. Малышунужновнимательноприсмотретьсяклицувзрослого –сидящийрядом с нимчеловекпредлагаетсначалапоказатьупражнения насобственномпримере, а затемповторить их перед зеркалом. Некоторые заданиясложныдлявыполнения,поэтому стоитподбодритьмалыша:"Смотри,у меня тоже неполучилосьвпервыйраз– давайпопробуемещераз".".Со временемребенокбудетвыполнятьсвоилюбимые упражнения, поэтому можно будет меняться ролями:"Атеперь твоя очередьпоказатьзадание"-ребенокбудеткакучитель.

Полезные игры, упражнения

Какие упражнения выбрать,чтобыразвитьсвойартикуляционный аппарат?Придумайтесвои собственные упражнения, используяклассические примеры из логопедическойлитературы.Принаписаниидиктантаполезно выполнять как можно большеразличныхдвижений мышцамигуб,щекиязыка.



Занятияследуетпроводитьв течение 1 дня2 разапо 5-7 минут, выполняя2или3упражнения. Динамические заданияповторяются5-10 раз, в зависимости отспособностейи настроения малыша. Астатическая("замирание",удержание1позы)длитсяоколо 10-15 секунд. Полезно подбирать упражнения по назначению -один деньделайтегимнастику для губ,второй-длящек,третий-для языка.

Развивайтегубы

Мы смеемся.

Улыбкапомогаетне толькоподнятьнастроение,но ипроизнестиречь.Попросите малыша широко улыбнуться, не показываязубов,изастытьсулыбкойна несколькосекунд.

Трубочка-выручалочка

Вытянутьгубытрубочкой-простая,ноэффективнаязадача.Выможетеусложнитьего,выдуваявоздух, издаваязвук,выпячиваяили втягиваящеки.

Оскал (мундштук)

Показываем сомкнутые зубы –губыслегкаприоткрываютсяивыдвигаютсявперед.

Чередоватьпростые упражнения наскоростьпоможет словарь.Можно поспорить с малышом:"Ктобыстрееулыбнется,подуетвдудочку,покажетзубки"."

Гимнастика для детского языка

Заоднозанятиеполезновыполнитькомплекс статических и динамических упражнений.Чистим зубы / красим забор

Динамичноеупражнениенравится многим детям. Язык действует как зубная щетка - ребенку нужно обработать все зубы (снаружи и внутри), а также щеки и небо кончиком языка.

Сердитыйкот

Языкимитирует сердитую кошку, выгибающую спину дугой. Кончик языка задевает нижние зубы, а средний следует приподнять и зафиксировать. Вы можете попросить малыша пошипеть, чтобы подбодрить его.

Часы

Мы предлагаем детям поиграть с часами. Язык будет изображать стрелку по часовой стрелке. Взрослые скажут вам, на какое время должна быть направлена стрелка, и ребенок это сделает. Затем вы можете сменить роль. Это упражнение поможет вам научиться не только произносить слова, но и распознавать время.

Грибок

1.Одно изсамыхполезныхстатических упражнений. Чтобы правильно выполнить"грибок",нужно приоткрытьротикакможноплотнееприжатьтыльнуюсторону языкакнебу.Детям часто нравитсянаблюдать,какдолгонапрягается нижняя часть языка."Грибок"-сложное упражнение, поэтомуеголучшевыполнятьв концеурока.


Существует множествоотличныхупражнений для развитиясловаря.Яркаякнига с подробным описанием поможет облегчитьзанятия для детей 3-4 лет–детейпривлекаютиллюстрации, поэтому логопедические упражнения часто становятся любимой игрой. Взрослыезаняты.Иребенокужевовсюразвлекается перед зеркалом, повторяяинтересныезаданиядляразвитиягуб, языка ищек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Польза артикуляционной гимнастики"

Консультация для родителей...

Польза артикуляционной гимнастики

Как же сделать занятия артикуляционной гимнастикой еще более интересными и занимательными для детей?В документе перечислены несколько способов....

"О пользе артикуляционной гимнастика для развития речи дошкольников"

Автором представлена консультация для родителей...

О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребёнка

В наш век высоких технологий участилисиь случаи нарушения звукопроизношения у детей....

О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка – Консультация для родителей

О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка – Консультация для родителей...

О пользе артикуляционной гимнастики

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....

Консультация для родителей "Польза артикуляционной гимнастики"

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так ...