Главные вкладки

    О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребёнка
    консультация (младшая группа)

    Балакина Елена Михайловна

    В наш век высоких технологий участилисиь случаи нарушения звукопроизношения у детей. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка»

    В первичном понятии речь – это деятельность говорящего, который использует средства языка для общения в коллективе, выражения внутреннего состояния, мыслей и чувств. Кроме самого процесса говорения, это понятие включает восприятие и понимание речи членами языкового коллектива.

    Развитие речи у детей является важнейшим показателем того, что физическое и психическое состояние соответствует возрастной норме. Существуют многочисленные методы улучшения речевых способностей, но главное условие благополучного развития крохи — родительское общение с ним с первых дней жизни.

    Речь — высшая корковая функция, форма общения людей с помощью звуков и знаков. Речь формируется параллельно с мышлением, нарушение ее становления сказывается на общем развитии человека, в том числе, на следующих моментах:

    • познавательные способности;
    • психическое развитие;
    • особенности поведения и характера;
    • успешность коммуникаций.

    С развитием моторной и сенсорной речи тесно связаны формирующиеся функции письма и чтения.

    Надо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор от «архитектуры»,  которого зависит качество звука. Губы и язык ребенка должны быть сильными и гибкими, способными долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Тогда и звуки речи будут произноситься более четко и правильно. Для правильной и слаженной работы артикуляционного аппарата необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

    Артикуляционная гимнастика является совокупностью специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, а также развитию ловкости, дифференцированности и силы движений этого органа. Упражнения для проведения такой процедуры необходимо подбирать тщательно, предусматривая те положения и движения артикуляционных органов, которые способствуют образованию звуков, составляющих фонетику данного языка.

    Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям трех- четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

    Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

    Организация проведения артикуляционной гимнастики:

    1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, ориентируется ли малыш в пространстве. Может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу. Различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребенка.

    2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут. В  начале обучения не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

    3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

    4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме и с наглядным сопровождением.

    5. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

    6. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

    7. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

     Вот один из примерных комплексов артикуляционной гимнастики для детей 3-4 лет:

                                СКАЗКА ПРО ЯЗЫЧОК.

    Жил-был Язычок в своём домике.  (высунуть язычок)

    В домике было окошечко.  («Окошечко» - открыть рот, произнести ААА, удерживать открытый рот 3-5 сек.)

    Перед домиком был заборчик.   («Заборчик» - сомкнуть зубки, улыбнуться, обнажить верхние и нижние зубы. Удержать такое положение)

    У Язычка была любимая игрушка – дудочка.   («Дудочка» - вытянуть губки вперёд и подудеть «дуууууууу»)

    Сядет Язычок на забор и давай играть на дудочке!  (Чередование «Заборчик» - «Дудочка» - показать зубки и широко улыбнуться, удержать такое положение (раз-два-три); вытянуть губы дудочкой, удерживать (раз-два-три). Повторить 6-10 раз)

    У Язычка был лучший друг – Хомячок.  («Хомячок» - надуть щёки)

    Язычок угощал друга конфетами, а Хомячок всегда их прятал за щёчки.  (Спрячь конфетку» - рот закрыт,  язык во рту упирается с напряжением то в одну щёчку, то в другую; на щёчках образуются твёрдые шарики)

    Язычку стало скучно дома и он решил пойти погулять. Выглянул в окошко, посмотрел на небо: «Светит ли солнышко?»  (открыть рот, поднять язык вверх, тянуться к носику)                                                                                                                                      посмотрел на землю: «Нет ли луж?»   (открыть рот, язычок тянется вниз, чередовать 3-5 раз)

    Язычок убедился, что погода хорошая и вышел на улицу, прямо у дома он заметил красивый цветок и решил его понюхать.  («Цветочек» - вдох носиком, на выдохе говорим «Ах !» или же «Ах как пахнет !»

    А этот цветочек оказался одуванчиком, подул Язычок на цветок и пушинки разлетелись в разные стороны.  (долгий плавный выдох через рот, губы трубочкой).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии детей

    Консультация для воспитателей ДОУ, родителей по проведению и выбору артикуляционных упражнений....

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребёнка»

    На занятиях родители не только получат теоретические знания, они обязательно научатся применять их на практике....

    О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка – Консультация для родителей

    О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка – Консультация для родителей...

    Памятка для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"

    Звуки речи образуются в результате сложного комплекса артикуляционных движений. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и...

    Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"

    Автором разработана консультация по развитию речи ребенка....

    Выступление на методическом часе "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольников"

    Значение артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольников...

    картотека «артикуляционной гимнастики по речевому развитию 3-4 лет»,

    картотека «артикуляционной гимнастики по речевому развитию 3-4 лет»,...