Памятка для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"
консультация (подготовительная группа)

Будникова Ирина Михайловна

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса артикуляционных движений. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса артикуляционных движений. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Правильному подбору упражнений для артикуляционной гимнастики способствует знание роли каждого органа в процессах артикуляции. Наиболее подвижным речевым органом является язык.

Особо следует выделить кончик языка, он участвует в образовании звуков: т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц, и, к, г, х.

Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности.

Средняя часть языка ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке и и мягких согласных).

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п, б, л/), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в).

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м' н, н'. Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м', н, н'»

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

• Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя перед зеркалом, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

• Размешать детей надо так, чтобы все они видели ваше лицо.

• Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить.

• Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности.

• Закрепление любого навыка требует систематического повторения.

• Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.

• Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий.

• В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.

Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет.

1. Покусайте кончик языка – «мама шинкует капусту».

2. Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.

3. Язык, как жало змеи.

4. Язык, как тоненькая иголочка – «ставим укольчики» поочерёдно в каждую щеку.

5. Почистите верхние и нижние зубки языком.

6. Закройте глаза, представьте ночь – «сели на лошадку и поехали». Цокайте.

7. Достаньте кончиком языка нос.

8. Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая зубы.

9. Погладьте зубками губы.

10. Натяните губы на зубы, широко открыв рот.

11. Нарисуйте открытыми губами солнце.

12. Представьте, что заводите мотоцикл – поехали. На пути – гора. Взбирайтесь (усиливается звук). Теперь спускайтесь. Остановитесь.

13. Язык поднимите к верху:

Ша-ша-ша,

Наша шуба хороша.

14. – Здравствуйте, котята!

-Мяу, мяу.

-Здравствуйте, телята!

Му, му, му.

-Здравствуйте, мышата!

- Пи, пи, пи.

- Здравствуйте, лягушки!

- Ква, ква, ква.

15. Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

А сейчас я – дудочка,

Дудочка – погудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю-ка всё опять.

15. Поцелуйчик. На счет «раз» сомкнутые губы вытянуть вперед, как для поцелуя; на счет «два» губы растянуть в улыбку, не обнажая зубов.

Сомкнутыми вытянутыми губами двигать вверх-вниз, вправо- влево; делать круговые вращения по часовой стрелке и против нее.

16. Хомячок. Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, добавляется хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

17. Рожицы. Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу» или «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и ! опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу («кто смешнее» или «кто страшнее»).

18. Баня. Это упражнение выполняется в двух позициях.

19. Дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, коленям, голеням, бедрам. Похлопывание производится поочередно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно

с похлопыванием произнести звук [м] на удобной ноте.

20. Стоя, тело согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание | переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы.

21. Самолетик. Это упражнение лучше выполнять в конце. На нем удобно проверять, каких результатов достигли ребята. Все участники делятся на четыре группы. Каждая группа — это один «мотор» «самолета». Педагог поочередно включает каждый «мотор». «Моторы» «работают» на звуке [а] и очень тихо. Когда все «моторы» «включены», педагог начинает медленно поднимать руки, увеличивая «мощность» «моторов» до самой высшей точки звучания, потом звук резко уменьшается.

22. Цыпленок вылупляется. Губы сомкнуть. Язычок перемещать вверх- вниз, вправо-влево с убыстрением темпа.

23. Колокольчик. Рот приоткрыть, языком бить о края губ, подобно язычку колокольчика.

24. Жало. Рот приоткрыть, язычок высовывать волнообразными движениями вперед и обратно.

25. Лопата. Попытаться достать высунутым языком до носа или ) подбородка.

26. Гримаса. В течение 3 мин корчить гримасы, задействуя все мышцы лица.

Упражнения повторяются по 5—6 раз, затем пауза и расслабление губ.

27. Шерсть чесать — рука болит,

Письмо писать — рукаболит,

Воду носить — рука болит,

Кашу варить — рука болит,

А каша готова — рука здорова.

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

-Как же быть без хруста

Если я — капуста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии детей

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей по проведению и выбору артикуляционных упражнений....

Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика", "Упражнения для развития речи ребенка"

Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика", "Упражнения для развития речи ребенка"...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребёнка»

На занятиях родители не только получат теоретические знания, они обязательно научатся применять их на практике....

О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка – Консультация для родителей

О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка – Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"

Автором разработана консультация по развитию речи ребенка....

Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"

Консультация поможет рассказать родителям о важности артикуляционной гимнастики для коррекции произношения ребенка и речевого развития в целом, особенностями ее проведения дома и некоторыми артикуляци...

Памятка для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...