Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"
методическая разработка

Фомичева Светлана Александровна

Автором разработана консультация по развитию речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_artikulyats_gimnastiki.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1

«Образовательный центр» имени 21 армии Вооружённых сил СССР

п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребёнка.

(консультация для педагогов и родителей)

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: родители, воспитатели.

Артикуляционная гимнастика -  это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

• Улучшить подвижность артикуляционных органов;

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• Увеличить амплитуду движений;

• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

• Развитию гибкости органов речевого аппарата.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых 2 – 3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед педагогом. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо педагога, которое должно быть хорошо освещено. Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому), в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок. Упражнения артикуляционной гимнастики проводят в игровой форме.

Поэтому педагог организует работу следующим образом:

  1. Рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение выполняют все дети.
  4. Педагог проверяет правильность выполнения.

Артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

Таким образом, чем раньше мы начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

В статье рассказано, как влияет развитие пальчиковой моторики на развитие речи ребенка, как развивать мелкую моторику рук....

О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка – Консультация для родителей

О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка – Консультация для родителей...

Памятка для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса артикуляционных движений. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и...

Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"

Консультация поможет рассказать родителям о важности артикуляционной гимнастики для коррекции произношения ребенка и речевого развития в целом, особенностями ее проведения дома и некоторыми артикуляци...

Памятка для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребёнка»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования личности. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений з...

Влияние артикуляционной гимнастики на речевое развитие детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

Правильное произношение звуков, четкая речь, укрепление мышц лица,языка, губ - это целевые ориентиры артикуляционной гимнастики....