Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка
материал на тему

Батанина Анастасия Михайловна

В статье рассказано, как влияет развитие пальчиковой моторики на развитие речи ребенка, как развивать мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchiki_i_rech.docx88.82 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ комбинированного вида №130 г. Липецка

Консультация для родителей

Тема: «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка»

Подготовила:

учитель-логопед

Батанина А.М.

г.  Липецк,  2010 г.

Сегодня мы поговорим о речевом развитии ребёнка. Как его ускорить и сделать этот процесс обучения интересным и увлекательным для малыша.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать окружающий мир. Уважаемые взрослые! Вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отражается на развитии и поведении ребенка. Самая большая ошибка - это бесконтрольно пустить все на самотек.

Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и займемся пальчиковой гимнастикой и играми с ладошками.

В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи?

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка.

          Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.    

Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи.

Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Пальчиковые и "ладонные" игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится "вершителем" игры, и слова, и движения - все ему подвластно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Игры и упражнения, приведенные ниже, адресованы в первую очередь маме и малышу, однако могут быть использованы и в практике педагогов, психологов, логопедов, работающих с маленькими детьми.

Гимнастика  для пальцев рук делится на пассивную и активную.

Пассивная гимнастика (массаж кистей рук: поглаживание, растирание, вибрация) рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.

Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.  Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.

Следует срочно принять меры для развития движений рук, если:

  1. к 3,5 месяцам ребенок не тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты;
  2. к 4 месяцам он не сводит ручки по средней линии, не разглядывает их, не играет ими;
  3. к концу 5 месяца малыш не может уверенно протянуть руку к игрушке, не тянет предмет, находящийся в руке, в рот;
  4. к концу 6 месяца он не может ухватить кубик, не перекладывает предметы из руки в руку;
  5. к концу 7 месяца не вращает кистью с удерживаемой игрушкой;
  6. к концу 8 месяца ребенок не может удерживать между указательным и большим пальцем пуговицу;
  7. к концу 9 месяца не хлопает в ладоши, не пытается самостоятельно пить из чашки;
  8. к концу 12 месяца не бросает предметы в игре, не берет мелкий предмет двумя пальцами, не может подать игрушку взрослому;
  9. в 1 год 2 месяца не пытается рисовать каракули;
  10. к 1 году 5 месяцев не ставит кубик на кубик, не пытается собирать пирамидку;
  11. к 1 году 7 месяцев не разворачивает завернутый в бумагу предмет;
  12. к концу 1 года 8 месяцев не ставит 3 кубика друг на друга, не может чертить прямые линии;
  13. к концу 2 года не может отвинчивать крышку от банки, не пытается остановить катящийся к нему мяч;
  14. к 3-м годам не может перелить жидкость из одной емкости в другую, не нанизывает на шнур большие бусины, не режет бумагу ножницами, не может раскатать пластилин.

       Перед тем как начать играть в пальчиковые игры, постарайтесь хорошенько к ним подготовиться. Для этого в течение первых пяти месяцев жизни ребенка делайте ему массаж кистей рук.
       
Первое упражнение: поглаживайте ручку, слегка надавливая на нее по направлению от кончиков пальцев к запястью.
       
Второе упражнение: по очереди берите каждый палец ребенка и сгибайте и разгибайте его. Эти упражнения нужно выполнять каждый день не меньше 2-3 минут.
      Когда малышу исполнится девять месяцев, начните более активную тренировку пальчиков. Упражнения должны быть разнообразными, важно, чтобы как можно больше пальцев принимало в них участие, а движения были энергичными. Пусть малыш катает деревянные или пластилиновые шарики, перекладывает бусины из одной руки в другую, разрывает бумагу…

Полуторагодовалому ребенку задавайте более сложные задания. Пусть сам застегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки и узелки. Кстати, наглядные пособия для этого вы можете приобрести в магазинах или изготовить самостоятельно, например, сшить черепаху, расположив на ее панцире различные застежки: «молнии», пряжки, кнопки, косички.
        Сначала разминка…
 1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой.
 2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди.
 3. «Замок». Переплетите пальцы, сожмите ладони.
 4. «Солнечные лучи». Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы.
 5. «Ножницы». Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе.
 6. «Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно).
 7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно.
 8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно.
 9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе.
 10. Имитируйте игру на пианино.
 11. «Человечки бегают» с помощью указательного и среднего пальцев.
 12. «Футбол». Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами.
…потом массаж
 13. Надавите четырьмя сильно сжаты ми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони.
 14. Разотрите ладони (вверх-вниз).
 15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами.
 16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними.
 17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.

Хотелось бы, чтобы родители прониклись терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, грамотно помогли бы ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер. Успехов вам, взрослые и дети!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка....

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка.

Консультация для воспитателей. Как пальчиковая гимнастика способствует развитию речи ребенка с ясельного возраста....

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют движениями пальцев р...

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка.

взаимосвязь пальчиковой гимнастики и речевого развития ребенка....

О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка – Консультация для родителей

О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка – Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"

Автором разработана консультация по развитию речи ребенка....

Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"

Консультация поможет рассказать родителям о важности артикуляционной гимнастики для коррекции произношения ребенка и речевого развития в целом, особенностями ее проведения дома и некоторыми артикуляци...