Дизартрия. Как помочь ребёнку-дизартрику?
консультация по логопедии

Шмакова Наталья Николаевна

Дизартрия. Как помочь ребёнку-дизартрику? Консультация для родителей и начинающих специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizartriya._kak_pomoch_rebyonku-dizartriku.docx134.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Как помочь ребёнку-дизартрику?

                             (консультация для молодых специалистов)

Дизартрия- это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Чтобы было понятно, объясним, что лежит в основе этого нарушения. Чтобы появилась речь, нужны пути, связывающие речевые центры коры головного мозга с артикуляционными органами (языком, губами, голосовыми связками и др.) Если какие-то из путей разрушены (именно так и бывает при дизартрии) связи между центром и периферией отсутствуют. Сигналы не поступают - речевой аппарат не работает. Можно сравнить это с обрывом тока в электропроводе. Специальными методами логопед старается соединить порвавшиеся «проводки».  Но таких обрывов - множество. Поэтому нормализовать речь у ребёнка - дизартрика– дело длительное и непростое. Если Ваш ребёнок - дизартрик (это подтверждает  логопед или невролог), то необходимо медицинское и педагогическое воздействие.

Причины: являются различные вредоносные факторы

во время беременности:

  вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты, курение, употребление  алкоголя и наркотиков матерью, несовместимость плода и матери по резус-фактору;  

в момент рождения:

  • затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца, асфиксия (удушение плода пуповиной), гипоксия(кислородное голодание), родовые травмы;

 в раннем возрасте:

  • инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек (менингит, менингоэнцефалит и др.), черепно-мозговые травмы.

Как распознать дизартрика?

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности:

  • Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно.
  • Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, закатывать рукава.
  •  Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.
  •  Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

                 Основными симптомами дизартрии выступают:

  1. Нарушение артикуляционной моторики: спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ; гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией,несмыканием губ, назализацией голоса; дистония артикуляционных мышц – при речи повышенный тонус мышц сменяется гипотонией.
  2. Нарушение звукопроизношения. Выражается в разной степени. Стертая дизартрия проявляется отдельными фонетическими дефектами (искажением звуков), смазанностью речи. Более тяжелые формы дизартрии сопровождаются искажениями, пропусками, заменой звуков. Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена.

Зачем нужен анамнез?

Для специалиста очень важно знать, как протекали беременность и роды у мамочки, каковы были первые часы, дни и месяцы жизни малыша. Чем он болел, не было ли травм, не отягощена ли наследственность? Это не праздное любопытство. На основании собранных сведений (анамнеза) ставится заключение, делается прогноз относительно дальнейшего речевого развития ребенка. Дорогие мамочки, не думайте, что логопед собирает эти сведения, что бы поставить «страшный диагноз».  Ничего не скрывайте и не приукрашивайте. Не зная источника бед, логопед не сможет правильно построить систему индивидуальной логопедической работы. Если нет причин, нет и следствия. Речевые нарушения - это следствия болезней, травм, операций, стрессов, нездоровой экологии. Что-то «выбило» важное звено в общем и речевом развитии ребёнка! Отсюда – позднее появление речи, трудности в постановке звуков.

Когда дети переступают порог логопедической группы, они могут одинаково шепелявить, картавить, пропускать звуки или заменять их. Проходит несколько месяцев. И вот у одних детей звуки успешно ставятся и автоматизируются, а у других – почти все без изменений. Родители таких детей огорчены. Почему? У них закрадываются обиды на логопеда, ведь результата нет. Дело в том, что у «успешных» детей – более «легкий» речевой диагноз: так называемая дислалия. Он не предполагает наличие органического поражения центральной нервной системы. Речевые центры в коре головного мозга у таких детей – практически в целости и сохранности. Пути от коры головного мозга к органам артикуляции - тоже. Такие нарушения исправляются достаточно быстро. У других детей - «неуспешных» - с точностью наоборот. Чаще всего речевой диагноз звучит так: «Стертая форма дизартрии».  Он и объясняет трудность и длительность логопедической работы. Поражена центральная нервная система. Самая сложная их всех систем организма. Но отчаиваться не стоит. Запаситесь терпением. Выполняйте все рекомендации логопеда .Не пропускайте логопедические занятия. Не ждите быстрых результатов, но верьте – у вас всё получится!

D:\театр на столе - это класс! 037.jpg

Как помочь ребёнку-дизартрику?

Если вы уверены, что у ваш ребенок – дизартрик( это подтвердил Ваш логопед или невролог). То придерживайтесь следующих рекомендаций.

Ребёнок не любит твердую пищу? Не стоит идти на уступки и давать только мягкую пищу, тем самым способствуя задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, либо проглатывая воду, либо выливая обратно, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка? Учите ребенка надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.

 Малыш не хочет застегивать сам пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава? Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребёнка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры, вырезанные из плотного картона, пластика и др. твердых материалов. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.

 Ребенок не может правильно держать карандаш, пользоваться ножницами? Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Ребенок испытывает затруднения при выполнении физических упражнений и танцах, не чувствует такта. Не может стоять на одной ноге, не умеет прыгать на левой или правой ноге. Взрослый поможет ребенку, если сначала поддержит его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно. Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача- психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре. Будьте терпеливы с Вашим ребёнком!

                                                                                      Учитель-логопед Н.Н.Шмакова

                                                                                      Снежинск, Челябинская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

речевая карта при дизартрии, при стертой дизартрии

бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии...

Дизартрия. Формы дизартрии.

Что такое дизартрия? Формы дизартрии. Система логопедической помощи при дизартрии. Консультативная помощь родителям и педагогам....

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Конспект коррекционного занятия лексическая тема «Космос» с детьми подготовительной к школе группы (диагноз: ТНР:ОНР – III ур.р.р., дизартрия; ФФНР, дизартрия) (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Космос».Цели:Коррекционно-образовательные·        ...

Дизартрия. Стертая дизартрия.

Даннай материал предназначен для учителей - логопедов....

Дизартрия , как наиболее часто встречающееся нарушение. Логопед поликлиники о работе с детьми, страдающими дизартрией в разных фомах ее проявления.

Дизартрия - что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы. Одной из причин частого посещения логопеда поликлиники могут стать недостатки в произношении ребенка, которые отчасти напом...