Конспект занятия по речевому развитию «Масленица»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Егорова Лариса Сергеевна

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи приоритетной ОО:

ОО «Речевое развитие»:

1. Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание.

2. Упражнять детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

3. Учить детей составлять рассказы о масленичных угощениях при помощи мнемотаблицы.

4. Развивать умение образовывать прилагательные от существительных.

6. Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными ответами.

Задачи в интеграции:

ОО «Познавательное развитие»:

1. Продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках, а именно Масленице, некоторых традициях праздника.

2. Приобщать к истокам народной культуры.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

1. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

2. Создать условия для познавательного общения, поддержания детской инициативы и самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 52

Колпинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по речевому развитию

для детей подготовительной, логопедической группы

«Масленица»

 

                  Автор-составитель:

                                                   воспитатель старшей группы

                 Егорова Лариса Сергеевна.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2024

Конспект занятия по речевому развитию

«Масленица»

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи приоритетной ОО:

ОО «Речевое развитие»:

1. Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание.

2. Упражнять детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

3. Учить детей составлять рассказы о масленичных угощениях при помощи мнемотаблицы.

4. Развивать умение образовывать прилагательные от существительных.

6. Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными ответами.

Задачи в интеграции:

ОО «Познавательное развитие»:

1. Продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках, а именно Масленице, некоторых традициях праздника.

2. Приобщать к истокам народной культуры.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

1. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

2. Создать условия для познавательного общения, поддержания детской инициативы и самостоятельности.

 

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

- Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке? (ответы детей).

А что вы знаете об этом празднике? А хотите ещё больше узнать про Масленицу и побывать в гостях у хозяюшки Варварушки? (ответы детей)

А поедем мы в гости, на саночках с бубенцами.

Танцевальная композиция «Саночки».

Дети парами выполняют движения по кругу под народную музыку.

По окончании музыки дети проходят к музею «Русская изба». На пороге их встречает воспитатель, которая накинула на себя платок.

Хозяйка. Здравствуйте, родные, гости дорогие!

А гостей то у нас сегодня много!

И каких гостей – почетных!

Гостям мы рады, гостей мы ждем!

Пожалуйста, смело входите в наш дом. (дети рассаживаются)

Хозяйка: Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. А теперь скажите за чем пожаловали?

Дети: Про Масленицу узнать хотим.

Хозяйка: Ну что же слушайте внимательно! Рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций.

Масленица — один из самых любимых в народе праздников. С давних времён празднуют его в конце зимы. Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные блины и смазывали их маслом.   Масленица имеет и другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу каждый старается помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души: играли, водили хороводы, катались на санях. С песнями и веселыми закличками звали Солнце, чтобы оно теплее согревало землю, а Весна-красна не задерживалась:

 С доброй вестью к вам пришли,

Веселье, радость принесли!

Зима-то кончается,

Масленица начинается!

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

- Главное угощение на Масленицу – блины. Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:

-На тарелке он один – называем просто…(блин).

-Когда много напекли- назовем мы их…(блины)

-Испекли для дочек – назовем…(блиночек)

-Будет кушать их сынок –назовем тогда…(блинок)

-А огромный, как домище – назовем его…(блинище).

Хозяйка: Ребятушки, а вы любите блины? А с чем вы любите кушать блины? Вот и я хочу вас угостить блинами с вареньем, а вот каким вы мне сами скажите.

Игра «Какое варенье?»

Из вишни- вишнёвое…

Из сливы- сливовое…

Из персика-…персиковое

Из абрикоса-…абрикосовое.

Из смородины-…смородиновое

Из малины-…малиновое

Хозяйка: Вкусное варенье, а рот –то испачкали, но ничего язычок поможет!

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

 

Музыкальная композиция «Бабушка испеки оладушки»

Хозяйка: Как на масленой неделе

Из печи блины летели

С пылу, с жару из печи

Все румяны, горячи.

Масленица, угощай

Нам блиночков подавай

С пылу, с жару – разбирайте,

Похвалить не забывайте.

- Ну, что же ребята нам пора прощаться, а вам в детский сад возвращаться.

Танцевальная композиция «Саночки».

Дети парами выполняют движения по кругу под народную музыку.

По окончании музыки дети их встречает воспитатель, которая сняла платок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет Сюжет занятия: «Вернём колобку хорошее настроение!» (путешествие по сказке)

Закрепление знаний в рамках образовательных областей  «Речевое развитие, «Социально – коммуникативное развитие» в процессе игр....

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...