Консультация для родителей
консультация по логопедии

Елена Владимировна Сатомская

Что такое фонематический слух?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_fonematicheskiy_sluh.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?

Как вы думаете, сколько у нас слухов и зрений? Один слух и одно зрение? Вы ошибаетесь. Слухов у нас по крайней мере три. Первый слух физический. Он есть не только у человека. Благодаря физическому слуху  и человек, и животные слышат различные звуки и шумы вокруг: пение птиц, шум воды, гудок поезда. Не слышат только глухие люди. Второй слух – музыкальный. Благодаря музыкальному слуху мы можем наслаждаться прекрасной музыкой. Этот слух развит у людей в разной степени – у одних он тонкий, высокоразвитый – это люди музыкально одаренные. А другим «медведь на ухо наступил». Но при сохранном физическом слухе и те, кто не имеет тонко развитого музыкального слуха, в быту не испытывают неудобств.

А вот третий слух – специфически человеческий, тонкий, систематизированный, речевой (фонематический). Благодаря этому слуху мы можем слышать все тонкости звуков речи. Оказывается, можно иметь очень хороший музыкальный слух, но недостаточно различать речевые звуки.

Ребенок с недостаточно хорошо развитым речевым слухом затрудняется в различении речевых звуков между собой. Для такого малыша похоже звучат гласные [о-у], согласные  [б-п, д-т, г-к, ж-ш, з-с] и другие звуки речи. Ребенок с нарушением фонематического слуха может нечетко слышать и понимать, какое слово ему сказали: крыша или крыса, уточка или удочка, дрова или трава. Как вы думаете, легко научиться читать и писать, если слова вокруг тебя сливаются, смешиваются и воспринимаются нечетко? Легко ли запомнить правильно букву «ш», если иногда вместо звука [ш] слышится  [ж], а иногда [с] или [щ]? Конечно же, очень трудно. Ведь чтобы запомнить букву, необходимо знать какой звук она обозначает, а для этого нужно слышать и помнить как он звучит. Иначе связь между звуком и буквой будет непрочной и в тетрадях вашего первоклассника появятся «кошги, коловы, ширавы» вместо «кошек, коров и жирафов». Детям с нарушением фонематического слуха трудно услышать и последовательность звуков в слове: какой звук следует за каким. А значит, в тетрадках могут появиться и пропуски букв и слогов, слова могут слипаться друг с другом, буквы меняться местами. Кроме того, ребенок, нечетко усвоивший буквы, будет долго припоминать их при письме и чтении, а значит, читать и писать медленнее остальных. И подгонять его не только бессмысленно, но и вредно. В дальнейшем дети с нарушенным фонематическим слухом значительно хуже остальных могут усваивать правила правописания, так как не слышат всех тонкостей звукового состава слова при его изменении, не чувствуют связи слов. Например, для них слова «лиса», «лес» и «лестница» звучат вполне сходно, а слова «море» и «моряк» - не воспринимаются как родственные.  Поэтому научиться проверять безударные гласные в корне слова таким детям очень трудно.

Большое количество ошибок при чтении и письме влияет на успехи ребенка в учебе, а значит очень скоро родители такого первоклассника услышат: «Не люблю учиться!» Помочь ребенку стать успешным мы должны и можем уже сейчас, вместе с вами. Именно для развития фонематического слуха и связанных с ним процессов мы учим ребенка слушать звуки в словах и текстах, придумывать слова на заданный звук, отрабатываем многократно произношение всех звуков родного языка.

Поиграйте с ребенком в слова и звуки. С некоторыми играми мы с вами сегодня познакомимся.

  • Читая с ребенком любимую книжку с картинками, предложите найти на картинке и назвать предметы, в названиях которых есть заданный звук. А какие еще слова с этим звуком он может назвать? Сначала придумываются слова, в которых заданный звук первый, затем, к примеру, третий. Придуманные слова можно объединить в истории, историю можно нарисовать и рассказать.
  • Перед просмотром мультфильма дайте задание. Пусть ребенок запомнит, а после просмотра назовет предметы и героев на любой заданный вами звук.
  • Назовите несколько звуков по порядку (д, о, м; к, о, т; с, у, м, к, а). Пусть малыш догадается, какое слово получилось.
  • Предложите придумать как можно больше слов, которые начинались бы на слог «на» или «ги». А потом слова, в которых в середине слова встречались бы слоги «ло», «ру» и др.
  • Предложите малышу стать фокусником. Он может превратить одно слово в другое, заменив всего один звук – первый. Так, заменив первый звук на «трудный» звук [р], ребенок превращает ложки в рожки, лозу в розу, лак в рак. А теперь обратные превращения!

Помогите вашему малышу почувствовать себя свободно в мире звучащей речи. И тогда обучение грамоте станет легкой и увлекательной игрой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...