Консультация на тему: "Учимся говорить правильно"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Повалюхина Инна Алексеевна

Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир, что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_govorit_pravilno.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»

Подготовила:

учитель-дефектолог

Повалюхина И.А.

Развитие речи — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Исследования показывают, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Количество правильно произносимых речевых звуков психологи связывают с расширением и активизацией словарного запаса детей.

Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир, что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.

Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. Такие дети, поступив в школу, очень часто плохо пишут и читают.

Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция (положение органов речи), и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.

Как формируется речь у детей в норме?

По мнению многих ученых и специалистов, к концу первого полугодия жизни ребенка в его лепете можно различить вполне ясные звуки [а], [б], [п], [м], [г]. К началу второго года жизни в речи малыша постепенно появляются гласные звуки [э], [у], [ы], [о], [и], а также согласные [в], [т], [д], [к], [х], [л'], [с], [ф]. Большинство твердых согласных звуков формируется лишь после становления соответствующих мягких — [в'], [т'], [д'], [н'], [с'], [р'], [л']. На третьем году жизни (иногда даже позже) формируется произношение согласных звуков [ш], [ж], [ч], [ш'], [з], [ц]. Твердые звуки [л] и [р], вследствие особой сложности артикуляции, дети осваивают часто лишь к пятому-шестому году жизни.

Формирование правильного произношения при нормальном речевом развитии завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребенок должен правильно произносить все звуки своего родного языка и использовать их в своей речи.

На формирование произносительной стороны речи часто указывают некоторые моменты грудничкового периода развития ребенка. Если ребенок плохо берет грудь и затрудняется сосать молоко или молочную смесь, долгое время ест только жидкую пищу, а затем плохо жует, то это может свидетельствовать о патологии развития органов речи ребенка, что впоследствии, возможно, скажется на формировании произносительной стороны речи малыша. С целью укрепления мышц артикуляционного аппарата в домашних условиях можно предложить ребенку тщательно вылизывать ложку; давать малышу твердую пищу (яблоко, морковь и т. п.).

Каковы же особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста?

Для каждого возрастного периода характерны свои особенности звукопроизношения.

Дети 3-4 лет часто один и тот же звук могут произносить то правильно, то неправильно (или даже пропускать его). Нередко они переставляют в словах звуки и слоги, а при произнесении сочетания согласных один из звуков пропускают или произносят неправильно (при этом каждый звук в отдельности произносят верно). У некоторых детей наблюдается сокращение слов. Трехлетние малыши часто заменяют звуки [р] и [л] более мягкими звуками. Недостатком является также произнесение мягких согласных вместо твердых.

У детей 4-5 лет, как правило, появляется устойчивый отдельный звук [р], но он еще недостаточно автоматизирован в речи и часто в словах заменяется другими звуками. К этому возрасту большинство детей осваивает шипящие звуки, хотя может наблюдаться неустойчивость их произношения.

К 5-7 годам дети в основном правильно произносят все звуки речи родного языка, их произношение соответствует фонетической норме языка. Однако у некоторой группы детей речевые недостатки остаются. В этом возрасте может наблюдаться неправильное произношение шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [ш'], а также сонорных звуков [л] и [р].

Каковы же причины неправильного произношения?

Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Неблагоприятные факторы и воздействия, ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются на становлении произношения.

Наиболее распространенными дефектами периферического речевого аппарата являются:

• укороченная подъязычная связка — не дает языку высоко подниматься и затрудняет его движение;

• слишком большой или очень маленький и узкий язык затрудняет правильную артикуляцию;

• узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское нёбо — препятствует правильной артикуляции многих звуков;

• толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа — затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков;

• дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние;

• неправильное строение зубов, зубного ряда — при нарушении зубного ряда может искажаться звукопроизношение.

В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами органов артикуляционного аппарата. Оно может быть вызвано другими причинами, такими как:

• физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;

• недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребенка наблюдаются затруднения в различении звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих согласных ([б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к] и т. д.), мягких и твердых ([б] — [б'], [в] — [в'], [г] — [г'] и т. д.), свистящих и шипящих ([с] — [ш], [з] — [ж] и т. д.);

• недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, что может проявляться, например, в неумении удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;

• снижение слуха (даже очень незначительное снижение слуха часто мешает нормальному развитию произношения).

Еще одной причиной плохого звукопроизношения является неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители должны по возможности устранить негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи.

Родители и окружающие ребенка взрослые должны говорить, правильно артикулируя каждый звук и четко выговаривая окончания слов. Особенно отчетливо следует произносить новые для ребенка слова. Ни в коем случае нельзя «подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо искажать слова и сюсюкать. Следует помнить, что дети, подражая взрослым, копируют их.

Какие бывают виды нарушений звукопроизношения?

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например [м], [н], [т], [п].

Чаще всего отмечается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих ([с], [з], [ц]), шипящих ([ш], [ж], [ч], [ш']), сонорных ([р], [л]).

Выделяют четыре вида нарушений звукопроизношения (в пределах одного слова):

• отсутствие звука;

• искажение звука;

• замена звука;

• смешение звуков.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (вместо роза ребенок говорит «оза»), в середине (корова — «коова») или в конце (комар — «кома» ).

При искажении вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка, например:

• вместо звука [р] произносится велярный [р], образующийся при колебании разных участков мягкого нёба, или увулярный [р], при образовании которого вибрирует маленький язычок (продолжение мягкого нёба);

• вместо звука [с] произносится межзубный [с] (кончик языка не опускается вниз за нижние резцы, а располагается между верхними и нижними резцами);

• вместо звука [л] произносится двугубный [л] (происходит сближение или смыкание обеих губ).

Звук может заменяться другим звуком. Замены эти могут быть самыми разнообразными, например:

• «томок» вместо комок, «дубы» вместо губы (замены звуков, одинаковых по способу образования, но разных по месту артикуляции);

• «това» вместо сова, «тон» вместо сон (замена звуков, одинаковых по месту артикуляции, но различных по способу образования);

• «фухари» вместо сухари, «фахар» вместо сахар (замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов речи);

• «томик» вместо домик, «заба» вместо жаба (замена звонких звуков глухими);

• «бряник» вместо пряник, «гочка» вместо кочка (замена глухих звуков звонкими);

• «ряду га» вместо радуга, «Сона» вместо Соня (замена мягких звуков твердыми и твердых мягкими).

Смешение звуков — это недостаток речи, который выражается в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи (например, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки произносит — «шанки»); смешение звуков — признак незаконченности процесса овладения системой фонем; нормально этот процесс полностью завершается у ребенка к 4-5 годам, когда все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

Как осуществляется коррекция недостатков произношения?

К 4 годам ребенок должен произносить все звуки в соответствии с фонетической нормой русского языка. Однако некоторые дети к 4 годам не могут правильно произносить все звуки речи, так как их артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение у дошкольников до 4 лет признается специалистами допустимым явлением. И только после этого возраста нарушение звукопроизношения считается патологией.

Коррекцию неправильно произносимых звуков необходимо начинать в возрасте 4 лет. Очень часто произношение звуков является внешним проявлением более глубокого нарушения речи, медленного накопления словаря, неумения грамматически правильно оформить свои высказывания. В случаях, когда у ребенка тяжелое нарушение речи, следует обратиться за помощью к специалистам как можно раньше, так как коррекционная работа при некоторых логопедических заключениях чрезвычайно трудоемка, многопланова и требует длительной работы специалистов.

Недостатки произношения звуков могут повлечь за собой нарушения устного речевого общения и письма детей, поэтому очень важно устранить имеющиеся недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте. В этот период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, она гибка и податлива, следовательно, все виды нарушений звукопроизношения будут преодолеваться легче и быстрее.

Следует обратить внимание на то, что каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную не только на формирование звуковой стороны речи, но и на развитие лексического словаря, грамматического строя, развернутой фразовой речи. Все это необходимо для общего психического развития ребенка, а также для его последующего обучения в школе.

Недостаток в произношении лишь единичных звуков часто легко поддается исправлению, родители сами могут помочь ребенку. Для этого необходимо:

• пробуждать интерес ребенка к звуковой стороне речи;

• приучать детей прислушиваться к речевым звукам и выделять их в простых словах;

• предлагать ребенку сравнивать на слух правильное и неправильное произнесение слов;

• поддерживать стремление ребенка более четко произносить слова и предложения;

• целенаправленно развивать у детей слуховое внимание, привычку вслушиваться в речь окружающих и сравнивать ее с собственной речью.

Чтобы выяснить, какие звуки у ребенка нарушены, полезно использовать набор картинок, на которых изображены: стол, маска; семь, осень, лось; зонт, коза; зима, газета; цепь, кольцо, перец; шапка, кошка, камыш; жук, ежи; щётка, овощи; чемодан, бочка, мяч; лук, белка; лев, малина, медаль; рак, помидор; река, карета, фонарь.

Предложите ребенку назвать изображенные на картинках предметы и зафиксируйте неправильно произносимые звуки в словах. Затем необходимо проверить, умеет ли ребенок произносить эти звуки изолированно. Для этого попросите его повторять отдельные звуки, например, [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [р], [л] и т. д.

Если дошкольник не произносит какой-либо звук изолированно, то ведется работа над постановкой этого звука. Для этого следует прежде всего:

• обратить внимание самого ребенка на недостаток его произношения (можно записать его речь на магнитофон, диктофон);

• показать образцы правильного произношения звука;

• сосредоточить внимание на положении органов речи (при этом полезно пользоваться зеркалом);

• продемонстрировать различия (артикуляционные, акустические) правильного и неправильного произношения.

Надо помнить, что развитие речи тесно связано с общим развитием психики ребенка, поэтому успешное развитие его речи зависит от правильности общего режима и режима игровой, речевой, познавательной и двигательной  деятельности.

Информация подготовлена по материалам:

Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения / И. Ю. Кондратенко. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать

Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читатьК 4-5 годам ребенок должен четко произносить все звуки речи. Но ведь наши дети такие разные, и поэтому совершенно естественно, что у некоторых из...

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Тема: «Учим детей говорить правильно и красиво»

Цель:  Просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста, оказание помощи в овладении  приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях....

Выступление на заседание родительского клуба «Дружная семья» тема: «Учите детей говорить правильно»

Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи...

Консультация для родителей на тему: "Учите детей говорить!"(Советы логопеда)

Во все времена в обществе высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью.  Речь включена во все проявления психической деятельности человека. Хотите ли вы, родители, чтобы ваш ребё...