Нейрологоритмика
методическая разработка по логопедии

Баранова Марина Владимировна

Материал дает общее понятие о дисциплине нейрологоритмика, и позволяет педагогам и родителям использовать на своих занятиях приемы этого чудесного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_baranova.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейрологоритмика, как средство коррекционного воздействия для детей с особыми возможностями здоровья. Подготовила учитель-логопед Баранова М.В.

Слайд 2

Как появилась нейрологоритмика На стыке нейропсихологии и логопедии появилась современная междисциплинарная технология- нейрологоритмика. Если логоритмика, в классическом понимании определяется, как форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. То н ейрологоритмика- комплексная программа, которая, помимо упражнений логопедической ритмики включает в себя упражнения, направленные на активизацию всех трёх энергетических блоков головного мозга.

Слайд 3

Три энергетических блока мозга Стабилизация и активация энергетического потенциала организма. (1й функциональный блок мозга по А. Р. Лурия) Весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока: I - энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II - блок приема, переработки и хранения внешней информации; III - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Слайд 4

С чего начинается занятие Уровень 1(первый блок мозга)- уровень ощущений и управления собственным телом: 1.Обеспечивает общий энергетический фон 2.Поддерживает тонус мышц 3.Обеспечивает экономичные, высокослаженные, максимально адаптивные движения всего тела. То есть этими движениями мы прорабатываем проблемы гипо- и гипертонуса, тремора быстрой истощаемости, дефицита собственной инициативы, нарушения памяти и внимания, синкенезии, эмоциональной лабильности.

Слайд 5

Дыхательные упражнения-база первого уровня База первого уровня- дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения оптимизируют газообмен и кровообращение, способствуют концентрации внимания, формируют базовые составляющие произвольной саморегуляции. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмальное дыхание.

Слайд 6

• К дыхательным упражнениям подключаем глазодвигательные упражнения, которые в том числе являются одними из базовых упражнений для формирования самоконтроля. В онтогенезе у детей одними из первых движений появляются движения глаз. Этот этап нельзя игнорировать, глазодвигательные упражнения необходимы для запуска активной работы всех подкорковых структур головного мозга. Глазодвигательные упражнения

Слайд 7

Простейшие элементы массажа и самомассажа Существует два вида самомассажа: гигиенический и вибрационный. Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний. Гигиеническим массажем мы снимаем напряжение с мышц речевого аппарата, а вибрационным, запускаем звучание нашего голоса за счет включения основных резонаторов голосового аппарата. Основными резонаторами в голосе человека являются глотка, ротовая и носовая полости и трахея.

Слайд 8

Предлагаю вам вместе со мной выполнить упражнение: «Зима» Вибрационный массаж со звуком [М] Ход: Давайте представим, что за окном солнечная, морозная , зимняя погода (улыбнулись, брови подняли вверх), солнце ушло за тучку, погода стала пасмурной, налетел ветер, началась метель (нахмурили брови, опустили уголки губ вниз), молодцы. Метель стала еще сильнее(на выдохе долго протягиваем звук [м], при этом слегка постукиваем двумя пальцами по верхней губе). Закончили упражнение

Слайд 9

Второй уровень первого блока мозга Второй уровень первого блока мозга- владение собственным телом и пространством. Обеспечивает качественное восприятие модально-специфической информации (слуховой, зрительной, тактильной, обонятельной). Поэтому, все упражнения здесь рассчитаны на обработку и синтез различных нестандартных сигналов. Если на этом уровне есть дисфункции, то мы увидим их в моторной неловкости детей, тяжелом запоминании даже простой моторной программы, а так же в проблемах с пространственными представлениями.

Слайд 10

Зачем нам ритм? Все игры для развития второго уровня будут состоять из ритмических упражнений, и упражнений на обработку различных нестандартных сигналов. Ритм – это равномерное чередование каких-либо (звуковых, двигательных и т. п.) элементов, присущее действию, течению, развитию чего-либо. Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка, оно помогает координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта, интонационной выразительности речи..

Слайд 11

Это основной комплекс нейрокоррекции в логоритмике . Дальше мы насыщаем занятие классическими логоритмическими упражнениями, которые тоже очень полезны детям. Только в обычные пальчиковые гимнастики мы добавим упражнения на межполушарное взаимодействие, а в классические танцевальные этюды-реципрокные движения, которые активизируют работу двух полушарий.

Слайд 12

Фонопедические упражнения Развитие яркости голоса используя фонопедические упражнения. Фонопедические упражнения способствуют расширению диапазона, увеличению силы и яркости голоса, расширяют тембральную окрашенность, придают легкость звучанию. Часто для дошкольников используются фонопедические упражнения Емельянова. Сегодня мы покажем вам упражнение «Снежинка» •

Слайд 13

Конечно, нейрологоритмика -это и музыкально-ритмические игры. С перестроениями, остановками по требованию музыкального сопровождения. Детям никогда не бывает скучно. Главный плюс нейрологоритмики в том, что для занятий не нужно специальных условий или серьезного дорогостоящего инвентаря. Все что нужно, это хорошее настроение и желание помогать детям с особенными возможностями здоровья максимально, насколько позволяет статус ребенка, становиться более социализированными, активными, думающими и счастливыми.

Слайд 14

Элементы логоритмических упражнений можно использовать благодаря гибкому режиму детского сада в течение всего дня и на улице, во время непосредственной образовательной деятельности, как физкультминутки, перед сном или после сна в виде дыхательных упражнений. Возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду: 1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями. 2. Проговаривание потешек , чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям. 3. Речевые игры перед едой. 4. Логоритмические паузы на занятиях. 5. Динамические паузы между занятиями. 6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием. 7. Подвижные игры с пением (на прогулке) . 8. Игры малой подвижности (в группе) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕЙРОЛОГОРИТМИКА

ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА...