Рекомендации для родителей на лето ( в конце старшей) "Что нас ждет в следующем году"
консультация по логопедии

Нормы речевогог развития, речевые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6-7_letniy_period_v_kontse_starshey.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

1 Делайте артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику.

2 Развивайте мелкую моторику ребенка.

  • лепите из пластилина, глины, раскрашивайте, штрихуйте, обводите по контуру;
  • вырезайте ножницами разные фигуры, выполняйте аппликации;
  • расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, завязывайте бантики.

3 Развивайте словарный запас, грамматический строй речи и связную речь

Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

4 Развивайте фонематический слух

  • «поймай» заданный звук среди других звуков;
  • назови слово на заданный звук, назови первый (последний) звук в заданном слове, определи место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  • раздели слово на слоги, прохлопывая его;
  • повтори за взрослым «слоговые дорожки», например: са-су-сы; то-та-тэ-ту; ша-шу-ша-ши; па-па-ба; ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы и т.д.

5 Читайте книги, повторяйте стихи и учите новые, отгадывайте и заучивайте

загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.

6 Разрешайте ребенку трогать, нюхать, пробовать на вкус, копать, поливать и т.д.

На даче, на прогулке, в поездке перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности необычайно ценны и наглядны. Только в естественных условиях ребёнок усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.

7 Обязательно играйте!

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

1 Делайте артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику.

2 Развивайте мелкую моторику ребенка.

  • лепите из пластилина, глины, раскрашивайте, штрихуйте, обводите по контуру;
  • вырезайте ножницами разные фигуры, выполняйте аппликации;
  • расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, завязывайте бантики.

3 Развивайте словарный запас, грамматический строй речи и связную речь

Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

4 Развивайте фонематический слух

  • «поймай» заданный звук среди других звуков;
  • назови слово на заданный звук, назови первый (последний) звук в заданном слове, определи место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  • раздели слово на слоги, прохлопывая его;
  • повтори за взрослым «слоговые дорожки», например: са-су-сы; то-та-тэ-ту; ша-шу-ша-ши; па-па-ба; ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы и т.д.

5 Читайте книги, повторяйте стихи и учите новые, отгадывайте и заучивайте

загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.

6 Разрешайте ребенку трогать, нюхать, пробовать на вкус, копать, поливать и т.д.

На даче, на прогулке, в поездке перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности необычайно ценны и наглядны. Только в естественных условиях ребёнок усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.

7 Обязательно играйте!

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

Речь ребенка в 6-7 лет: нормы

В норме ребенок 6-7 лет имеет богатый словарный запас (до 7000 слов), может придумать рассказ по картинке или на заданную тему. Активно используются обобщающие слова (цветы, деревья, животные и так далее), в предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты).

В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы.

Речь становится похожа на речь взрослого человека. В этом возрасте ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития и обучения в школе.

К шести годам ребенок правильно произносит все звуки, в том числе «сложные» [р], [л]. Дошкольник осваивает такие средства выразительности речи, как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шепотом или громко, с ускорением или замедлением.

Надо сказать, что словарный запас и грамматика речи детей 6-7 лет полностью зависят от воспитания и от стараний взрослых в предыдущие периоды. Если вы регулярно занимались и занимаетесь с ребенком, читаете ему книжки, много разговариваете, то, скорее всего, речевое развитие вашего ребенка будет в норме. Давайте проверим?

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Проверьте:

1. Может ли ребенок развернуто описать предмет или определить предмет по перечисленным признакам, подбирать синонимы? Например, круглое, красное, сладкое – «яблоко».

2. Умеет ли контролировать громкость голоса, замедлять или ускорять темп речи?

3. Как ребенок отвечает на ваши открытые (!) вопросы: кратко и сухо или развернуто, логично и эмоционально? Например, вопрос «Что тебе особенно понравилось и запомнилось в цирке?» — «Всё» (краткий ответ), «Как собачки прыгали в обруч, медведь танцевал, клоун играл на барабане…» (развернутый ответ)

4. Составляет ли по картинке рассказ?

5. Какие ошибки обычно допускает в речи ребенок? Особенно обратите внимание на согласование существительных (в роде, числе, падеже), ударение. Например, ребенок может говорить: «много окнов» (вместо «много окон»)

Возможно, вы заметили, что ребенок допускает недочеты. Не стоит расстраиваться, у вас еще есть время (до школы), чтобы всё исправить.

Речь ребенка в 6-7 лет: нормы

В норме ребенок 6-7 лет имеет богатый словарный запас (до 7000 слов), может придумать рассказ по картинке или на заданную тему. Активно используются обобщающие слова (цветы, деревья, животные и так далее), в предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты).

В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы.

Речь становится похожа на речь взрослого человека. В этом возрасте ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития и обучения в школе.

К шести годам ребенок правильно произносит все звуки, в том числе «сложные» [р], [л]. Дошкольник осваивает такие средства выразительности речи, как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шепотом или громко, с ускорением или замедлением.

Надо сказать, что словарный запас и грамматика речи детей 6-7 лет полностью зависят от воспитания и от стараний взрослых в предыдущие периоды. Если вы регулярно занимались и занимаетесь с ребенком, читаете ему книжки, много разговариваете, то, скорее всего, речевое развитие вашего ребенка будет в норме. Давайте проверим?

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Проверьте:

1. Может ли ребенок развернуто описать предмет или определить предмет по перечисленным признакам, подбирать синонимы? Например, круглое, красное, сладкое – «яблоко».

2. Умеет ли контролировать громкость голоса, замедлять или ускорять темп речи?

3. Как ребенок отвечает на ваши открытые (!) вопросы: кратко и сухо или развернуто, логично и эмоционально? Например, вопрос «Что тебе особенно понравилось и запомнилось в цирке?» — «Всё» (краткий ответ), «Как собачки прыгали в обруч, медведь танцевал, клоун играл на барабане…» (развернутый ответ)

4. Составляет ли по картинке рассказ?

5. Какие ошибки обычно допускает в речи ребенок? Особенно обратите внимание на согласование существительных (в роде, числе, падеже), ударение. Например, ребенок может говорить: «много окнов» (вместо «много окон»)

Возможно, вы заметили, что ребенок допускает недочеты. Не стоит расстраиваться, у вас еще есть время (до школы), чтобы всё исправить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен знать и уметь ребенок к концу старшей группы Старший возраст (5-6 лет).

Что должен знать и уметь ребенок к концу старшей группыСтарший возраст (5-6 лет)....

Занятие для старшей группы детского сада Коллективная работа, посвященная 70-летию победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»

Коллективная работа, посвященная 70-летию победы в Великой Отечественной войне  Цель занятия: Познакомить детей с историческим прошлым...

Праздник, посвященный 60-летию Великой Победы (старший дошкольный возраст) "Поклонимся Великим тем годам"

В сценарии представлен материал для проведения праздника, посвященного празднованию Дня Победы. В сценарии использовалось музыкальное оформление, танцы, песни, стихи....

Рекомендации родителям по теме «Лето» для детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители!Лето – это прекрасная пора для игр и развлечений, непринужденных бесед и занятий с ребенком на свежем воздухе. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными...

«Старшая группа, что ждет нас впереди?».

Родительское собрание (начало учебного года)...

Квест -игра, посвященная 135 -летию со дня рождения В.И.Чапаева " По следам героев"

Цель: развитие патриотических чувств детей на основе обогащения знаний о праздновании Дня Победы, чувства гордости и ответственности за свою страну, уважения к ветеранам и участникам ВОВ....