Конспект занятия по окружающему миру " Русская матрешка".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

познакомить с  русской матрешкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

" Центр развития ребенка - детский сад № 58"

Конспект занятия

по окружающему миру

« Русская матрешка».

старшая группа

Подготовила:

воспитатель

Климкина Е.А.

Саранск- 2024

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символа русского народного искусства.

Задачи:

- познакомить детей с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства;

- развивать интерес детей к народному творчеству;

- развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;

- воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно - прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой.

Планируемые результаты: ребенок имеет представление о матрешке как о символе русского народного искусства; проявляет интерес к народным игрушкам, творчеству.

Оборудование: матрешки, конверты с разрезными картинками, картинки с контурным изображением матрешек, цветные карандаши, коллекция матрешек, иллюстрации с матрешками (сгруппированы по стилям росписи), карточки — заготовки матрешек.

Ход занятия:

-Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете, что там может быть? А чтобы узнать, что в сундуке нам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно. (Достает матрешку, все внимательно ее рассматривают, слушают стихотворение)

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

Игрушка-кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

«Красивая игрушка,

Похожа на Катюшку,

А, может на Танюшку?»-

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка,

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

Шагает по планете,

И радуется мир.

Рассказ воспитателя о матрешке.

-Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе).

Воспитатель предлагает подойти к мольберту и рассмотреть картинки матрешек.

(Воспитатель показывает и рассказывает)

-Родиной русской расписной матрешки считается подмосковный город Сергиев Посад. Здесь впервые было налажено производство русской деревянной куклы, которая до сих пор вызывает восхищение во всем мире. Эту Сергиеву Посадскую матрешку раскрашивают гуашевыми красками, но ее расцветка не очень пестрая. Но матрешки Сергиево Посадские отличаются от своих сестриц, которых выполняют и в других местах России. Вот в Нижегородской области матрешка представляет собой русскую красавицу, раскрашенную ярко и насыщенно. А в руке такая матрешка обязательно держит букет цветов. Есть матрешка не только статная да пухленькая, а вытянутая да стройная.

Воспитатель: Дети, матрешки хотят поиграть с нами. Хочется вам поиграть с матрёшкой? Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!

(Дети встают в круг, воспитатель берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).

У кого в руках матрёшка,

Тот потопает с ней немножко!

У кого в руках матрёшка,

Тот похлопает в ладошки!

Кто матрёшку в руки взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшку в руки взял,

Тот красиво приседал!

Воспитатель. Внутри каждой матрешки спрятано задание для нас.

Открываем первую матрешку. (Воспитатель читает задание)

Задание первой матрешки:

Расскажите, какая матрешка (опишите ее)? (нарядная, расписная, красивая)

Почему она расписная? (сарафан украшен цветами).

Из чего она сделана? (из дерева)

Задание от второй матрешки:

Назовите матрешку ласково. (Мотя, Матюша, Матрёнушка, Матрена).

Задание третей матрешки:

Дети, а у этой матрешки есть интересные картинки. Вам нужно их собрать.

Проводится игра «Собери матрешку». (Разрезные картинки матрешек).

Воспитатель. Молодцы, дети, все справились с заданием, давайте немного отдохнем и поиграем.

Игра «Мы веселые Матрешки»

Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Сарафаны пестрые, (Руки на пояс, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки, (Наклоны головой влево - вправо)

Любим танцевать, (Топают ногами)

Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)

Мы веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые, а одна, почему грустит?

Дети. У нее сарафан не расписан.

Воспитатель. Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты).

(Дети усаживаются за столы, на которых лежат цветные карандаши, раскрашивают матрешку).

Воспитатель. Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. (Дети рассказывают о своих матрёшках).

В конце занятия воспитатель. Дети, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети. С матрешкой.

Воспитатель. А из чего матрёшка сделана?

Дети. Из дерева.

Воспитатель. А какие у нас матрешки?

Дети. Нарядные, красивые.

Воспитатель. А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Дети. Бережно, аккуратно.

Воспитатель. Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали, из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по формированию целостной картины мира "Русская матрешка"

Формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке....

Конспект занятия по окружающему миру «Русские народные игрушки»

Программное содержание:Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию...

Комплексное занятие (ознакомление с окружающим + рисование) "Русские матрешки"

Приобщение детей к национально-культурным традициям через знакомство с русской народной игрушкой - матрешкой....

Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром. «Русский народный костюм»

Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром. «Русский народный костюм»Провела воспитатель Бурова Ольга Николаевна.ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: - воспитывать интерес и любов...

Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) по окружающему миру "Русский народный костюм" (старший дошкольный возраст)

В конспекте представлен материал для приобщения детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитания уважения к народному костюму, развития интереса к народной культуре...