картотека "Игры на развитие длительного выдоха без участия речи"
картотека по логопедии (старшая группа)

Акентьева Наталья Анатольевна

Игры на развитие длительного выдоха без участия речи. Начинать работу по любому комплексу необходимо с дыхательного упражнения, для постановки правильного речевого дыхания носом сделайте плавный вдох, одновременно выпячивая вперёд живот. Затем сделайте плавный выдох через рот, втягивая одновременно живот в себя. Покажите ребёнку несколько раз движение, положив его руку себе на живот, чтобы он чувствовал его подвижность. Движение выполняйте свободно, с хорошей амплитудой. Плечи при вдохе не поднимайте.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры на развитие длительного выдоха без участия речи

Слайд 2

Начинать работу по любому комплексу необходимо с дыхательного упражнения, для постановки правильного речевого дыхания носом сделайте плавный вдох, одновременно выпячивая вперёд живот. Затем сделайте плавный выдох через рот, втягивая одновременно живот в себя. Покажите ребёнку несколько раз движение, положив его руку себе на живот, чтобы он чувствовал его подвижность. Движение выполняйте свободно, с хорошей амплитудой. Плечи при вдохе не поднимайте. Упражнение проделывайте каждый день в течение 3-5 минут перед зеркалом. Отрабатывайте у ребёнка силу и длительность выдоха, учите его делать умеренный глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным экономным выдохом. Примерные упражнения: Сдувание с ладони комков ваты, бумаги. Сдувание со стола комков ваты или бумаги, увеличивая расстояние. Поддувание пушинок, пёрышек , кусочков ваты и воздуха. Дутьё на полоски бумаги. Задувание свечи на расстоянии. Катание струёй выдыхаемого воздуха по столу карандашей, катушек. Поддувание плавающих в воде пластмассовых игрушек, корабликов бумажных или сделанных из пенопласта. Пускание мыльных пузырей. Вращение ветряных мельниц выдыхаемой струёй. Поддувание бумажных фигурок таким образом, чтобы они не упали.

Слайд 3

Игровые упражнения: « Пилка дров» Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох. 2. «На морозе» Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие руки», плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. 3. «Листья шелестят» На полоски тонкой бумаги, вырезанной в виде листиков и прикрепленных к « ветке», по сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели. 4. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Следить , чтобы ребёнок не надувал щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. 5. «Пароходы ». На высоком стуле - таз с водой. Дети встают вокруг стола, опускают в воду бумажные кораблики. Необходимо, чтобы парус кораблика находился на уровне рта ребенка. По команде дети набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть на парус своего кораблика. Необходимо следить , чтобы дети не поднимали плечи, дули держа губы трубочкой, не раздувая щек. Делаем 3-5 вдохов и выдохов. Победит тот, кто перегонит кораблик к противоположному краю таза. 6. Упражнение с дыхательным тренажёром . Тренажёр представляет собой изогнутую пластиковую трубочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребёнок выполняет упражнение стоя. Ребёнок берёт конец трубочки в рот, делает глубокий вдох и дует , не раздувая щёк , так, чтобы шарик поднимался , но не падал .

Слайд 4

Игры на развитие длительного выдоха с участием голоса

Слайд 5

1. «Задуй упрямую свечку». Ребенок держит в руке цветную полоску бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать – «гасить свечу», произнося «ф». 2. «Эхо» Дети делятся на две группы, одна группа-эхо. Первая группа произносит какие-то звуки: а, у, о , другая тихо повторяет. 3. «Игра-загадка ». Взрослый беззвучно артикулирует один-два гласных звука, ребёнок должен озвучить его. Ребёнок произносит звук на длительном выдохе . 4. «Трубач ». Ребёнок подносит ко рту сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дует в «трубу»: « пф ». 5. «Жук ». Ребёнок сидит на стуле. Руки опущены вдоль туловища. Поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая показать, как долго жужжит большой жук – «ж», одновременно опуская руки вниз. 6. «Комарик ». Ребёнок стоит. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону, на выдохе показать, как звенит комарик – «з». Быстро повернуться в исходное положение; новый вдох – и поворот в другую сторону. 7. «Шину прокололи». Сделать легкий вдох (ощутить ладонью, как «надули воздухом шину»), и выдыхая показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине (со звуком «ш »). 8. «Вьюга». П еред детьми сюжетная картинка «Вьюга ». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у…По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: у-у-у… По сигналу: Вьюга затихает- дети постепенно уменьшают силу голоса. Вьюга закончилась- замолкают . 9. «Топор». Дети стоят . Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены замком. Быстро поднять руки вверх - вдох, наклониться вперед, медленно опуская « тяжёлый топор», произнести - ух! –на длительном выдохе .

Слайд 6

Игры закрепление правильного дыхания в процессе речи.

Слайд 7

1. «Цветы». В вазе стоит букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди вынимают цветок, нюхают его и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет. 2. «Приятный запах». Дети подходят к вазочке с очищенным апельсином, мандарином, еловой веточке и т.п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах». 3. “Произнеси чистоговорку ” Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки из 3 – 4 слов на выдохе, например, “Лола мыла куклу Милу ”. 4. “Произнеси на одном выдохе” Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания и произнесение от 2 до 4 слов на одном выдохе, например, счет ( один, два, три, четыре ), дни недели ( понедельник, вторник, среда, четверг ), предметы, относящиеся к определенной родовой группе ( шапка, шуба, шорты, куртка ). Для развития и закрепления правильного речевого выдоха можно использовать короткие стихотворения Александровой, Маршака, Барто . При этом дети сначала заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по одной строчке стихотворения. Большой интерес вызывают у детей диалоги. В работе над диалогами не только закрепляется правильное речевое дыхание, но и формируются правильные интонации, выразительность речи и в целом просодическая сторона речи. Диалоги необходимо сопровождать наглядным материалом (картинками, макетами, масками животных ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие длительного выдоха у детей младшего возраста

В данной статье представлены игровые приемы для формирования  правильного речевого  дыхания у детей, что будет в немалой степени способствовать  правильному  произношению звуков ро...

Консультация "Игры на развитие плавного длительного выдоха по временам года в младшей группе для детей с речевыми нарушениями".

В консультации представлены игры на развитие плавного длительного выдоха с использованием пособий как сделанных своими руками, так и готовых....

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи

Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ....

Пособие для развития длительного речевого выдоха "Листопад"

Данное пособие очень простое в изготовлении, но при этом очень востребованно детьми....

Пособия для развития длительного речевого выдоха «Остуди чай», «Сдуй листик с грибочка».

Дыхание в процессе речи называется речевым дыханием. Речь невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребёнка младшего возраста отличается от дыхания ребёнка дошкольного возраста и тем более - взрослого ...

Картотека игр и упражнений на развитие речевого дыхания (без участия речи)

Картотека игр и упражнений на развитие речевого дыхания (без участия речи)...