Памятка для воспитателя «Требования к проведению артикуляционной гимнастики»
материал по логопедии

Фоменко Инна Александровна

Памятка для воспитателей.«Требования к проведению артикуляционной гимнастики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателя

«Требования к проведению артикуляционной гимнастики»

Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата. 

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Задачи: Укреплять мышцы языка, губ, щек, развивать  подвижность органов артикуляции.

Артикуляционные упражнения бывают:

•   статические — необходимы для формирования артикуляционного уклада;

• динамические — важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи. 

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно в утреннее время или вечернее, но не после еды. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 5-7 минут (зависит от возраста), не более 4-5 упражнений за один  раз.

2. Каждое динамическое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 7-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Движения выполняются неторопливо, ритмично, четко. Всегда следите  за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помнить, что качество важнее количества.  

5. Во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции, все проводится по показу.  

6. Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 

7. Гимнастика проводится сидя, в это время у ребенка спинка прямая, руки и ноги в спокойном состоянии, он не напряжен.

     Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.

     В 1 младшей группе ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача – проведение работы по овладению  детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение произношения гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т.д.)

     Во 2-ой младшей группе знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата:

— губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой.

— нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.

— язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.

Выполняются:

— упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов)

— упражнения для развития подвижности нижней челюсти

— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»)

— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр»)

     В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать языке широким и узким.

Чаще выполняются  упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

      В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»).

      Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения : «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».

В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следить за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений.

     В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка. Для артикуляционной гимнастики берут упражнения  на дифференциацию различных звуков:

И-У, Э-О, И-О, Э-У, И-Э, У-О

М-Л, Н-Л

Б-Д, Ф-Х, Б-В, К-Х

 

Составила: учитель-логопед МБДОУ Дс 24

Фоменко Инна Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.  ...

Памятка для родителей "Правила проведения артикуляционной гимнастики"

Автором представлена памятка для родителей по проведению артикуляционной гимнастики....

Памятка для родителей по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях

Памятка кратко отражает ключевые аспекты артикуляционной гимнастики...

Консультация-памятка ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Предлагаю вниманию коллег памятку для родителей о том, почему необходимо делать артикуляционную гимнастику в домашних условиях, и как правильно это делать так, чтобы ребенку было интересно и чтобы у н...

Памятка для родителей "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Данный материал предназначен для родителей. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики помогут родителям правильно организовать работу с ребёнком дома....